Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по Отечественной истории предмет и метод исторического.doc

— 732.00 Кб (Скачать файл)

1) начался процесс передачи власти Советам;    

2) центром коллективных поисков дальнейших путей развития страны становятся высшие советские органы;   

3) альтернативные выборы народных депутатов 1989 г. и работа I и II Съездов народных депутатов обогатили базу перестройки новыми идеями;    

4) формируется многопартийная система;    

5) происходит дальнейшее обострение политической борьбы.

 

 

 

 

 

 

86. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

 

   Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.   

Изменения во внешней политике СССР:    

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;   

2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:   

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;   

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;   

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;   

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;    

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;   

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.    

Значение и итоги «нового  мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

 

87. СОБЫТИЯ АВГУСТА 1991. Б.Н. ЕЛЬЦИН. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

 

   Новый этап процесса распада СССР связан с решениями I Съезда народных депутатов РСФСР. 16 мая 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран политический оппонент Горбачева Б.Н. Ельцин. Под его давлением была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозгласила верховенство российских законов над союзными. Также Ельцин указал на необходимость перезаключения союзного договора. Горбачев был вынужден поддержать это заявление. Специальный комитет, созданный Горбачевым, подготовил проект нового союзного договора. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум, на котором большинство советских граждан проголосовали за сохранение Союза.   

Но к лету 1991 г. в стране сложилась переломная обстановка. Центральное руководство во главе с Горбачевым не принимало важных решений, а либералы все активнее выступали за радикальные реформы.   

Августовский путч:    

1) 19 августа 1991 г. самопровозглашенный Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП СССР) в составе В. Крючкова (председатель КГБ), В. Павлова (председатель Кабинета министров), Д. Язова (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел) и др. заявил о тяжелой болезни Горбачева и возложил его полномочия на вице-президента Г.Н. Янаева. В это время президент находился под арестом на даче в Форосе;   

2) руководство РСФСР (Б. Ельцин, А. Руцкой, Р. Хасбулатов, И. Силаев и др.) объявили происходящее государственным переворотом, «путчем» и призвали граждан России оказать сопротивление;   

3) 19 августа тысячи москвичей  пришли к Белому дому и на  Краснопресненскую набережную, где  заняли оборону. Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России;    

4) ГКЧП ввел в Москву танки, что увеличило возмущение населения. 3 человека погибли при попытке остановить продвижение войск;    

5) ряд регионов страны, некоторые воинские части отказывались выполнять решение ГКЧП; в итоге все лидеры ГКЧП были арестованы.    

Основной причиной провала путча  было то, что заговорщики не оценили  изменившейся в стране обстановки: изменилось массовое сознание людей, изменилась роль республик в СССР. Путчисты были плохо организованы, сказалась их боязнь ответственности за принятые решения. Своими действиями путчисты ускорили распад СССР.   

Вернувшийся в Москву Горбачев по требованию Ельцина подписал указ о  запрещении КПСС как преступной организации. С этого дня роль президента СССР и союзного руководства резко снижается.    

Образование СНГ    

Для того чтобы отстраниться от дискредитирующего  себя центра, но при этом сохранить  некоторые связи между республиками, лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин и Л. Кравчук, С. Шушкевич) встретились в Минске 8 декабря 1991 г. Здесь было подписано Беловежское соглашение, где заявлялось о прекращении существования Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств.   

Таким образом, рухнула империя, которая более семи десятилетий была скреплена коммунистической идеологией.   

Перестройка с этого момента  завершилась самым непредсказуемым  для Горбачева, ее инициатора, образом.

 

 

 

 

 

88. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ в 90-е гг. XX в

 

   В 90-е гг. социально-экономическая ситуация продолжала оставаться очень тяжелой: 1) спад производства не был остановлен; 2) оставалась высокой инфляция; 3) динамика доходов населения свидетельствовала о возникновении пропасти, которая разделяла немногочисленный слой «новых русских» и основную массу населения.    

Вместе с тем появились и  обнадеживающие признаки стабилизации: 1) к 1995 г. замедлилось падение доходов населения, а в 1996 г. – прекратилось; 2) выросло значение дополнительных источников доходов населения, в большей степени от предпринимательской деятельности; 3) отношения исполнительной и законодательной (I Государственная Дума; председатель – коммунист И.П. Рыбкин) власти в1994-1995 гг. складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.    

