Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:59, реферат
Направленность национальной политики советского государства существенно отличалась на разных этапах становления и развития общества. В годы советской власти был заметно сокращен разрыв в экономическом положении этнических общностей, существенно возрос их образовательный и культурный потенциал, сформировался пласт общих культурных ценностей, накоплен богатый опыт сотрудничества. В то же время имели место жесткий централизм, идеологический диктат, которыми нивелировалось культурное многообразие. На общем фоне достижений в условиях строящегося социализма в государственной национальной политике были допущены серьезные ошибки, деформации. Политические репрессии, включая депортацию народов, применение волюнтаристских принципов в хозяйственном развитии, непродуманная миграционная политика привели к обострению этносоциальных, этнодемографических и этнокультурных проблем во второй половине 80-х - 90-е гг. XX в.
Направленность национальной политики советского государства существенно отличалась на разных этапах становления и развития общества. В годы советской власти был заметно сокращен разрыв в экономическом положении этнических общностей, существенно возрос их образовательный и культурный потенциал, сформировался пласт общих культурных ценностей, накоплен богатый опыт сотрудничества. В то же время имели место жесткий централизм, идеологический диктат, которыми нивелировалось культурное многообразие. На общем фоне достижений в условиях строящегося социализма в государственной национальной политике были допущены серьезные ошибки, деформации. Политические репрессии, включая депортацию народов, применение волюнтаристских принципов в хозяйственном развитии, непродуманная миграционная политика привели к обострению этносоциальных, этнодемографических и этнокультурных проблем во второй половине 80-х - 90-е гг. XX в.
Кризис межнациональных отношений в Российской Федерации в 1990-е годы, явившись следствием состояния общества в целом, имел и свои собственные причины, в основе которых лежали резко обострившиеся на переломном этапе развития страны противоречия:
- между растущим стремлением
народов к внутринациональной
консолидации и процессом
- между суверенизацией
частей федерации и
- между выявившимися в
ходе демократических реформ
специфическими интересами
- между потребностью
Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили появление кризисных ситуаций и конфликтов в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявились на Северном Кавказе. На этнополитическую ситуацию в регионе повлияли также вспыхнувшие очаги кровопролитных вооруженных конфликтов конца 1980-х - начала 1990-х годов и их последствия (чеченский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южно-осетинский, карабахский), превратившие Кавказ в нестабильный регион.
В сложившейся ситуации спешно создававшиеся национальные организации Северного Кавказа начали активно предпринимать попытку реализации различных форм самоопределения, представляющих угрозу государственному единству. Ими провозглашались лозунги политического характера, содержащие требования:
- выхода из состава Российской Федерации (Чеченская Республика);
- раздела или внутренней
федерализации республик по
- изменения границ субъектов
Федерации за счет выделения
из них районов компактного
проживания отдельных
Высокий уровень политизации общества и наличие множества национальных, религиозных партий и движений, которые стремились конкурировать с органами государственной власти за выбор приоритетов национально-государственного развития, возродили тенденции общекавказского политического объединения и построения независимого от России конфедеративного государства кавказских народов (горцев Кавказа).
В начале 1990-х гг. процесс развития межэтнических отношений становился все более идеологизированным. Определяющим являлся воинствующий национализм и этноцентризм, религиозное сектантство. Отдельные политические организации претендовали на монопольное представительство в политической жизни, пытались присвоить себе властные функции (или диктовать условия органам власти), опираясь при этом на вооруженные национальные формирования.
Усугублялась ситуация и сохраняющейся в памяти народов региона исторической обидой на репрессивную политику царизма и сталинского режима. Сказывались также последствия непродуманной переселенческой политики, проводимой как Российской империей, так и советской властью, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся этнических границ народов Северного Кавказа. Насильственное переселение одних народов на территории, с которых были выселены другие - депортированные, репрессированные народы, - породило межэтнические территориальные споры, обострило напряженность в отношениях.
Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР вселила большие надежды всему населению страны, в том числе в национальных районах, на радикальное изменение ситуации, прежде всего в сфере прав и свобод граждан и восстановления нарушенной в результате «искривлений» социальной и национальной справедливости. Целью перестройки было построение гуманного социализма и вхождение в общечеловеческую цивилизацию.
