Церковная реформа патриарха Никона и церковный раскол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Важным фактором истории русской культуры в XVII в. была церковная реформа патриарха Никона. Она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подрывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Однако было не ясно, что брать за основу – давние переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные до падения Константинополя в 1453 году, или сами греческие тексты, в том числе исправленные после падения Константинополя. По указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в них появились разночтения с древними славянскими переводами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Русская церковь до середины XVII века и истоки раскола……………...4
2. О том, как сын крестьянина стал патриархом………………………………9
3. Реформы Патриарха Никона…………………………………………………12
4. Церковный раскол. Старообрядчество………………………………………14
5. Низложение патриарха Никона………………………………………………17
6. Итог церковного раскола, его значение и последствия…………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Русская церковь до середины XVII века и истоки раскола……………...4

2. О том,  как сын крестьянина стал патриархом………………………………9

3. Реформы  Патриарха Никона…………………………………………………12

4. Церковный  раскол. Старообрядчество………………………………………14

5. Низложение патриарха Никона………………………………………………17

6. Итог церковного  раскола, его значение и последствия…………………….20

Заключение………………………………………………………………………23

Список  использованной литературы…………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным фактором истории русской  культуры в XVII в. была церковная реформа патриарха Никона. Она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подрывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Однако было не ясно, что брать за основу – давние переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные до падения Константинополя в 1453 году, или сами греческие тексты, в том числе исправленные после падения Константинополя. По указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.

Все нововведения касались чисто обрядовой  стороны, а не существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды.

Таким образом, в расколе столкнулись  три тенденции: государственная

(представленная  царем Алексеем Михайловичем  и его окружением), в рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль; государственно-церковная, в традициях классического иосифменства (старообрядцы); теократическая, основанная на стремлении поднять церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим лицом политической истории (Никон).

 

 

 

 

1. Русская церковь до  середины XVII века

и истоки раскола

 

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе  Владимире было крупнейшим событием в истории нашей Родины. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Еще княгиня Ольга, бабушка великого князя Владимира, приняла святое крещение и, по словам летописца, «многих ко вере приводе». Со времени св. князя Владимира русская церковь в течение более 600 лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире. 

Истинную Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, которые не раз делали попытки подчинить себе или расколоть русскую церковь: страшное иго татарское, более двухсот лет тяготевшее над Русской землей, не смогло уничтожить или исказить православия. Не раз папы римские стремились подчинить русскую церковь своему престолу, но всегда безуспешно. Верный своей истинной православной церкви, русский народ всегда давал отпор католикам. 

Также безуспешны были попытки внести еретические искажения чистоты христианского учения. Наиболее значительными из них были ереси «стригольников» и «жидовствующих», возникшие в XIV-XV вв. в Новгороде. 

«Стригольники» отрицали необходимость  духовенства и проповедовали, что и миряне могут руководить верующими; они отвергали св. таинства и постановления вселенских соборов. «Жидовствующие» отвергали догматы о св. Троице, божественности Исуса Христа, отрицали монашество, св. иконы и многие церковные обряды. Эти еретики быстро исчезли. 

Все эти покушения на единство и  святость русской церкви привели  к тому, что русский народ еще  внимательнее, еще строже стал охранять свою православную веру. 

Управление русской церковью сначала  находилось в Киеве. Во главе церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами  на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русcкого духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города. 

После разорения Киева войсками татарского хана Батыя (1240 г.) местопребывание митрополита было перенесено во Владимир. А при митрополите Петре кафедра митрополита была перенесена в Москву. 

В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей - западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна была признать и католические догматы. За православной церковью сохранялись лишь ее богослужебные обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с кафедры митрополита. После чего собором русских епископов был избран в митрополиты архиепископ рязанский Иона, который был поставлен в 1448 г. уже без утверждения константинопольского патриарха. С этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии византийским патриархом. Таким образом, русская церковь приобрела независимость от греческой. 

При митрополите Ионе также произошло  отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом. 

Так образовались две русских митрополии: одна управляла северо- восточной частью России, другая - юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала под влияние католичества. Русская же православная церковь на северо-востоке России с центром в Москве, церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия. 

В 1453 г. Константинополь был взят турками, и вся Византия подпала  под турецкую власть. «Божья кара за измену Православию, за союз с папой-католиком  постигла Византию», - говорили тогда  в Москве, узнав о победе турок.  

В 1551 году при царе Иоанне Васильевиче  Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название «Стоглавый», так как сборник постановлений его состоял из ста глав. Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные погрешности в знаках препинания и на некоторые описки, а также привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех, кто нарушает правила святых апостолов, противится совершению службы по церковному уставу и нарушает обряды и предания св. Церкви.  

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал восточный патриарх Иеремия. Хотя фактически московский митрополит был уже независим от константинопольского патриарха, пребывание в Москве патриарха Иеремии русская церковь использовала для учреждения патриархии, и в гот же год митрополит московский Иов был возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к царю Федору, патриарх Иеремия сказал: «Ветхий Рим пал от ересей; вторым Римом - Константинополем завладели агарянские внуки - турки; твое же великое Российское царство - третий Рим - всех превзошло благочестием» (В. О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1957, ч. III, с. 293). 