Очень острой оставалась ситуация в  области межнациональных отношений: 1) после августа 1991 г. и распада СССР национальные движения Башкирии, Татарии и Якутии провели свои съезды и поставили вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. В Чечено-Ингушетии было провозглашено разделение автономии на Чечню и Ингушетию. Чечня заявила о своем выходе из РСФСР. В республике началось создание собственных воинских частей, формировались отряды народного ополчения; 2) центральные власти вынуждены были ускорить свои действия по подготовке и заключению Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами, кроме Татарии и Чечни. В 1994 г. избранный президент Татарстана М.Ш. Шаймиев подписал договор о вхождении Татарстана в Российскую Федерацию на условиях особого статуса суверенного государства и как субъекта международного права; 3) Чечня отказывалась идти на любые договоренности с центром. В ноябре 1994 г. Ельцин издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная Чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские Вооруженные Силы из Чечни выводились.   

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война  в Чечне стали причиной неблагоприятных  для президента выборов во II Государственную  Думу 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом – Россия» (партия власти, возглавляемая Черномырдиным) оказалась лишь третьей. Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Зюгановым снова победил Б.Н. Ельцин. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал.   

В августе 1998 г. наблюдался тяжелейший экономический и политический кризис: 1) были перечеркнуты достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля; 2)в средствах массовой информации вновь стал обсуждаться вопрос о коррупции в высших эшелонах власти; 3) отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента – с другой, имели конфликтный характер.   

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., который заставил потребителей покупать более дешевые отечественные товары и тем самым стимулировать рост производства. Выборы в III Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило проправительственное движение «Единство». 31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку, во главе государства встал В.В. Путин.

 

 

 

 

 

89. РОССИЯ НА ПУТЯХ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XXI в

 

   В марте 2000 г. состоялись новые выборы президента России, на которых убедительная победа была одержана В.В. Путиным.   

Во внутренней политике с именем В.В. Путина связывают:   

1) твердую позицию в отношении чеченского вопроса. Так, в 1999 г. после вторжения террористических чеченских групп и иностранных наемников на территорию соседнего Дагестана и террористических актов в Москве, Буйнакске, Волгодонске была начата новая контртеррористическая операция в Чечне;   

2) был взят курс на продолжение либеральных экономических реформ;   

3) первыми шагами по выполнению выбранной программы стали:   

– указ об учреждении на территории России 7 федеральных округов, на которых назначались полномочные представители Президента;    

– указ о реформе Совета Федерации и о приведении в норму, в соответствие с федеральными законов субъектов.   

В 2001 г. в политическом и социально-экономическом развитии страны произошли значительные позитивные перемены. Продолжился экономический рост.   

Суверенная Россия в системе  международных отношений 1991–2001 гг.    

Основные направления. В условиях экономического кризиса в стране Россия вынуждена была искать помощи у стран Западной Европы и США, связанных с ними финансовых организаций, что определило зависимость ее внешнеполитического курса от позиции данных стран.   

Российская Федерация, признав  себя правопреемницей Советского Союза, должна была решить задачу по формированию основных направлений внешней политики с учетом действительности, которая сложилась в мире после окончания «холодной войны».   

В период с 1990 по 1996 г. министром иностранных дел России являлся А.В. Козырев. В это время во внешней политике: 1) в двусторонних отношениях с США большое значение имел вопрос сокращения ядерных вооружений; 2) 5 декабря 1994 г. вступил в силу Договор СНВ, который был ратифицирован и в ставших после распада СССР ядерными державах: Украине, Белоруссии и Казахстане; 3) Договор СНВ-2, подписанный в январе 1993 г., Россией не был ратифицирован, так как уничтожение межконтинентальных ракет шахтного базирования подорвало бы ядерную мощь России; 4) одной из главных проблем для России в этот период стало расширение политики НАТО на Восток. Между тем руководство страны стремилось обходить данный вопрос, для того чтобы не повредить отношения с западными партнерами.    

В период 1996 по 1998 г. министром иностранных дел был академик-востоковед Е.М. Примаков. В это время во внешней политике Российской Федерации:   

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"