Волна сепаратизма, охватившая СССР в период перестройки, приняла новый размах после принятия I съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете России.
Вслед за этим подобные декларации приняли парламенты 10 союзных и 12 автономных республик. Процесс суверенизации автономных республик создавал проблемы для единства самой России, но у Ельцина как главного «толкача» российской суверенизации не было оснований возражать против такой постановки вопроса автономиями. Именно тогда в Башкирии им была произнесена фраза о том, что народы РСФСР могут взять «ту долю власти, которую сами смогут проглотить».
Распад СССР начался межнациональными конфликтами на Кавказе.
Под конец своего существования СССР уже не контролировал развитие ситуации ни на своей собственной территории, ни на сопредельных землях.
Советский Союз разрушился как территориально, так и внутренне: советский народ, как «новая историческая общность» перестал существовать.
Все части бывшего СССР испытали
чудовищную деградацию, падение уровня
жизни, утрату современных технологий
и архаизацию общественных институтов.
Был сильный Советский Союз – влиятельное
государство на международной арене, и
вдруг он изнутри «запылал». Определяющим
моментом движений был фактор политический
– стремление гражданских сообществ обрести
суверенитет и оформить государственность,
которой они не имели или были лишены в
прошлом.
Политика перестройки и распад СССР привели к подъему и чеченского национально движения. Чеченцы стремились не столько выйти из состава СССР, сколько повысить свой национально-государственный статус, т.е. выйти из состава РСФСР и стать союзной республикой.
Силы в РСФСР, боровшиеся за власть с руководством СССР, использовали как оружие сепаратистские течения других республик, причём успех был полный. Но наивно было надеяться, что такой процесс остановится на границах РСФСР.
По страницам периодической печати можно проследить буквально день за днем развитие событий в Чечне.
Первые два года перестройки не оказали сколько-нибудь существенного влияния на общественно-политическую жизнь Чечено-ингушской АССР (ЧИАССР). Единственным местом для дискуссий и обкатки новых идей были партийные собрания, где демократически настроенная часть коммунистов выступала в поддержку реформ. Одновременно углубление реформ в центре ускоряло процесс формирования политической оппозиции власти на местах. Напряжение постепенно нарастало, и к концу 1987 года чечено-ингушскому обществу нужен был лишь повод для стихийного взрыва. Таким поводом стало начало строительства биохимического завода по производству лизина вблизи г.Гудермеса. Группа чеченских специалистов во главе с Р. Эзбулатовым сделала достоянием общественности данные об опасности этого производства для здоровья человека. Экологическое движение почти сразу приобрело политический характер. Летом 1988 года создается неформальная группа «Союз содействия перестройке», которая вскоре была преобразована в Народный фронт ЧИАССР во главе с Бисултановым. Социальной базой движения «неформалов» были преимущественно бедные слои чеченского общества. В 1988 году возникло «научно-просветительское» общество «Кавказ». Его деятельность положила начало не только открытым дискуссиям по проблемам истории вайнахов, но и дала толчок к политической организации национальной интеллигенции во главе с журналистом Л. Салиговым. Вскоре появилось первое печатное издание «неформалов» – бюллетень «Справедливость».
На волне гласности и демократизации встал вопрос о смене политического руководства в ЧИАССР. Первым секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС, впервые за всю советскую историю, был избран чеченец Доку Завгаев, ранее работавший вторым секретарем обкома КПСС.
В республике начался процесс либерализации режима власти. Во-первых, был смягчен диктат официальной идеологии, возникли ростки независимой прессы. Публичной критике начала подвергаться концепция добровольного вхождения Чечни в состав России. Во-вторых, была либерализирована политика в отношении ислама. Было создано самостоятельное духовное управление мусульман (муфтият – совет улемов), построены сотни мечетей, открыты два исламских института (в г.Назрани и с. Курчелой), тысячи верующих впервые в истории чеченской государственности совершили коллективный «хадж» – паломничество к святым местам мусульман в Саудовскую Аравию.
В-третьих, начался процесс обновления кадрового состава парторганов.