Но именно в то время, когда русская  церковь достигла наибольшего величия  и расцвета, в ней произошел  раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось  в царствование Алексея Михайловича  и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

К середине  XVII  в.  окончательно  утвердилось представление,  что

Русская  Православная  церковь  –  единственная  преемница  и  хранительница благочестия. До XV в.  Русь  считалась  духовной  дочерью  Византии,  откуда получила крещение. Но Византии угрожала гибель  от  окружавших  её  турецких полчищ, и Греческий император обратился за помощью и избавлением  к  главе католического  мира  –  Папе  Римскому.  Чтобы  наверняка  получить  помощь, император предложил объединить католическую и  православную  церкви,  причём согласился  на  уступки  католицизму.   В   итальянском   городе   Флоренции подписали документ  о  соглашении  Флорентийскую  унию  1439  г.  Митрополит Московский  Исидор,  грек  по   происхождению,   также   подписал   акт   об объединении. Но в Москве такой поступок восприняли как  измену  православию.

Исидор  был  свергнут,  а  на  его  место  собор  иерархов  избрал  русского митрополита. Вскоре после этого в 1453  г.  на  месте  Византийской  империи возникла Османская. Русские люди   увидели в этом  событии перст божий, наказание за отступничество от православия.

С этого времени Московское государство становится единственным в  мире крупным независимым православным царством.  Стали  говорить,  что  Москва  – «третий Рим». На московских площадях  рассказывали,  что  было  два  Рима  – города-миродержца. Первый увлёкся папской ересью и пал, тогда  его  значение перешло к Константинополю –  «второму  Риму»,  который  изменил  православию, принял папскую веру и  за  это  был  пленён  турками.  Поэтому  важная  роль защитника истинной веры перешла к Москве.

Повседневная  церковная  практика  выдвигала  разнообразные   вопросы, обсуждение которых порой выливалось в напряжённые споры. Это было  одной  из традиций, воспринятых  вместе  с  верой  из  Византии.  Однако  Византийская покоилась на древней  культуре,  которая  дала  богатый  богословский  языки умение мыслить. В Древней  Руси  богословская  учёность  приобрела  характер беспредельной веры в книгу, и любой научный  подход   к  вопросам  веры  был неприемлем.  В  обществе  возникло  множество  вопросов  по  поводу  обрядов русской православной церкви.

Особенно горячие прения вызвали два вопроса:

1. Сколько раз нужно  произносить «аллилуйя» (два или  три)

2. О «Посолонном хождении» (движение по солнцу)

Стоглавый  церковный  собор  в  1551  г.  закрепил   как   единственно

правильные  двойную  аллилуйю,  двуперстное   крёстное   знамение,   хождение «посолонь» и другие отечественные традиции, не уточнив как же  происходит  в православном мире.

Тогда же, в XVI  столетии,  было   замечено  множество расхождений и недосмотров  в  церковных  книгах.  Много  сложностей  и   с   переводчиками богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий языки,  другие – русский. На стоглавом совете было решено исправлять  книги,  сверяя  их  с добрыми переводами, но отсутствие единого  подхода  привело  к  ещё большим  искажениям  текста.  Одной  из  попыток  достичь   единообразия в богослужебных  книгах  было  открытие  типографии  в  Москве,  но  вместе  с количеством издаваемых книг росло и число ошибок.

В 1645 г.  царь Михаил Фёдорович  и  патриарх  Иосиф,  чтобы  получить основательное подтверждение  этих  несоответствий,  послали  на  восток  для осмотра святых мест и описания  чинов  греческой  церкви  Арсения  Суханова, сведущего в посольских делах и знающего греческий язык.

Новый, переломный период в истории Русской Церкви начинается с приходом Никона.

 

2. О том, как сын крестьянина стал патриархом

 

Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку. От природы очень способный, Никита успел приобрести в монастыре много знаний, так и не приняв монашеского сана, – отец убедил его вернуться домой.

По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные  книги, он сначала нашёл себе место  причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей.

Никита-священник вскоре получил  такую славу, что был приглашён  в Москву, где впоследствии имел свой приход в течение десяти лет. Потеряв троих детей, он убедил жену постричься в монахини, а сам удалился в Анзёрский скит на Белом море (близ Соловецкого монастыря), где постригся, получив монашеское имя Никон. В 1642 году он перешёл в Кожеозёрскую пустынь (близ реки Онеги), где уже в следующем году стал игуменом.

В 1645 году Никону пришлось быть в Москве по делам своей обители и лично  явиться к царю Алексею Михайловичу. Царь, человек религиозный, был поражён  «величественной наружностью сурового монаха и его сильной речью». В 1646 году Никон ещё более сблизился  с царём, и тот настоял, чтобы Никон перевёлся в Москву – так в этом же году Никон стал архимандритом Ново-Спасского монастыря (что в Москве), принадлежавшего роду Романовых. С тех пор Никон стал частенько наведываться к царю для «душеспасительных бесед». В 1648 году царь настоял на посвящении его в митрополиты и назначении в Новгород Великий. В Новгороде Никон проявил большие административные способности и необыкновенное мужество при усмирении в 1649 году мятежа против царского наместника. Но митрополитом Новгородским Никон пробыл всего четыре года.

В 1652 году, после смерти патриарха  Иосифа, царь Алексей Михайлович пожелал избрания в патриархи Никона. Никон, вызванный по этому поводу в Москву, долго отказывался от патриаршества, зная зависть и вражду к себе бояр (как к царскому любимцу). Но после того как царь со слезами просил его стать патриархом, и Никон, спросив: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?»  – получил утвердительный ответ, он принял патриаршество (25 июля 1652 года).

Информация о работе Церковная реформа патриарха Никона и церковный раскол