Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
Два основных вопроса в международной политике Екатерины, поставленные и разрешенные ею за время своего правления:
Во-первых, территориальный — это задача продвижения южной границы государства (Черное море, Крым, Азовское море, Кавказский хребет).
Во-вторых, национальный — это воссоединение с Россией белорусских и украинских земель, входивших в состав Речи Посполитой.
После Семилетней войны одним из главных противников России на международной арене становится Франция, которая стремилась создать так называемый “Восточный барьер”, в составе Швеции, Речи Посполитой и Османской империи. Речь Посполитая становится ареной столкновения этих государств.
В условиях обострившейся обстановки России удалось заключить союз с Пруссией. Екатерина II предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, в то время как Фридрих II стремится к ее территориальному разделу.
Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи Посполитой, потребовала вывода оттуда русских войск. В 1768 г. она объявила войну России. В течение первых лет войны турецкие войска были вынуждены оставить Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий.
Необходимо отметить две крупные победы русских войск.
Первая произошла 25 — 26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, явилась в Средиземное море и под Чесмой одержала блистательную победу. Месяц спустя талантливый полководец П.А. Румянцев в сражении при Кагуле нанес туркам серьезное поражение. На этом военные действия не прекратились.
Франция продолжала подталкивать Османскую империю к войне с Россией. С другой стороны, Австрия поддерживала Турцию, преследуя в этой войне свои цели — завоевать часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских войск. В создавшихся условиях русское правительство вынуждено было согласиться на раздел Речи Посполитой. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой: Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошло Поморье, а также часть Великой Польши. Россия же получала часть Восточной Белоруссии.
Теперь уже Турция в 1772 г. согласилась вести мирные переговоры. Главным же пунктом разногласий в этих переговорах был вопрос о судьбе Крыма — Османская империя отказывалась предоставить ему независимость, в то время как Россия настаивала на этом. Военные действия возобновились. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне 1774 г. удалось разгромить войска турок при Козлудже, это вынудило противника возобновить переговоры.
10 июля 1774 г. переговоры
в болгарской деревне Кючук-
Однако турки уже в 1775 г. нарушили условия договора, самочинно провозгласили Крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата — Шагин-Гирея. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием в апреле 1783 г. указа Екатерины II о включении Крыма в состав России.
Из других внешнеполитических
шагов России того периода следует
выделить Георгиевский тракт. В 1783 г. был
заключен с Восточной Грузией
договор, вошедший в историю под
названием “Георгиевский
Османская империя, хотя и признала присоединение Крыма к России, однако усиленно готовилась к войне с нею. Ее поддерживали Англия, Пруссия, Франция. В конце июля 1787 г. султанский двор потребовал права на Грузию и Крым, а затем начал военные действия нападением на крепость Кинбурн, однако эта попытка была отбита Суворовым.
В разгроме Османской армии
и флота большая заслуга
1790 г. ознаменовался двумя
выдающимися победами. В конце
августа была одержана морская
победа над турецким флотом. Другим
важным событием этого периода
был штурм и взятие крепости
Измаила. Эта мощная крепость
с гарнизоном в 35 тыс. человек
при 265 орудиях считалась недоступной.
2 декабря под Измаилом появился
А.В. Суворов, на рассвете 11 декабря
начался штурм, и крепость
Эти победы русских войск вынудили Турцию пойти на прекращение войны, и в конце декабря 1791 г. заключить мирный договор, которым подтвердилось присоединение к России Крыма и установление протектората над Грузией. Так закончилась II русско-турецкая война (1787 — 1791 гг.).
Большое место во внешней политике России продолжает занимать в эти годы Польша. В самой Речи Посполитой некоторые магнаты и шляхта обратилась к России за помощью. По их призыву в Речь Посполитую были введены русские и прусские войска, создавались условия для нового ее раздела.
В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань), а Россия воссоединялась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния — произошел второй раздел Польши.
Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения во главе с генералом Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. русские войска под командованием А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, сам же Костюшко был взят в плен.
В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., Австрия ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия — в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся от престола и до смерти в 1798 г. жил в России.
Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины, этнически близких к русским народам, способствовало взаимному обогащению их культур.
Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике.
После поражения
в войне с Наполеоном в 1807 г. для
успокоения общества начинается новая
серия реформ, связанных с именем
М. М. Сперанского. Создается высший
совещательный орган —
В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело к волнениям.
В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной».
В своих реформах
Александр I, помня судьбу отца, боялся
задеть дворянство. Проблема крепостного
права осталась нерешённой. В то
же время либеральная атмосфера
его правления позитивно
Важнейшей задачей внешней политики России в начале XIX в. было сдерживание французской экспансии в Европе.
Александр подписал
в Тильзите невыгодный для
России русско-французский
Россия вела войну
с Ираном и Турцией. Русско-
После заключения мира
с Наполеоном Александр
12 июня 1812 г. Наполеон во главе своей армии вторгся на территорию России. Он рассчитывал разгромить русские армии и навязать России мир на своих условиях. Русскую армию возглавили: М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов.
Следуя плану М.
Б. Барклая де Толли, русская
армия сразу начала отступать.
План Наполеона был сорван, он
продолжил наступление на
1 сентября состоялся военный
совет в деревне Фили, где было
решено оставить Москву
1 января 1813 г. русская
армия перешла Неман. 4—6 октября
1813 г. состоялось сражение под
Лейпцигом, так называемая
28 мая 1815 г. в ходе
Венского конгресса был
Формирование революционного
мировоззрения передовой
Начало революционного
движения в России против
Рассмотрим, как формировалось
мировоззрение декабристов. Все
противоречия русской жизни с
детства протекали через их сознание.
Они росли большей частью в
обеспеченных дворянских семьях, где
могли постоянно наблюдать
Многие декабристы получили
образование в