Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:37, шпаргалка
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
Вариант 1
Внутренняя политика Александра III (1881 — 1894)
былa последовательной. Б ее основе лежал
комплекс вполне определенных представлений
о том, какой должна стать Россия. Александр
III был консерватором по природе, воспитанию,
жизненному опыту. Его убеждения сформировались
под влиянием горького опыта борьбы правительства
и революционеров-народников, свидетелем
которой он был и жертвой которой стал
его отец — Александр II. Наставления К.
П. Победоносцева, видного идеолога русского
консерватизма, нашли в лице нового монарха
благодарного, готового им следовать ученика.
Удалив от власти либеральных министров
(Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А.
А. Аба-зу и др.), казнив по приговору суда
первомартовцев, царь твердо объявил о
намерении утверждать и охранять самодержавие.
Александр III верил в историческую миссию
России, в самодержавие, призванное вести
ее дорогой побед, в православие, духовную
опору народа и власти. Самодержавная
власть, полагал царь, должна помочь растерянному
обществу обрести почву под ногами, окружить
его заботой и опекой, строго наказывать
за непослушание. Александр III ощущал себя
отцом большого семейства, нуждающегося
в его твердой руке.
Политика в крестьянском вопросе. В 1881
г. был принят закон об обязательном выкупе
крестьянами их наделов. По существу, это
была ликвидация временнообязанного состояния
(выполнение указа затянулось до 1917 г.).
Выкупные платежи были снижены на 1 рубль
(средний выкуп равнялся 7 рублям), в 1883—1886
гг. — поэтапно отменена подушная подать.
Проблему крестьянского малоземелья пытались
решить организацией переселения крестьян
(1889), учреждением Крестьянского банка
для кредитования покупки земли, облегчением
аренды государственных земель. В 1893 г.
царь подписал закон, разрешавший проводить
переделы земли между общинниками не чаще,
чем каждые 12 лет, а семейные разделы осуществлять
только с согласия сельского схода. Продавать
надел или отдавать его в залог запрещалось.
Этот закон наиболее ярко характеризует
политику Александра III в крестьянском
вопросе, ее покровительственный, патриархальный
характер. В общине царь видел единственный
гарант стабильности на селе, своеобразный
щит, предохраняющий крестьянина от утраты
надела, от беспросветной нищеты, от превращения
в лишенного средств существования пролетария.
Крестьянская политика 80—90-х гг., с одной
стороны, опекала крестьянство, защищала
его от новых экономических реалий, но
с другой — поощряла пассивных и безынициативных,
слабо помогала активным и энергичным.
Политика в рабочем вопросе. Законами
1882— 1886 гг. были заложены основы рабочего
законодательства: запрещен труд детей,
не достигших двенадцатилетнего возраста;
запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних;
определены условия найма и порядок расторжения
договоров рабочих с предпринимателями.
Полицейские мероприятия. Распоряжение
об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить
особое положение в неблагонадежных губерниях.
Губернатор и градоначальник могли сажать
в тюрьму подозрительных лиц на срок до
трех месяцев, запрещать любые собрания
и др. Во всех крупных городах были созданы
«отделения по охране порядка» с функциями
политического сыска и обширной агентурой.
Мероприятия в области печати и просвещения.
Новые «Временные правила о печати» (1882)
устанавливали жесточайшую цензуру и
давали возможность беспрепятственно
закрывать неугодные издания. Министр
просвещения И. Д. Делянов прославился
разработкой нового университетского
устава, лишавшего университеты автономии
(1884), и публикацией циркуляра о «кухаркиных
детях», запретившего принимать в гимназию
детей мелких лавочников, кучеров, лакеев,
поваров.
Контрреформы. 1889—1892 гг. Закон 1889г. учреждал
должность земского начальника. Земские
начальники получали административные
и судебные полномочия, могли отрешать
от должности сельских старост, подвергать
телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян.
Назначались они правительством из числа
местных потомственных дворян.
Закон 1890 г. фактически лишал крестьян
права выдвигать гласных в уездные и губернские
земские учреждения. Теперь их назначал
губернатор.
Законом 1892 г. вводился высокий имущественный
ценз, от выборов в городскую думу были
отстранены ремесленники и мелкие торговцы.
В 80-е гг. правительство получило возможность
смещать судей по своему усмотрению, изъяло
из судов присяжных политические дела,
уволило многих прокуроров, служивших
в 60—70-е гг.
Историки называют эти мероприятия контрреформами,
чтобы подчеркнуть: они были направлены
против преобразований царствования Александра
II.
Оценка царствования Александра III не
может быть однозначной. Правительство,
с одной стороны, обеспечило внутреннюю
стабильность, быстро развивалась промышленность,
в страну притекал иностранный капитал.
