Человек переходной эпохи в бытовой повести XVII века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 15:29, реферат
Краткое описание
В отечественной историко-культурной традиции XVII век принято считать временем перехода от культуры Средневековья к культуре Нового времени, что отразилось в литературном творчестве данного периода. В сочинениях XVII в. появились бытийные и чувственные элементы. Автора и читателя стала интересовать земная, несовершенная жизнь
Это уже совсем новая
модель поведения далеко не
кроткого и смиренного человека, боящегося
Бога и государя.
Порой создается впечатление,
что Фрол думает обхитрить и самого царя
и при этом остаться безнаказанным. Поведение
свое он оправдывал тем, что по-другому
поступить не может: Фрол настолько занят
устройством своего счастья, что нормы
и традиции уходят на второй план. Его
не смущало собственное низкое происхождение,
намеренный обман других героев. Разве
это может быть причиной отказа от лучшей
жизни? Далеко от общественного идеала
и поведение избранницы Фрола, воспитывавшейся
в семье сановника Нардина- Нащокина. Забыв
о том, что нельзя игнорировать советы
отца и матери, блюсти свою честь до свадьбы,
она устроила со своей воспитательницей
побег к Фролу [8].
В повестях очень наглядно показан
конфликт между естественными человеческими
желаниями, в частности земными удовольствиями,
и нормами общественной морали.
Каждый раз перед героем стоит
выбор: поступать как родители и все предыдущие
поколения или пойти по новому пути. Герои
неоднократно задаются вопросом: «Государи
вы, люди добрыя, скажите и научите, как
мне жить…» .[6]
Однако ответ: «Смирение ко
всем имей! И ты с кротостию держися истинны
с правдою, – то тебе будет честь и хвала
великая: первое тебе люди отведают и
учнут тя чтить и жаловать за
твою правду великую» [6] – видимо, не всегда
устраивал героев. Несмотря на все возможные
последствия, о которых чаще всего молодые
герои и не задумывались, они обычно выбирали
второй путь.
Если для древнерусской повести
была характерна идеализация и художественное
обобщение образа героя, стремление изобразить
истинного князя, истинного святого и
даже истинного врага русской земли, истинного
злодея, то в повестях XVII в. Герой оживает,
становится естественным человеком со
всеми известными пороками и проблемами
.
При этом новый герой окружен
горячим сочувствием автора и читателей.
Сочувствие читателей в бытовых
повестях вызывал человек, нарушивший
житейскую мораль общества, лишенный родительского
благословения, слабохарактерный,
остро сознающий свое падение, погрязший
в пьянстве и азартной игре, сведший дружбу
с кабацкими петухами и костарями, бредущий
неведомо куда, помышляющий
о самоубийстве :
«Взгляните на человека, – приглашали
авторы этих произведений. Посмотрите,
как ему тяжело на этой земле! Он скитается
“меж двор”, питается подаянием от случая
к случаю, погряз в пьянстве, играет в кости.
Он бессилен побороть себя, выйти на “спасенный
путь”. И, тем не менее, он достоин сочувствия»
[4].
Такое отделение авторской
точки зрения от преподносимых в произведении
нравоучений, оправдание человека, который
с церковной точки зрения не мог не считаться
«грешником», было замечательным явлением
в литературе XVII столетия. Оно означало
гибель средневекового идеала и постепенный
выход литературы на новый путь художественного
обобщения, опиравшегося на действительность,
а не на нормативный идеал.
В бытовых повестях литературные
герои предстают не понятыми окружением,
у них постоянные с ним конфликты, часто
связанные с низким происхождением или
бедностью: «как не стало денги, ни
полуденги, – так не стало ни друга, не
полдруга: род и племя отчитаются, все
друзи прочь отпираются» [6] , – или излишней
наглостью и нарушением поведенческих
норм. Однако герой полон оптимизма, о
чем говорят строки из «Азбуки о голом
и небогатом человеке»: «Все на меня восстали,
хотят меня, молодца, въдрук погрузить;
а бог не выдаст – и свинья не сьест!» [1]
.
С презрением относились
и к Фролу, который в своих кругах считался
«плутом» и «бедным», и к Савве,
связавшимся с Сатаной, и к Фоме, Ереме,
другим героям. Не признанные родными,
изгнанные друзьями, они остались наедине
с собой и своими проблемами. Новый герой
– одиночка, порой «лишний человек», оторвавшийся
от рода и сословия. Савва Грудцын и
Молодец возвратились после
всех приключений с покаянием не в семью,
к родителям– они нашли место в монастыре.
