Человек переходной эпохи в бытовой повести XVII века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 15:29, реферат
Краткое описание
В отечественной историко-культурной традиции XVII век принято считать временем перехода от культуры Средневековья к культуре Нового времени, что отразилось в литературном творчестве данного периода. В сочинениях XVII в. появились бытийные и чувственные элементы. Автора и читателя стала интересовать земная, несовершенная жизнь
Тема: Человек переходной эпохи в бытовой повести
XVII века.
Человек переходной эпохи в бытовой повести
XVII века
В отечественной историко-культурной
традиции XVII век принято считать временем
перехода от культуры Средневековья к
культуре Нового времени, что отразилось
в литературном творчестве данного периода.
В сочинениях XVII в. появились
бытийные и чувственные элементы. Автора
и читателя стала интересовать земная,
несовершенная жизнь. Поведение главного
героя бытовых повестей рассматривалось
как вызов патриархальным ценностям и
нормам. Главный герой самоопределялся
в нестабильности окружающей действительности,
его манили испытания, после которых
он не возвращался в отчий дом, а выбирал
свой, личный путь.[2]
По мнению большинства отечественных
специалистов , XVII век – это время перехода,
движения от одной культурной парадигмы
к другой или «иной». Движения, так и не
достигшего нового состояния, а лишь стремившегося
приспособить традиционный уклад к изменившимся
условиям жизни общества и государства.
Культура XVII в. несет в себе черты «пограничности»
и неоднозначности, а порой и полного смешения
традиционных и новаторских элементов.[10]
Для пограничной культуры
характерно тяготение к «открытости»,
активный диалог с другими культурами
и выработка новых ценностей и моделей
поведения человека.
Поэтому именно в XVII столетии
рождается новый тип мировосприятия человека,
во многом обусловленный не только переменами
во внешних обстоятельствах жизни (переживаемая
сложность, «шаткость» истории во времена
Смуты), но и «надломом», «сдвигом» в человеческом
сознании, составной частью которого становится
осознание того, что человек - целый комплекс
сложнейших противоречий .[5].
Новый тип мироощущения и восприятия
человека отчетливо проявился в литературе
XVII в., которая стремилась воспроизвести
одновременно с этим осмыслить хаотическую
реальность жизни и драматизм бытия человека.[5]
По мнению Д.С. Лихачева,
произведения XVII в. отличают новое
в понимании задач литературы, методы
художественного обобщения, другое восприятие
человека, сюжета, жанра и т. д. В связи
с существенными изменениями в отношении
писателей к литературе и к самой действительности
изменяется и сам характер литературного
творчества .[4] .
Особенно ярко все
эти изменения проявились в
бытовых повестях.
Бытовая повесть, как новый
самостоятельный жанр древнерусской литературы
появляется во 2-й пол. XVII в.
До XVII в. мы чаще всего встречаем
повести как исторические произведения,
которые продолжали традицию летописей
и хронографов, описывая исторические
события, которые всегда соотносились
со своим архетипом – Священной историей.
В XVII в. происходит поворот
литературы к бытийному и чувственному
миру, к внутренне противоречивой
структуре окружающей действительности
и человека, дисгармонии бытия, кричащим
контрастам бытия и сущности
человека, полной сложностей и
неустойчивости норм и ценностей
человеческой жизни.
Герой бытовых повестей, таких
как «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть
о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве
Грудцыне», «Повесть о Ерше Ершовиче»,
«Азбука о голом и небогатом человеке»,
«Повесть о Карпе Сутулове», заметно отличается
от персонажей предыдущих столетий. Модель
его поведения, окружение, даже его имя
совершенно ново для русской литературы.
Древняя русская литература
не знала вымышленного героя. Все ее действующие
лица исторические или претендующие на
историчность: Борис и Глеб, Владимир Святославич,
Игорь Святославич, Александр Невский,
Дмитрий Донской или митрополит Киприан
– люди существовавшие, занимавшие высокое
положение в обществе, участники крупных
событий политической или религиозной
жизни.
Писатели XI – XVI вв. искали
для своих произведений значительных
лиц и событий, при этом не
в литературном, а в историческом
смысле. Они стремились писать
о реально существовавших лицах,
о событиях, имевших место в
конкретной исторической и географической
обстановке, прибегали к ссылке
на свидетельства современников,
на материальные следы деятельности
своих героев. При этом всё фантастическое,
чудесное мыслилось как реальное, исторически
свершившееся .[4] .
По мере того как литература
всё более «обмирщалась», в произведениях
всё чаще встречался средний, обычный
человек, «бытовая личность». Ясно, что
«историческое» имя действующего лица
уже не соответствовало задачам новой
литературы. Появился новый литературный
герой – безвестный, ничем в исторической
жизни страны не примечательный, привлекавший
внимание только тем, что читатель мог
узнать в нем многих, в том числе самого
себя.
