Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:20, реферат
В конце 50-х гг. Хрущев активизирует антирелигиозную пропаганду и возобновляет компанию закрытия храмов. В годы правления Брежнева деятельность российской православной церкви, хотя и находилась под жестким контролем, все-таки поощрялась и поддерживалась, а антирелигиозные компании были направлены против сектантов, что получало одобрение и Московской патриархии.
В конце 20-х гг. распад СССР привел к многочисленным, подчас, противоречивым изменениям во всех сферах политической, экономической и общественной жизни общества. Перемены в государственном и политическом строе России, коренным образом повлияли на роль и место и религии (церкви) в социально-политической и духовной жизни общества.
1.Введение……………………………………………………………………….. 2
2. Церковь и государство 1920-1940-х гг ………................................………4
2.1. Основные события церковной и государственной истории периода 1920–1940-х гг ……………………… ………………...................................... ..4
2.2. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события. ……………………………………………………………….. ..............11
2.3. Церковное подполье в жизни Русской Церкви
в 1920-1940-е гг.………………… ……………………………………………..14
2.4. Легальный епископат и церковное подполье в 1920-1940-е гг………..20
3. Заключение…………………………………………………………………..27
4.Список Литературы……………………………………………………….…28
Легальность перестала быть пряником и превратилась в кнут.
На протяжении 1930-х гг.
нелегальное положение было одним
из главных поводов для репрессий
против Церкви - как подпольной, так
и легальной ее части, духовенства
как лояльного митрополиту
Политика властей, направленная на последовательное вытеснение Церкви из легальной жизни, имела для Церкви далеко идущие последствия. В подполье в 1920-1930-е гг. оказались почти все сферы церковной жизни, причем их распространение за пределами легальности носило массовый характер. Первыми в подполье оказались монашеские общины. De jure монастыри рассматривались советским государством прежде всего как хозяйственные предприятия, и потому национализация церковного имущества, провозглашенная Декретом 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" [15; 25-30], стала основанием для передачи монастырских комплексов местным советам и для роспуска общин. С начала 1920-х гг., по мере закрытия обителей, в окрестных селах и городах стихийно начали возникать "домашние" монастыри. В 1922-1929 гг. практически вся территория страны, особенно европейская часть России и Украина, оказалась покрыта сетью таких монастырей, в которых жили от 3-4 до 20-30 человек, а общее число насельников "домашних" монастырей по самым общим оценкам превышало 30000 человек [19; 563]. Одновременно в середине 1920-х гг. возникает еще один тип нелегальных монастырей - общины, изначально созданные как подпольные. Если "домашние" монастыри стали результатом дробления ранее существовавших общин, то изначально подпольные общины возникли благодаря естественному притяжению к их руководителям людей, стремившихся к духовной жизни, в основном молодежи. Очевидно, одним из самых крупных нелегальных монастырей был конгломерат подпольных общин, сформировавшихся вокруг нескольких наставников московского Высоко-Петровского монастыря. По нашим подсчетам, в начале 1930-х гг. численность его тайных пострижеников достигала 170-200 человек [4;112].
В 1930-е гг., с началом массового закрытия церквей, к подпольным монастырям присоединились незарегистрированные приходские общины, продолжавшие собираться на богослужения (со священниками или без них) после закрытия храмов. Если судить по интенсивности легализации незарегистрированных приходских общин, происходившей на Украине и в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, их число к началу 1940-х гг. составляло на Украине 5000-6000 (примерно 50% от закрытых церквей), а в Белоруссии - около 600 (примерно 20% от закрытых церквей). В России массовое возвращение к храмовому богослужению нелегальных общин произошло лишь в некоторых областях, подвергавшихся оккупации. Но если допустить, что в РСФСР каждая третья снятая с регистрации община продолжала свое существование после закрытия ее храма, то число нелегальных приходов здесь составит порядка 8000-10000 [22; 172,182]. Эти цифры основаны на предположении и потому условны. Вместе тем они дают возможность представить масштабы распространения нелегальных приходов накануне 1940-х гг. Кроме того, в 1920-1930-х гг. в подполье действовали, по крайней мере, одно высшее учебное заведение Патриаршей Церкви и множество детских и молодежных образовательных кружков, значительно были развиты запрещенные Постановлением 1929 г. благотворительность и хозяйственная деятельность. Тем самым в 1920-1930-е гг. подполье оказалось главным способом сохранения церковной жизни, которая не могла существовать в легальных условиях.