С другой стороны, попытки царя обратить
вспять процессы, начатые в годы «великих
реформ», не соответствовали потребностям
стремительно менявшегося общества. Начавшаяся
в пореформенной России модернизация
экономики порождала острые, качественно
новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая
свое предназначение в том, чтобы сдержать
общество, защитить его от перемен, с новыми
проблемами справиться не могла. Результаты
не замедлили сказаться: революция, потрясшая
основы старой системы, произошла через
десять лет после смерти Александра III.
Вариант 2
Внутренняя политика Александра III.
В 1881 г. императором России стал Александр III. Уже в апреле 1881 г. он утвердил манифест «О незаявленности самодержавия». Россия вступила в новый период своей истории, получивший название «Контрреформ». При Александре III многие преобразования, начатые правительством его отца не только не получили дальнейшего развития, но были сильно урезаны, а некоторые – отменены. В 1881 г. принят указ, лишивший автономии университеты. Отныне губернатор мог закрыть любое учебное заведение. Для поступления в университет нужна была справка из РОИСЕ о благонадежности. Плата за обучение выросла в 2 раза. Все студенческие организации были отменены. В 1889 г. издано «Положение об участковых земских начальниках». Земский начальник стал для крестьянина и администратором, и судьёй в одном лице. В подчинении земского начальника находились сельские суды и сходы. Мировой суд упразднялся. Новое положение о земстве, принятое в 1890 г., подчинило его надзору губернатора и одновременно усилило в нем роль дворян. Число гласных от крестьян уменьшилось, и их выбирал губернатор из числа кандидатов, предложенных крестьянством. Городское положение 1892 г. ценз, сократив число избирателей в 3-4 раза и усилило контроль администрации за деятельностью городских дум. В 80-90 гг. проводилась политика направленная на сохранение сословной замкнутости русского общества. Стремясь возвысить роль дворянства, правительство в 1885 г. основало Дворянский банк, он давал ссуды под залог родовых имений на льготных условиях. Было принято выгодное для помещиков положение о найме на сельхоз. работы. Правительство собиралось отменить Петровский «Табель о рангах». Крестьянство должно было оставаться таким, как при крепостном праве: запрещалось продавать и закладывать крестьянские наделы, укреплялась власть общины над крестьянами. Для укрепления и возвеличивания самодержавной власти по всей России воздвигались храмы в древнерусском стиле, устраивались торжества в честь церковных юбилеев – девятисотлетия крещения Руси, пятисотлетия со дня кончины Сергея Радонежского. Запрещались журналы, в том числе «Отечественные записки». Внутренняя политика Александра III, не укрепила Россию, а повышала неприязнь к правительству.
Вариант 3
Внутренняя политика Александра III
Вошел в историю , как “миротворец” (приверженец решения политических вопросов мирным, дипломатическим путем.)
Полит. взгляды: Консерватор, принципы неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побудило его к мерам направленным на укрепление самодержавия.
Его окружение составляли наиболее радикально настроенные люди: Победоносцев (обер-прокурор Синода) Д.А. Толстой ( мин внутр дел) и Катков (публицист).
1882 |
- |
Временное правило о печати покончило с либеральной полит в области цензуры. Цензура была более строгой , чем при Николае любое периодическое издание после 3 предупреждений подвергалось предварительной цензуре. Исчезали большинство либеральных типографий ( за искл “Вестник Европы”) |
1884 |
-- |
Рост числа церковно-приходских школ , получавших всяческую поддержку |
Отмена университетской автономии , усиления власти попечителей в гимназии, ограничение в высшем женском образовании. | ||
1887 |
- |
Циркуляр “о кухаркиных детях” ставящий препятствующий посещению гимназии детей служанок , прачек , кухарок. Увеличилась плата за обучение. |
1889 |
- |
Упразднение должности мирового судьи . Введение земских участковых, в руках кот сосредоточилась , судебная и административная власть. Они назначались из 6 дворян |
1890 |
- |
Земская контр реформа . Изменение системы выборов: обеспечило преобладание дворянства в земских собраниях |
1892 |
- |
Городская контрреформа. Новое городское положение о выборах вводило высокий ценз так, что 2/3 избирателей лишались права голосовать. Усилен надзор губернатора за органами городского самоуправления. |
Экономика и общество | ||
1881 |
- |
Закон об обязательном выкупе земли был распространен на милн. Крестьян , что сделало их временно обязанными. Понижены выкупные платежи с кр наделов земли . |
1882 |
- |
Учрежден крестьянский поземельный банк , кот должен выдавать ссуду на покупку земли крестьянину или общине. Но приносит выгоду это лишь богатым крестьянам. |
1883-1885 |
- |
Понижение , а затем и отмена подушной подати с крестьян |
1886 |
- |
Закон по которому раздел имущества семьи осуществляется при согласии главы семьи и “мира” , чтобы предотвратить уменьшение наделов. |
1893 |
- |
Запрещено частичное распределение земли внутри общины. |
- |
Рабочие | |
1882 |
- - |
Закон об ограничении использования малолетнего труда на пром предприятиях. Подростки с 12-15 лет не должны был работать более 8 часов |
Учреждены фабричные инспекции для контроля за условиями труда и выполнения законов. | ||