В бытовой повести ярко отразились
изменения, происшедшие в сознании, морали
и быте людей, та борьба "старины"
и "новизны" переходной эпохи, которая
пронизывала все сферы личной и общественной
жизни.
Одним из выдающихся произведений
литературы второй половины XVII века является
"Повесть о Горе и Злочастии".
Центральная тема повести -
тема трагической судьбы молодого поколения,
старающегося порвать со старыми формами
семейно-бытового уклада, домостроевской
моралью.
Основу сюжета повести
составляет печальная история
жизни Молодца, отвергнувшего родительские
наставления и пожелавшего жить
по своей воле, "как ему любо".
Появление обобщенно-собирательного
образа представителя молодого
поколения своего времени было
явлением весьма примечательным
и новаторским. В литературу на
смену исторической личности
приходит вымышленный герой, в
характере которого типизированы
черты целого поколения переходной
эпохи.
Молодец вырос в патриархальной
купеческой семье, окруженный неусыпными
заботами и попечением любящих родителей.
Однако он рвется на свободу из-под родного
крова, жаждет жить по своей воле, а не
по родительским наставлениям. Постоянная
опека родителей не научила Молодца разбираться
в людях, понимать жизнь, и он платится
за свою доверчивость, за слепую веру в
святость уз дружбы. Причиной дальнейших
злоключений героя является его характер.
Губит Молодца похвальба своим счастьем
и богатством. С этого момента в повести
появляется образ Горя, которое, как и
в народных песнях, олицетворяет трагическую
участь, судьбу, долю человека. Этот образ
раскрывает также внутреннюю раздвоенность,
смятенность души героя, его неуверенность
в своих силах.
В советах, которые дает Молодцу
Горе, легко обнаружить тягостные раздумья
самого героя над жизнью, над неустойчивостью
своего материального благополучия. В
правдивом изображении процесса образования
деклассированных элементов общества
- большое социальное значение повести.
Автор сочувствует
герою и в то же время
показывает его трагическую обреченность.
Молодец расплачивается за свою
непокорность. Освященному веками
традиционному бытовому укладу
он не может противопоставить
ничего, кроме своего стремления
к свободе. В повести резко
противопоставлены два типа отношения
к жизни, два миропонимания: с
одной стороны, родителей и "добрых
людей" - большинства, стоящего на
страже "домостроевской" общественной
и семейной морали; с другой
стороны, - Молодца, воплощающего стремление
нового поколения к свободной
жизни.
Следует отметить, что наставления
родителей и советы "добрых людей"
касаются лишь самых общих практических
вопросов поведения человека и лишены
религиозной дидактики.
Переплетение эпоса и лирики
придает повести эпический размах, сообщает
ей лирическую задушевность. В целом же
повесть, по словам Н.Г. Чернышевского,
"следует верному течению народно-поэтического
слова".[3]
Тематически к "Повести о
Горе и Злочастии" примыкает "Повесть
о Савве Грудцыне", созданная в 70-е годы
XVII в. В этой повести также раскрывается
тема взаимоотношений двух поколений,
противопоставляются два типа отношений
к жизни.
Основа сюжета - жизнь купеческого
сына Саввы Грудцына, полная тревог и приключений.
Повествование о судьбе героя дается на
широком историческом фоне. Юность Саввы
протекает в период борьбы русского народа
с польской интервенцией; в зрелые годы
герой принимает участие в войне за Смоленск
в 1632-1634 гг.
В повести упоминаются
исторические личности: царь Михаил
Федорович, боярин Стрешнев, воевода
Шейн, сотник Шилов; да и сам
герой принадлежит к известной
купеческой семье Грудцыных-Усовых.
Однако главное место в повести
занимают картины частной жизни.
Повесть состоит из ряда последовательно
сменяющих друг друга эпизодов, составляющих
основные вехи биографии Саввы: юность,
зрелые годы, старость и смерть.
В юности Савва, отправленный
отцом по торговым делам в город Орел соликамский,
предается любовным утехам с женой друга
отца Бажена Второго, смело попирая святость
семейного союза и святость дружбы. Автор
сочувствует Савве, осуждает поступок
"злой и неверной жены", коварно прельстившей
его. Но этот традиционный мотив прельщения
невинного отрок приобретает в повести
реальные психологические очертания.
Показывая участие Саввы в борьбе
русских войск за Смоленск, автор героизирует
его образ. Победа Саввы над вражескими
богатырями изображается в героическом
былинном стиле. В этих эпизодах Савва
сближается с образами русских богатырей,
а его победа в поединках с вражескими
"исполинами" поднимается до значения
национального подвига. [3]
Развязка повести связана с
традиционным мотивом "чудес" богородичных
икон: богородица своим заступничеством
избавляет Савву от бесовских мучений,
взяв предварительно с него обет, уйти
в монастырь. Исцелившись, получив назад
своё заглаженное "рукописание",
Савва становится монахом. При этом обращает
на себя внимание тот факт, что на протяжении
всей повести Савва остаётся "юношей".