В феврале – марте 1990 года Д. Завгаевым была инициирована в сельской местности волна митингов с требованием устранить с постов старых руководителей районов. В Чечне начался процесс формирования новой национальной элиты. Впервые среди чеченцев докторами наук, профессорами в разных областях знаний стали в это время Ю. Дешернев, И. Арсаханов, И. Алероев, Р. Хасбулатов, С. Хаджиев, Х. Ибрагимов, В. Межидов, С. Зоев, Д. Гакаев. В Советской Армии появились первые чеченские генералы Дудаев, Шабахов, Ибрагимов. Заметными были успехи в искусстве и спорте.
Грозный превратился в крупный промышленный, культурный и научный центр.
Во время перестройки выразителем национальных требований, в основном в сфере прав человека, стала местная интеллигенция. Она способствовала формированию политического дискурса, но не сумела занять политически важные посты, а ее влияние впоследствии значительно уменьшилось. Чеченскую элиту можно разделить на три основные категории: бывшая партийная номенклатура, бывшие советские военнослужащие и обладающие большой властью лидеры различных национальных организаций, зачастую с судимостями в прошлом. Начиная с 1991 года, каналами создания новых элит служили этнические организации, они же обеспечивали поддержку общества представителями прежней системы, зарекомендовавшими себя в служении национальной идее. При этом был распространен этнический плюрализм, который предопределил появление новых политических деятелей. Среди них выделяются прежде всего советские генералы, к тому времени только что появившиеся на полити-ческой арене: Д. Дудаев, Р. Аушев, С. Бенпаев, М. Кахриманов, полковник А. Масхадов. Отношение к ним было как к национальным героям, вокруг которых могут объединиться этнические группы.
Уже с 1990 г. усиливаются позиции национально ориентированных лидеров и слоев. Тогда же Вайнахская демократическая партия (ВДП) выступила одним из инициаторов проведения чеченского национального съезда. 23-26 ноября 1990 года в Грозненском цирке открылся I съезд чеченского народа. На съезде был избран Исполком Чеченского национального съезда – ИК ЧНС, главой которого стал генерал-майор авиации ВС СССР Джохар Дудаев, заместителем – Лечи Умхаев. Это был съезд представителей не всех народов, проживающих в ЧИАССР, а только чеченского. Съезд принял «Декларацию о суверенитете Чеченской Республики Нохчи-Чо» (Нохчи-Чо – буквально «чеченское государство), но в ней содержался пункт о готовности стать равноправным объектом Союза суверенных республик.
Под воздействием Декларации о суверенитете, принятой общественной, но чрезвычайно авторитетной организацией, проявили соответствующую активность и государственные органы республики. Сразу после окончания работы съезда, 27 ноября 1990 г. Верховный Совет ЧИАССР принял Акт о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики (ЧИР), Акт утверждал верховенство Конституции ЧИР (следовало понимать, над Конституцией РСФСР) и объявлял землю, недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы на территории
республики исключительной собственностью ее народа. В документе ничего не говорилось о выходе ЧИР из состава РСФСР, и руководство Верховного Совета ЧИР (ВС ЧИР) отвергало такую трактовку принятого Акта о суверенитете. Но руководство и сторонники ВДП и ЧНС восприняли Акт о суверенитете именно в сепаратистском духе. С этого момента в Чечне началось противостояние сторонников Верховного Совета ЧИР и сторонников Исполкома ЧНС.
8–9 июня 1991 года прошла
вторая сессия Чеченского
События августа-сентября 1991 г. оказались историческими. К августу 1991 года вся Чечня была уже в том состоянии, которое можно назвать предреволюционным. 19 августа 1991 года, в связи с началом путча в Москве, ОКЧН, ВДП, «зеленые» и другие радикальные организации начали митинг в центре Грозного. 22 августа митинг потребовал отставки ВС ЧИР, который фактически поддержал ГКЧП во время путча в Москве. В тот же день митингующие захватили здание республиканского телецентра, Дудаев выступил по телевидению с обращением к гражданам. 25 августа 1991 года ВС ЧИР открыл свою чрезвычайную сессию, на которой депутаты признали последние действия ОКЧН неконституционными, и поддержали Д. Завгаева.