Тенденция к сужению легальной
жизни Церкви, действовавшая в
политике советского государства в
предшествующий период, начала меняться
в конце 1930-х - начале 1940-х гг., когда
в новой международной
Такая позиция Совета и в целом политика "нового курса" способствовали тому, что 1940-е гг. стали новым этапом в истории церковного подполья. Центральной тенденцией в его жизни в это время стало стремление к легализации всех сторон церковной жизни, ранее вытесненных за пределы законного. Религиозный подъем, набиравший силу с конца 1930-х гг., дал себя знать в полной мере во время Великой Отечественной войны. 1941-1942 гг. были ознаменованы возвращением на оккупированных территориях к храмовому богослужению тысяч подпольных общин - приходских и монашеских. После освобождения большинство из них были зарегистрированы и тем самым обрели легальный статус. На территориях, остававшихся в тылу красной армии, все большее число верующих подавало заявления об открытии церквей. Далеко не последнюю роль в этом процессе играли незарегистрированные общины и заштатное духовенство. Последнее стало основным кадровым резервом легальной Церкви как на епархиальном, так и на общецерковном уровне. В период войны развернулась и была признана властями церковная благотворительность. На пять лет (до 1948 г.) к легальному существованию вернулись паломничества к неофициальным (находившимся не в действующих монастырях) святыням и традиционные крестные ходы внутри приходов. Была легализована и постепенно нашла свое место в системе государственного распределения ресурсов хозяйственная деятельность Русской Церкви. Можно сказать, что легализация церковного подполья была одним из важнейших механизмов церковного возрождения 1940-х гг.
Переход большей части
церковной жизни к нелегальному
существованию в 1920-1930-е гг. и ее
возвращение в сферу
2.4. Легальный епископат и церковное подполье в 1920-1940-е гг.
Впервые вопрос о взаимоотношениях
легального епископата церковного центра
с церковным подпольем
"Насильственный роспуск
общественно признанного
Как видим, митрополит Сергий
свидетельствует о
Известно несколько случаев участия легальных епископов в подпольной церковной жизни. В 1924-1935 гг. в Москве под руководством епископа Сергиевского Варфоломея (Ремова), настоятеля Высоко-Петровского монастыря, действовавшего в то время как легальный приход, была создана сеть тайных монашеских общин. Епископ Варфоломей был не только координатором деятельности их наставников, но и духовником одной из групп. Подпольный монастырь был призван сохранить в условиях гонений аскетическую традицию. В начале 1930-х гг. его численность достигала 200 человек. Кроме того, епископ Варфоломей был одним из профессоров, а с 1931 г. руководителем нелегальной Духовной академии. Этот случай представляет особый интерес, так как епископ Варфоломей был близок к руководству Патриархии и, будучи на покое, выполнял ответственные поручения предстоятелей Российской Церкви [6; 36-39,41]. Известно также, что временно управляющий Московской епархией епископ Филипп (Гумилевский) по сути помогал скрывать деятельность нелегального Петровского монастыря. В 1929 г. ему было подано прошение о пострижении в схиму одного из духовников обители, в котором указывалось, что пострижение "не будет тайным, но и не будет оглашено". Несмотря на арест епископа Филиппа в 1933 г., этот постриг остался скрыт от посторонних: схиархимандрит Игнатий, будучи арестован в 1935 г, проходил по документам дела под своим именем в мантии - как архимандрит Агафон [15; 81,321]. Судя по делу Высоко-Петровского монастыря 1935 г., епископ Филипп проводил тайных постриженников обители по документации Патриархии под вымышленными именами [11]. Одно из мест в переписке упомянутого схиархимандрита Игнатия (Лебедева), бывшего наместником епископа Варфоломея по управлению Высоко-Петровским монастырем, дает основание предположить, что после ареста епископа Филиппа то же самое делал его преемник на посту управляющего Московской епархией архиепископ Питирим (Крылов). И архиепископ Филипп, и архиепископ Питирим были членами Временного Патриаршего Синода, а последний некоторое время исполнял обязанности управляющего делами Священного Синода [15;193]. Тем самым руководство Московской епархии, тесно связанное с руководством Патриархии, участвовало в маскировке тайного Высоко-Петровского монастыря. По всей вероятности, это делалось с ведома и одобрения самого митрополита Сергия, лично знакомого с епископом Варфоломеем.
Похоже, целую нелегальную
епархию попытался создать
По крайней мере, четыре епископа легальной Церкви прямо или косвенно участвовали в церковной благотворительности, категорически запрещенной постановлением 1929 г. [13; 252]. Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов). В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в "создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам" [10; 110-112]. Живший на покое в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. "через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам", работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930-1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929-1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, "в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать" [10; 86,310-312].
Таким образом, имеющиеся
данные говорят о том, что легальный
епископат в 1920-1930-е гг. лояльно
относился к церковному подполью,
видел в нем естественный способ
продолжить невозможную в создавшейся
обстановке церковную жизнь и
участвовал в созидании церковного
подполья. Связи между легальным
епископатом и церковным
В 1940-е гг. высшее руководство
и епископат Русской