Образ Саввы, как образ Молодца
в "Повести о Горе и Злочастии", обобщает
черты молодого поколения, стремящегося
сбросить гнет вековых традиций, жить
в полную меру своих удалых молодецких
сил.
Образ беса дает возможность
автору повести объяснить причины необыкновенных
удач и поражений героя в жизни, а также
показать мятущуюся душу молодого человека
с его жаждой бурной и мятежной жизни,
стремлением сделаться знатным. В стиле
повести сочетаются традиционные книжные
приемы и отдельные мотивы устной народной
поэзии.
Новаторство повести состоит
в ее попытке изобразить обыкновенный
человеческий характер в обыденной бытовой
обстановке, раскрыть сложность и противоречивость
характера, показать значение любви в
жизни человека.
Одним из самых значительных
переходных явлений в литературе того
времени было появление анонимных действующих
лиц. Иногда героями повестей могли стать
даже не люди, а образы людей в обличье
животных или рыб, как в «Повести о Ерше
Ершовиче», в которой главными персонажами
являются «судии всех городов»: «Белуга
Ярославская, Семга Переяславская, боярин
и воевода Осетр Хвалынского моря, окольничей
… Сом, больших Волских предел, судные
мужики, Судок да Щука- трепетуха» .[7]
В литературе наступает
период, когда героями многих
литературных
произведений, по преимуществу
вышедших из демократической среды, оказались
безымянные личности, которых называют
просто «молодец» или «бедный», «богатый»,
«голый и небогатый человек», «бражник»,
Как правило, новый герой повестей
небогат и не занимает высокого положения,
это представитель торгового купеческого
сословия или обедневший дворянин, думающий
о том, как разбогатеть и жить лучше. Так,
дворянин Фрол Скобеев «небогатый, зарабатывал
только тем, что в Москве судебные дела
вёл» [8] , однако задумал поправить положение,
женившись на дочери боярина.
Герой «Азбуки о голом и небогатом
человеке» рассказывал о себе, что «отец
мой и мати моя оставили мне имение были
свое, да лихие люди всем завладели» .
Безымянный герой произносил
и характерные для других персонажей
слова о том, что «чюжево не хотелось, своево
не лучилось» . Однако герой не унывал
и надеялся поправить свое положение.
Новый герой, изображенный в
повестях, не занимал, как правило, высокого
положения в обществе. Это страдающий
от голода, холода, общественной несправедливости
человек, которому некуда голову приклонить.
Положение героя в бытовых повестях такое
же, какое мог иметь любой из читателей.
Он не возвышался над ними не своим официальным
положением, ни ролью в исторических событиях,
ни моральной чистотой. Он лишен всего
того, что отличало и возвышало литературных
персонажей предшествующего периода.
Человек этот не идеализирован [1] .
И это связано с тем, что читатели
хотели видеть в изображении героев не
примеры для подражания, а самих себя,
живого человека, а не историческую
личность. По мнению Д.С. Лихачева,
именно в этом способе изображения человека
больше всего выступает осознание ценности
личности самой по себе: нагой, голодной,
босой, грешной, без всяких надежд на будущее,
без всяких признаков какого бы то ни было
положения в обществе [4] .
Интересен и возраст персонажей
бытовых повестей. Часто это молодые люди,
неженатые, еще живущие с родителями, но
порой помышляющие о скорой свадьбе и
самостоятельной жизни вне родительского
контроля. В «Повести о Савве Грудцыне»
даже указан возраст героя: ему было 16
лет.
Персонажами могли быть и люди
среднего, еще не преклонного возраста,
имевшие жизненный опыт и должность, как
например, в «Повести о Ерше Ершовиче».
Однако молодой возраст героев помогал
ставить новые цели и выходить за нормы
традиционного поведения. Поступки героев
повестей отличала высокая степень изобретательности,
порой наглость и рискованность, не знавшая
ни запретов, ни норм.
Так, Фрол Скобеев, чтобы
соблазнить дочь Нардина-Нащокина и жениться
на ней, переоделся в женское платье
и сумел три дня прожить с девицей в доме
сановника, оставшись незамеченным. Никакие
преграды не способны были остановить
его при движении к цели, он заложил все
имения и отправился вслед за избранницей
в Москву, куда увезли родители свою дочь
в надежде на хорошую партию и выгодный
брак. Девиз Фрола, как впрочем, и многих
других героев повестей: «или буду полковник,
или покойник!» [8] .