Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:45, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по "Истории"
Образование единого государства во Франции. Реформы Людвига 9.В конце периода феодальной раздробленности особенно в 13 в наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесел и торговли. В социальном отношении городское население не было однородным. Его состовляли богатые купцы-роставщики,собственники мастерских, рядовые ремеслениеи и городская беднота. Было много противоречий между этими слоями населения, но во многом они сходились, в частности были против внутренних феодальных войн. Развитию торговли мешали многочисленные границы сеньорах владений, на которые очень часто устанавливались различные провозные пошлины. Возросла роль городского самоуправления и была создана коммуна. Не всех городах, но там где жителям это удалость власть в коммуне получил городской патрициат. Право городского самоуправления регламентировалась особыми документами –хартиями, фиксировавшими городские вольности. Финансовые и иные повинности городов были строго определены. Полноправных горожан стали называть буржуа ( слово «бург» -укрепленный город). Комуны добивались права иметь свою вооруженную силу-городское ополчение. Короли были заинтересованы в городах, поскольку те платили им деньги,вооружение и военную силу. Союз монархии городов начал оформляется еще в 10 в, но особое значимости достиг в рассматриваемый период. Характерно усиление королевской власти, отмена выборов короля, престо переходил по праву наследования. Монархия опираясь на поддержку горожан , среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен, увеличившись в несколько раз и стала самым крупным феодальным владением Франции. В 13 вв были предприняты меры , что бы ослабить сепаратизм феодальной знати. Людвиг 9 провел реформы: военная реформа – в королевском домене была запрещена частная война, соперники должны были обращаться в королевский суд. Если в течении 40 дней суду не удавалась решить дело, стороны могли начать войну. Во все области были направлены королевские судьи, лично заинтересованные в судебных штрафах и пошлинах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов , в итоге их значение возросло настолько, что все население, обращалось к ним. Из королевской Курии была выделена особая судебная палата –Парижский парламент ( учреждение ставшее высшей апелляционной инстанцией , во основном состояло из профессиональных юристов. Финансовая реформа – была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила медные деньги из обращения. Из Королевской Курии выделилось еще одно учреждение- Счетная палата,ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснутся» к финансам отдельных сеньорий, а главное –способствовать увеличению доходов короны.
Формирование сословно представительской монархии во Франции.Генеральные штаты ,»Великий мартовский ордонас»В 14-15 ВВ завершилось юридичекое оформление ссоловий. Население страны делилось на три сословия: духовенство, дворянство и все остальные свободные третье сословие, которе в политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два сословия освобождались от на. налогов и повинностей. Важные сдвиги в социально -экономической жизни вызвали изменение в государстве. Преодолевается феодальная раздробленность, и государство принимает форму сословно-представительской монархии. Сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий- Генеральными штатами( общенациональным органом ,имевшим право разрешать введение новых налогов. Создавались более благоприятные условия для формирование единого общенационального рынка и дальнейшего развития страны. Процесс формирования сословно-представительской монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти и был неразрывно связан с преодолением феодальной раздробленности. Во первых благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь значительно большую чем раньше. Во вторых вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т.е подавляющая часть господствующего класса, в условиях подъема антифеодального движения крестьянства дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы с помощью локальных рыцарских ополчений. В сильной королевской власти они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения. Монархия могла так же дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и государственном аппарате. В третьих сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом. Однако все еще сохранялись большие, фактически независимые феодальные владения, такие как например герцогство Бургундское. Первые собрания сословного представительства – штаты возникли в отдельных провинциях еще в 13 вв. Это были периодически созываемые собрания высшего духовенства,сеньоров,меров городов. Главный вопрос рассматриваемый штатами – утверждение денежных сборов-«помощей». В 1302 гю впервые было созвано общефранцуское собрание сословий. Его стали называть генеральным штатами. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Наиболее знатные в состав штатов не входили. Третье сословие выбирала своих депутатов. Решение утверждалось всеми палатми,причем каждая палата имела только один голос, т.е привелигорованное сословия всегда имело большинство. Королевская власть часто добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения. Но бывали случае когда третье сословие могло добиться больших прав, чем просто утверждение новых налогов. В 1357 г. Был издан указ ( ордонанс),в соотвестивии с ним Генеральные штаты не только имели исключительное право на введение новых налогов но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было объявлять мир или войну. Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Однако окончание столетней войны содействовало укреплению монархии. В ее распоряжении была наемная армия, бюрократический аппарат управления. Начиная с 15 вв Генеральные штаты перестали созывается. взамен их правительство начинает изредка созывать собрание нотаблей (именитых подданных).но это учреждение носило только совещательный характер.
Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное управление.Усиление относительной независимости королевской власти явилось особое соотношение классовых сил ,сложившихся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов -дворянства, начавшего ослабевать и буржуазии .все более набирающей силу. К началу 16 в. Абсолютная монархия в основном оформилась и приобрела наиболее законченную и последовательную форму. Абсолютизм характеризировался, прежде всего тем, что вся полнота власти сосредоточилась в руках главы государства-монарха, занимавшего этот пост пожизненно и в порядке престолонаследия. Светская власть установила и свой контроль над церковью. Болонски конкордат 1516 г. Дало королю исключительные права. Прекратилась деятельность генеральных штатов, были резко ограничены права парламента. Все французы включая дворян, рассматривались как поданные короля. Абсолютная монархия неуклонно и последовательно защищала коренные ,общеклассовые интересы дворянства. Важную роль в становлении государственного аппрата абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течении 20 лет, он подчинил своему влиянию короля Людовига 13,актически безраздельно управлял страной. Его политика была направлена на укрепление дворянства и абсолютизма. Под его руководством было резко усилена централизация административного аппарата, суда, финансов. Бюрократический механизм был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. В последнии столетие абсолютизма аппарат принял невиданные размеры и стоял стране огромных денег. Органы государственного управления : Возглавлял их Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам дворов. В ведении генерального контролера финансов было руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, в его введение находилось промышленность, торговля, финансы, государственные работы, пути сообщения. В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторов, хотя главные задачи, стоявшие перед ними, были весьма далеки от проблем местного управления. Формально генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам, но в действительности они подчинились только королю. Особое место занимал тайны совет. ведению которого подлежал ,в частности кассационный пересмотр некоторой категории дел, и аппарат канцлера- почетного представителя короля. Часть этих органов действовало более менее постоянно. Должностные лица числились на гос службе и получали огромное жалование. В местном управлении существовали две категории государственных органов. Первые почетные синекуры ,в дальнейшем учрежденной должности губернатора. Все они были оттеснены на второй план интендантами – особыми уполномоченными королевского правительства на местах. Как правило это были люди незнатного происхождения и правительство могло их в любой момент сместить. Усиливается значение армии, она становиться постоянной и хорошо вооружена, однако явно носит сословный характер. Часто нанимают иностранцев. Растет разрыв между народом и армией. Существует сразу несколько судов : королевские, сеньорские, городские, церковные, они нередко дублируют друг друга усиливая волокиту. Структура королевской юстиции крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состоят из трех инстанции: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела затрагивающие интересы ведомств. Особое значение имели военные суды. Были суды таможенные и морские. Вершиной всей этой судебной пирамиды был король. Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Они были без фамилии и могли использоваться в корыстных целях. С 16 по первую половину 17 века абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Вела борьбу против раскола страны, создавая условия для социально –экономического развития страны. Появляется экономическое течение – меркантилизм. (его последователи считали что все драг металлы должны накапливается в стране, поощрять экспорт и контролировать импорт).Правительство поощряло строительство мануфактур, вводило высокие пошлины на импорт. Был уменьшен прямой налог, но увеличили косвенные. Был сокращен государственный долг. Кольбер один из авторов этой политики смог сбалансировать бюджет, но результаты оказались временными, вновь резко возрос дефицит . во многом виноваты в этом многочисленные войны и бесконтрольные траты королевского двора. В результате были резко увеличены налоги ,как прямые так и косвенные. Особо тяжелым для народа был налог на соль. Появляются откупщики, они выплачивали валовой налог, а потом собирали его с населения в свою пользу в размерах официально превышающий его. Хотя раздробленность Франции была ликвидирована, были сохранены внутренние таможни , и говорили что дешевле привезти соль из китая чем провести с юга на север Франции. В итоге абсолютная монархия утратила всей прогрессивные черты . во второй половине 18 в капитализм достиг такого уровня , что его дальнейшей развития в рамках феодализма было невозможно. Абсолютизм стал последним этапом в истории французского феодального государства.
Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха 1го и Генриха 2го.Территория острова Британия издавна населялась кельтскими племенами. И Британия входила в состав Римской империи, однако когда римские легионы покинули остров ( 4 в) кельты по прежнему сохраняли свою самобытность. В 5 веке Британия подверглась нападению англов и саксов. И в результате на территории Британии образовалось 7 англосаксонских королевств. Они представляли собой раннефеодальные монархии, порядок управления в которых был типичен. Административной единицей было графство. Народные собрания были заменены собранием графств, на которых присутствовала светская и духовная аристократия. В 7-8 веках важную роль в государственном управлении играет совет знати. Все важные вопросы, король решал вместе с этим советом. В 827 г. Из угрозы нападения со стороны Датчан англосаксонские королевства обьеденились в единое государство Англию. В конце 9 в. Королем стал Альфред Великий. Время его правление характеризуется укреплением государства, важное значение приобретает королевский двор, появляется королевская канцелярия. Большое значение король уделял законодательству, судопроизводству, армии. Судебник Альфреда –один из важных правовых памятников раннефеодального периода. Альфред создал сильное государство с которым в 10 веке слилось Датское государство и Англия вновь стала единой. В 11 вв датчанам вновь удалось завоевать Англию и во главе встает Кнут Великий, оставивший после себя законы кнута. В 1066 г. Англия вновь подвергается завоеванию герцогом Нормадским Вельгеймом завоевателем. Знать в большей степени была истреблена и большинство земель досталось Вильгейму и его баронам. Все кто получал землю становились вассалами короля. Феодальный строй в Англии был четче организован чем во Франции. Действовало правило вассал моего вассала –мой вассал». Это способствовало значительному укреплению централизованной королевской власти. Англосаксонское население оказывало яростное сопротивление действующей власти поэтому бароны были вынуждены поддерживать короля. Кроме это владения земельные нормандской знати не составляли единого целого а были разбросаны по стране. До 1/ 7 всей пахотных земель принадлежало королю. Вассалы короля должны были не только нести воинскую службу но и денежные взносы королю. Что бы не превращать графства в крупные автономные княжества король запретил шерифам иметь в своем должностном округе крупные землевладения. В 1086 г была произведена перепись населения ,земли, скота ,орудий труда получившая названия Книги страшного Суда. Две цели во первых получить сведения для сбора налога и получить сведения о собственности вассалов короля. В 12 в. Королевская власть упрочилась, поддержку королю оказывали все слои населения. НО в дальнейшем бароны усилив свои земельные позиции стали стремится к независимости и выступать против королевской власти. Первое выступление пришлось на времена Генриха 1 вынужденного дать баронам Хартию Вольностей ,послужившей началом изменений в английском феодальном обществе. Во времена правления Генриха 1 был значительно усовершенствован государственный аппарат. Королевская курия разделилась на большой совет и постоянный правительственный орган ( малую курию) Большой совет созывался 3 раза в год и его решения носили рекомендательный характер. В совет входили знать и служащие короля. Малая Курия осуществляла судебно-административную и финансовую власть. В ее состав входили королевские сановники . Она была разделена на собственно королевскую курию и счетную палату ведавшую финансовыми делами короля. Видное место занимал канцлер. Наряду с укреплением центрального аппарата Генрих 1 усилили власть на местах. Эту власть осуществляли шерифы. Генрих 2 продолжил реформы , главная из которых была связана с укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Судебная реформа проводилась постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду Королевской курии. Приказами Генриха 2 были исключены из сеньориальной юрисдикции уголовные дела, а так же значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Это нанесло чувствительный удар по имунитетным привилегиям магнатов. Услугами королевских судов могли пользоваться свободные люди, суд хотя и был платным, но имел ряд преимуществ, там было предварительное рассмотрение дела. Королевская курия ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов- трех мирян и двух клирков. Занималась делами кассационного порядка и некоторыми категориями исков о собственности. Во второй половине 12 в сформировался институт выездных судей. Они проводили разборы исков во основном по делам короны и осуществляли ревизию местного управления. Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей. Присяжные времен Генриха 2 это не судьи а просто сведущие люди которые под присягой давали показания, поскольку были свидетелями факта . постепенно они становились судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам. Принцип расследования через присяжных был применен Генрихом 2 и к уголовным и гражданским делам. Военная реформа сводилась к тому, что с феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз когда предстояла какая то военная компания. На эти «щитовые» деньги содержалась наемное рыцарское войско. В то же время Генрих 2 восстановил народное ополчение. Согласно его указу все свободное население Англии было обязано обзавестись оружием сообразно средствам. Так же была попытка ограничить церковный суд в своей юрисдикции. Королю удалось ввести в свою компетенцию назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц.