Интересно и окружение героя
в повестях. Так, купеческого сына Савву
окружали хозяин гостиницы, купец, друг
отца, жена друга отца, воевода города
Орла, полковник немец, царский шурин боярин
Семен Лукьянович Стрешнев, сын Дьявола.
Довольно интересный и сомнительный
набор лиц, который появляется рядом с
главным персонажем вследствие ненадлежащего
его поведения. Героями повестей движут
приземленные желания и цели, связанные
с повышением статуса в обществе, улучшением
материального положения: «щеголял бы
и ходил бы чистенько и хорошенько, да
не в чем» 31 , стремление познать мир, побывать
в разных городах, пообщаться с новыми
людьми: «я коли бы был богат, тогда бы
и людей знал, а в злы днех — и людей не
познал», «ехать было в гости, да нихто
незовет». [1]
Часто персонажи бытовых
повестей находились в ожидании
праздника, душевной радости, но
понимали, что многого позволить себе
не могут.
В повестях социальные запреты
вступали в конфликт с личными желаниями
героев. Так, молодец из «Повести
о Горе- Злочастии» был наказан за то,
что «своему отцу стыдно покоритися, и
матери поклонитися, а хотел жити, как
ему любо» [6] .
Герои бытовых повестей говорили
вслух о том, что раньше было под запретом
и считалось грехом. Так, Фрол Скобеев
своим примером показывал, что богатства
и уважения в московском обществе можно
достигнуть через выгодный брак. Сначала
нужно найти полезных людей, затем подобрать
подход к этим людям. Так, воспитательнице
Фрол предлагал деньги, играл на любви
к дочери с родителями избранницы, иногда
шел даже на шантаж, как в случае со стольником
Ловчиковым, которому он пригрозил тем,
что украл невесту на его коляске. Поведение
Фрола показывает, как важно иметь покровителя,
который заступится в нужный момент или
ссудит деньгами либо
необходимыми вещами, например,
каретой с кучером. Поведение Фрола в повести
представляет собой целый алгоритм передвижения
с одной социальной ступени на другую,
осуществление которого стало возможно
благодаря активности и напористости
самого героя, нарушению им принятых норм
и моральных устоев. Новое поведения было
лишь проявлением иного отношения героя
к самому себе. Он больше не чувствовал
себя смиренным рабом божьим и даже готов
был продать себя Дьяволу ради получения
удовольствий. Ему важны не исторические
и политические процессы в государстве,
а собственные переживания.
Внутренний мир героя,
его переживания стали главным
предметом изображения в повестях.
«Говорил мне доброй человеке на
Москве, посулил мне взаймы денег, и я к
нему наутрея пришол, и он мне отказал.
А толька мне он насмеялся, и я ему тот
смех заплачю: нашто было и сулить, коли
чево нет? Добро бы он, человек, слово свое
попомънил, и денег мне дал; и я к нему пришол,
и он мне отказал. Есть в людех всего много,
да нам не дадут, а сами умрут» [8] .
Многие бытовые повести этого
времени носят характер «внутреннего
монолога». И в этом монологе новый герой
часто ироничен – он выше своих страданий,
смотрит на них со стороны и с усмешкой.
На самой низкой ступени своего падения
он сохранял свое право на лучшую жизнь:
«И хочетца мне жить, как и добрыя люди
живут» ; «Тверд был ум мой, да лих на сердце
у меня много всякой мысли» ; «Живу я, человек
доброй и славной, а покушать мне нечево
и никто не дает» ; «Обмылся бы я беленко,
нарядился хорошенко, да не во что» [1]
Таким образом, мы видим, что
повести XVII в. подверглись значительным
изменениям: язык, поведение и характеристика
героя, его идеалы и ценности стали более
приземленными и жизненными. Проявление
реалистических тенденций, типизация
и обобщение, уход от общечеловеческих
ценностей, пародирование предшествующей
культуры – вот главные черты бытовой
повести XVII в.
Конфликт со средой, с богатыми
и знатными, с их «чистой» литературой
потребовал подчеркнутой простоты в сюжете
и языке. Стилистическая «обстройка» изображения
действительности разрушается благодаря
многочисленным пародиям. Пародируется
всё, вплоть до церковной службы.
Демократическая литература
стремится к полному разоблачению и обнажению
всех язв действительности. В этом ей помогает
грубость нового литературного языка,
наполовину разговорного, наполовину
взятого из деловой письменности, грубость
изображаемого быта, грубость эротики,
разъедающая ирония по отношению ко всему
на свете, в том числе к самому себе.