1886 |
--- |
Введены расчетные книжки |
Выдача зарплаты не менее 2 раз в месяц | ||
Штраф за небрежное работу, прогул, нарушении дисциплины(1/3 зарплаты) | ||
Коммуникации | ||
1882 |
- |
Создание телефонных линий С-П. ,Москве, Одессе, Риге. |
1883 |
- |
Строительство Транзкавказской магистрали Баку-Батуми |
1885 |
- |
Екатериненская линия ж/д связывающая Донецкий уголь. бассейн и Кривым Рогом |
1891 |
- |
Начало строительства Транссибирской магистрали |
В целом во внутренней политике 2-ой половины XIX века проявлялись и прогрессивные и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы АIII все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Сохранилась система судопроизводства . В ходе военной реформы наметилась демократизация офицерского корпуса. Были сделаны новые шаги в крестьянском вопросе. Было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальные реформы были направлены на усиление позиций дворянства.
Вариант 1
Образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 6% в 60-е годы ХIХв. до 30% в нач. ХХв. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. В 1887 г. так называемым "циркуляром о кухаркиных детях" запрещалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В .И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. Наука.В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали "золотым веком" в отечественной химии. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков ПЛ. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семенова Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейпше биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалевский основал в Париже "Высшую русскую школу общественных наук". В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты. Литература. Художественная литература второй половины XIX сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.О. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время "серебряным веком" русской поэзии. Театр. Во второй половине XIX активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, ОЛ. Кншшер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. Кино. На рубеже Х1Х в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", в Москве - в саду "Эрмитаж"). В 90-х годах отечественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные "электротеатры", "иллюзионы". К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина ("Пиковая дама", "Домик в Коломне"), Ф.М. Достоевского ("Бесы"), Л.Н. Толстого ("Отец Сергий"), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Однако в 1911-1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм. Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал "Могучей кучкой". В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.
Вариант 2
Развитие культуры во второй половине 19 века.
Освободительные реформы в 60-70 годов 19 в. благотворно сказались на развитие культуры второй половины 19 в. Важнейшими её чертами становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. После 1861 г. огромных успехов добилось просвещение. В 60-е годы в России грамотных было 6%, а к концу 19 в. – 21% населения. Начальное образование получали в государственных, земских и церковноприходских школах. Среднее образование давали гимназии и реальные училища, где обучали к концу 19 в. 150 тыс. человек. Для получения высшего образования были открыты университеты в Варшаве, Томске, Одессе. Для просвещения народы издательство Сытина и Суворина выпускали массовыми тиражами дешевую литературу для народы. Огромной популярностью пользовались журналы “Современник”, “Русская старина”, “Вестник Европы”. В России издавалось около 800 газет и журналов. Развитие просвещения создавало базу расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования Чебышева, Столетова, Лебедева. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Менделеевым. Блестящих успехов добились ученые естественных наук: Тимирязев, Павлов, Докучаев, Мечников, Бутлеров, Мичурин. Мировую славу русской культуре принесла литература пореформенной эпохи. Это произведения Достоевского (“Преступление и наказание”, “Идиот”), Льва Толстого (“Война и мир”, “Анна Каренина”), Тургенева (“Отцы и дети”, “Дым”), Лескова (“Соборяне”), Некрасова, Фета, Тютчева. Демократически-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи возникло “Товарищество передвижных художественных выставок” (“Передвижники”). Они знакомили со своею живописью широкие слои населения. К передвижникам относится творчество Перова, Сурикова, Репина. Большую роль художественной жизни России сыграли предприниматели – меценаты. Так братья Третьяковы передали свою галерею в дар Москве. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17 в. Были построены здания городской думы Москвы (Чичагов), исторического музея (Шервуд). В развитии театра большую роль сыграл Островский, чьи пьесы шли в малом театре, где играли великие актеры – Ленский, Ермаков, Садовский. В музыке сложилось “могучая кучка”, куда входили композиторы Балакилев, Римский Корсаков, Бородин, Мусорчевский. Открываются консерватории в Петербурге и Москве, огромную роль в развитие русской классической музыки сыграло творчество Чайковского (“Евгений Онегин”, “Щелкунчик”). Пореформенная эпоха стала временем культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа 19-20 веков.