Церковь и государство 1920-1940-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:20, реферат

Краткое описание

В конце 50-х гг. Хрущев активизирует антирелигиозную пропаганду и возобновляет компанию закрытия храмов. В годы правления Брежнева деятельность российской православной церкви, хотя и находилась под жестким контролем, все-таки поощрялась и поддерживалась, а антирелигиозные компании были направлены против сектантов, что получало одобрение и Московской патриархии.
В конце 20-х гг. распад СССР привел к многочисленным, подчас, противоречивым изменениям во всех сферах политической, экономической и общественной жизни общества. Перемены в государственном и политическом строе России, коренным образом повлияли на роль и место и религии (церкви) в социально-политической и духовной жизни общества.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….. 2
2. Церковь и государство 1920-1940-х гг ………................................………4
2.1. Основные события церковной и государственной истории периода 1920–1940-х гг ……………………… ………………...................................... ..4
2.2. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события. ……………………………………………………………….. ..............11
2.3. Церковное подполье в жизни Русской Церкви
в 1920-1940-е гг.………………… ……………………………………………..14
2.4. Легальный епископат и церковное подполье в 1920-1940-е гг………..20
3. Заключение…………………………………………………………………..27
4.Список Литературы……………………………………………………….…28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 65.23 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в 1920-1930-е гг. отношение легального епископата к  подпольным формам церковной жизни  было благожелательным. Многие епископы Патриаршей Церкви - в том числе  непосредственные помощники Патриаршего  Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) - участвовали в  созидании церковного подполья: руководили учебными заведениями, рукополагали тайных священников, организовывали благотворительность. Вместе с тем полноценное руководство  нелегальной церковной жизнью из единого центра в условиях жесткой  репрессивной политики властей было невозможно. Взаимодействие епископата и подпольных общин осуществлялось только на уровне епархии или через  личные связи легального епископа и  нелегального духовенства. Как и  в легальной сфере в годы репрессий, церковная жизнь в подполье концентрировалась на региональном и местном уровнях.

В 1940-е гг., в период изменения  государственной политики в отношении  Церкви легальный епископат в  масштабе всей страны выступил с системой согласованных с центральным  церковным руководством действий, направленных на вовлечение в процесс легализации  большего числа незарегистрированных общин и заштатных священников. Эта система предусматривала  посылку в районы, где не было храмов, священников, призванных совершать  богослужения на дому у верующих и  организовывать заявления об открытии церквей, обращения к верующим и  заштатному духовенству с призывами  к легализации, поиск незарегистрированных священников и привлечение их к церковному служению.

Тем самым и в годы репрессий, и в годы церковного возрождения  граница легальности, проходившая  по телу Церкви, не была непроницаемой. Церковь, жившая как бы в двух измерениях - легальном и подпольном, продолжала оставаться единым организмом, подобно  кораблю, разделенному ватерлинией  на две части. Вместе с тем контакты между "надводной" и "подводной" частями церковного корабля были затруднены, а жизнь в некоторых "подводных" отсеках подвергалась существенному искажению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение. 

Последствия гонений и  развала духовности у российского  народа в 1920-1940-х гг., привело к тяжёлым последствиям. Особо явно это можно было увидеть в начале 90-х годов. Люди не имея чёткого духовного ориентира, готовы были верить чему угодно. Достаточно вспомнить коллективные сеансы, которые проводили экстрасенсы, гипнотизеры. Так же появилась масса литературы и телепередач о НЛО и неведомых пришельцах. В это же время повсеместно открылось множество различных «сект», которые увлекли не малое число своих приверженцев в духовные ереси. Всё это духовное безумие произошло вследствие развала духовности и моральных устоев.

В 1988г в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Это был  Юбилейный год - год 1000-летия Крещения Руси. Взаимоотношения Церкви и государства  изменились в лучшую сторону. Гонение  на Церковь было прекращено, стали  открываться храмы. Только в 1988г  было открыто более 1000 храмов. В 1990г в РПЦ насчитывалось 11тысяч приходов и закон о свободе совести возвратил Церкви право юридического лица.

 

 

4.Список Литературы.

 
Список сокращений.

ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации.  
РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории. 
1. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. Кн.1. М. - Новосибирск, 1997.

2. Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1980. №12.

3. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991

4.  Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocate Dei // Церковь в истории России. Вып.5. М.

5. Беглов А. "Миссионерская разведка" отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия // Альфа и Омега. 2001. №2(28)  
6. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocate Dei // Церковь в истории России. Вып.5. М., 2002; О[тец] М[шиель] Д'Эрбиньи, S.J. Церковная жизнь в Москве / Авторизированный перевод с французского предисловием И.Ф. Наживина. Париж, 1926

7. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государствав1943-1948гг.М.,1995.  
8. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1997.

9. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн.1. Тверь, 1992; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997.

10. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн.5. Тверь, 2001

11.КоллекцияГАРФ. 
12. Митрополит Иоанн (Вендланд). Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С.118-119

13. Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001

14. О Псковской миссии см. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М., 1999

15. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997 
16. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996

17. РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.181. Л.10. В сообщении управления НКГБ он назван "бродячим епископом". 

19. Ср. Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к "Истории Русской Церкви". М., 1999  

20. Цыпин, В., прот. История Русской Церкви : 1917–1997 / В. Цыпин. – М., 1997

21. Чумаченко Т.А. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961гг.М.,1999 
22. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах) М.,1999.  




Информация о работе Церковь и государство 1920-1940-х гг