Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".
Экзамен по Истории
Билет №1
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Образование Древнерусского государства
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия, общественный строй, верования.
3. Образование Древнерусского государства.
Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в.восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно Европейской) равнине. Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга). По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э.славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян. В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты). Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразногоскота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов — военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «наположении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства). Наряду с народным собранием у славян были племенные вожди или князья. В VI в. племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией на протяжении всего VI в.; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.). В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками). На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с центром в Киеве). На берегах Сожа (Могилев) — радимичи; на Оке — вятичи (Калуга, Тула, Могилев -басейн Москвы-реки). К северу и западу от полян обитали древляне (Искоростень). В Прикарпатье жили белые хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) — северяне. В районе озера Ильмень находились ильменские словене. В верховьях Волги, Двины, Днепра — кривичи (Смоленск) и т.д. В конце VI — начале VII вв. на Волыни, Побужье, Верхнем Поднестровье возникает политическое образование, которое историки называют «держава волынян» (с царем Маджаком). Известно о его связях, даже союзе с Византией. Уничтожили «державу волынян» ава-ры (русские летописи называли их «обрами»). Очевидно, подобное политическое образование имело место и в Среднем Поднепровье. Нестор приводит сказание о Кие, основателе Киева, который княжил «в роде своем», о его поездках в Византию. Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным. К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная или соседская (община владела определенной территорией; ее земли делились на общественные и личные). Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 мес. близ Новгорода и Пскова до 5,5–6 мес. в районе Киева). Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов). Главными богами славян были: Перун — бог войны, молнии и грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сварог — бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена называли его по-разному: Хорос, Даждьбог, Ярило и т.д.).Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба — политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия — объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие). В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активностьвосточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. — на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии. В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье. Многие ученые считают, что в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства. Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н. Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) — из Южной Германии. Дать точный ответ на вопрос невозможно из-за ограниченности источников. Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства — ускорить или замедлить его. Версия же об иноземном происхождении той или иной династии вообще типична для раннего средневековья (например, легенда о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства). О правлении Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть данные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание некоего Вадима. После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов — Олегу. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия). Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев. Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между про христианскими и про языческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям — язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути,все города по Днепру отворяли свои ворота).
К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни. Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.
2. Сущность политики перестройки
Вступление СССР в
эпоху радикальных
3. Проблемы реформирования экономики
Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа "500 дней") был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
4. Заключительный этап перестройки. Распад СССР
Распад СССР явился результатом
воздействия объективных и
5. Итоги
В период перестройки (1985-1991
гг.) в советском обществе была окончательно
разрушена система
Билет №2
Киевская Русь, раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на Юге, Днестра и верховьев Вислы на Западе до верховьев Северной Двины на Севере, являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию К. Р. предшествовал период (6—8 вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии.
За время существования
Киевской Руси восточнославянские
племена сложились в
История Киевской Руси условно
делится на 5 этапов. 1-й этап (до 882)
— образование феодального
Ки́евская Ру́сь, или Древнеру́сское госуда́рство (ст.-слав. Рѹ́сь, др.-рус. Русь, Русьская земля, греч. Ῥῶς, позже греч. Ρωσία (Росия), лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia, др.-сканд. Garðar, Garðaríki) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.
В период наивысшего расцвета
занимала территорию от Таманского полуострова
на юге, Днестра и верховьев Вислы
на западе до верховьев Северной Двины
на севере. К середине XII века вступила
в состояние раздробленности
и фактически распалась на полтора
десятка отдельных русских
Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.
Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века. В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века, так и для более широкого периода середины XII — середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета». Оба подхода сохраняют актуальность и в настоящее время.
Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич. В современной историографии нет единства мнений на этот счет. Часть историков считает, что эти идеи не находят подтверждения в источниках. В частности, некоторые из них указывают на такой признак политической слабости Суздальской земли, как малое количество укрепленных поселений по сравнению с другими землями Руси. Другие историки, наоборот, находят в источниках подтверждение тому, что политический центр русской цивилизации переместился из Киева сначала в Ростов и Суздаль, а позднее во Владимир-на-Клязьме.
Проблема возникновения государственности
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.