Великая Хартия Вольностей
1215 г. Формирование сословно-представительской
монархии в Англии. Возникновение
парламента и развитие его полномочий
. Статтуты и Билли.в 13 в в Англии развернулась острая политическая
боьрьба, определившее ее последующее
политическое развитие. Сильной королевской
власти противостояли оформившиеся сословия.
Это было время расцвета феодального строя.
Бароны вместе с рыцарями и лондонской
верхушкой заставили Ионна Безземельного
15.07.1215 г подписать Великую хартию вольностей.
Образцом ее послужила Хартия Вольностей
Генриха 1,однако по содержанию хартия
1215 г богаче и шире. Особое место в ней
занимали статья касающиеся баронов. Баронские
лены объявлялись свободно наследуемыми,
король не имел права требовать завышенного
налога с вступающего в права наследия.
Король обещал остановить произвол при
обложении баронов денежными повинностями,
только в трех случаях бароны были обязаны
давать королю умеренную денежную помощь
: при выкупе короля из плена, при посвящении
в рыцари старшего сына , в связи со свадьбой
старшей дочери от первого брака. Некоторые
статьи хартии защищали интересы других
участников движения. Так подтверждалось
существовавшие ранее привилегии и свободы
церкви и духовенства, в частности свобода
церковных выборов. В отношении рыцарей
в Хартии было предусмотрено обещание
баронов не брать со своих вассалов каких
либо сборов без их согласия, кроме обычных
феодальных пособий. Хартия позволяла
свободно для купцов покидать Лондон и
выезжать в него в т.ч. иностранным купцам,
вести торговлю без каких либо ограничений
и стеснений, было установлено единство
мер и весов. Свободным крестьянам было
обещано не обременять их непосильными
поборами, не разорять штрафами. Великая
хартия стала прологом в истории английского
парламента.. Во второй половине 13 в. В
Англии оформляется сословно-представительная
монархия. В Англии где весьма рано укрепилась
королевская власть,лишившая феодальную
знать ее политической самостоятельности,
сословно-представительная система сложилась
в результате острой борьбы феодалов с
королем и ознаменовала политическую
победу сословий над монархией. Английское
дворянство уже в обрело большой вес в
13 в играло большую роль в экономической
и политической жизни страны. Оно рано
потеряло военное значение зато быстро
приобрело большой вес в местной политической
жизни. Интересы дворян сблизились с интересами
городской верхушки и мелких деревенских
собственников. Поводом к открытому выступлению
оппозиции было выступление в 1258 Большого
совета, на котором король потребовал
огромную сумму денег для покрытия долга
папской курии. 11 июня 1258 г. Бароны съехались
в Оксфорд где на бурном собрании получившим
название «бешенного парламента» предъявили
королю петицию из 29 пунктов. Этот акт
передавал всю власть в руки 15 баронов,
полностью контролирующих короля и назначавших
и смещавших должностных лиц. Союзникам
по движению были сделаны ничтожные уступки,
дано обещание провести по всей стране
расследование о злоупотреблениях королевских
чиновников, запретить судьям брать взятки,
обеспечить выборность шерифов, поверхностно
было сказано об улучшении положения Лондона
и других городов. Противовес оксфордским
провизяем ,рыцари, горожане и другие слои
населения собравшись в Вестминистерстве
провозгласили Вестминстерские провизии
. Этот документ устанавливал гарантии
прав мелких вассалов по отношению к их
сеньорам предусматривал некоторые улучшения
деятельности местных органов и судопроизводства.
Однако режим баронской олигархии привел
к феодальной анархии в стране, между королем
и баронами началась гражданская война.
В 1265 г. Войско баронов одержало победу
над королем и желая заручится поддержкой
рыцарей и горожан, созвал в 1265 г. Парламент,
который считается первым парламентом
в Англии. В парламенте заседали по два
рыцаря от каждого графства и по два представителя
с каждого города. В 1295 г. Король Эдуард
1 созвал парламент ,получивший название
«образцового». В этом парламенте было
представлено и духовенство. Первоначально
парламента как единого постоянно действующего
органа не существовало, по мере того как
корона нуждалась в деньгах созывались
собрания баронов,прелатов,