На этой почве создается новое
стилистическое единство, которое на первый
взгляд представляется его отсутствием
[4].
Особенностью повестей становятся
яркие картины быта: город, двор, дома сановников,
дворян и купцов, городские площади, гостиницы,
что делает повествование еще более реальным
и приземленным. У авторов появляется
стремление к раскрытию внутреннего мира
и переживаний героя, первоначально в
жалобах на несправедливость мира, а затем
в признании возможности на лучшую жизнь.
Герой считает, что имеет право жить богато
и весело, и готов ради этого идти на нарушение
норм и подвергать свою жизнь многочисленным
опасностям. «Стал Скобеев жить роскошно
и разъезжать
по знатным особам. Удивлялись
многие, что он себе такую жизнь устроил
и так смело… И так Фрол Скобеев, прожив
жизнь свою во славе и богатстве, наследников
оставил и умер» [8] .
Герой стал более независимым,
более выделенным из родовых и сословных
отношений, он как будто выпал из них, пытаясь
сломить перегородки, расставленные нормами
и традициями.
Новый герой – молодой человек,
неженатый, купеческого или дворянского
происхождения, при этом небогатый, однако
предприимчивый, хитрый и убежденный в
правоте своих поступков.
Союз со средой, столь характерный
для личности предшествующего времени,
разрушен. Недовольство своей судьбой,
своим положением, окружением и первые
попытки противостоять судьбе, исправить
несправедливость – это черта нового
уклада, неизвестная предшествующим периодам
[4] .
В бытовых повестях XVII в. присутствует
поучительный голос, но это не голос уверенного
в себе проповедника, как в произведениях
предшествующего времени. Это голос обиженного
жизнью автора или голос самой жизни. Литературные
персонажи усваивали уроки действительности,
под их влиянием они меняются и принимают
решения. В этом состоит не только чрезвычайно
важное психологическое открытие, но и
открытие литературно-сюжетное. Конфликт
с действительностью, ее воздействие
на героя позволили иначе строить повествование.
Герой принимает решения не под влиянием
христианских чувств или предписаний
и норм поведения, а под ударами
судьбы. Герой самоопределяется в нестабильности,
идет навстречу испытаниям. Тем самым
современникам предлагается новая модель
поведения, позволяющая бросить вызов
патриархальному обществу и утвердиться
индивидуальному стилю поведения, который
постепенно находил своих сторонников
среди купечества, разорившегося дворянства,
ставших новой опорой государства перед
лицом модернизации [4]
Список использованной
литературы.
1. Азбука о голом и небогатом
человеке [Текст] // Мудрое слово
Древней Руси (XI-XVII вв.) .- Москва
: Советская Россия , 1989 – С.178-179
2. Вахрамееева Е.Е. Образ
литературного героя в русских
бытовых повестях XVII века.// Вестник
пермского университета, 2008.-№7.-С.96-102
3. Левшун Л.В. Очерки истории восточнославянской
средневековой книжности: эволюция творческих
методов [Текст] // Л. В. Левшун.-
Минск: Европ. гуманитар. ун-т , 2000 - 266, [3]
с.ил .
4. Лихачев Д.С. Человек в литературе
Древней Руси. [Текст] //Д.С.Лихачев.- Москва:
Наука, 1970 .- 180 с.: ил.
5. Опарина А.А. Древнерусское
«Хождение» и барочные тенденции в литературе
XVII века [Электронный ресурс] // Барокко
и классицизм в истории мировой культуры:
материалы международной научной
конференции .- Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское
философское общество, 2001. Выпуск 17.- С.122
.- Код доступа http://www.anthropology.ru/ru/texts/oparina/baroque_38.html
6.Повесть о Горе-Злосчастии
[Текст] //Литература древней Руси: хрестоматия.-
Санкт-Петербург: Академический проект,1997.-С.427
7.Повесть о Ерше Ершовиче[Текст]
// Литература древней Руси: хрестоматия.-
Санкт-Петербург: Академический проект,1997.-С.461
8.Повесть о Фроле Скобееве
[Текст] // Литература древней Руси: хрестоматия.-
Санкт-Петербург: Академический проект,1997.-С.476
9. Повесть о Шемякином суде
[Текст] // Литература древней Руси: хрестоматия.-
Санкт-Петербург: Академический проект,1997.-С.466
10.Черная Л.А. Русская культура
переходного периода от Средневековья
к Новому времени: диссертация [Текст].-
Москва: Изд-во "Языки русской культуры"
, 1999 - 288 с.ил.;