Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:37, шпаргалка
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
Вариант 2
32) Революция 1903-1907гг.: причины, основные события, итоги, отношение различных слоев и политических партий.
В начале XX-го века Россия пережила экономический кризис, который привёл к закрытию 3 тыс. предприятий и росту безработицы. Возрастает число политических выступлений пролетариата. Поражение в русско-японской войне обострило социально-политические противоречия. Нерешенным оставался аграрный вопрос. Неспособность и нежелание царского правительства решать наболевшие вопросы привели к революции. Её началом стали события 9 января 1905г. в Петербурге, вошедшее в историю, как «кровавое воскресенье». В этот день по инициативе священника Гапона проходила мирная демонстрация рабочих, которая была расстреляна у зимнего дворца. Было убито 1200 человек. Это известие привело к массовым забастовкам в Центральном районе, Поволжье, на Украине, в Прибалтике. В мае 1905 г. в Иваново-Вознесенске в ходе стачки были созданы новые органы власти – советы рабочих депутатов. Летом 1905 г. произошло восстание на броненосце «Князь Потёмкин». В октябре 1905 г. началась всероссийская политическая стачка, главным лозунгом которой был «Долой царя». В ней участвовало 2 млн. человек. В декабре произошли вооруженные восстания в Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Чите. В 1906 г. начался спад революции, хотя забастовки и демонстрации проходили в армии, деревне, легкой промышленности. В ходе революции Николай II подписывает манифест (17 октября 1905 г.) о созыве гос. Думы, о предоставлении демократических прав гражданам России. Уже в ходе революции состоялись выборы в 1-ую, а затем и во 2-ую думу. Однако 3 июня 1907 г. Николай II, обвинив 2-ую гос. Думу в подготовке военного переворота, разогнал её своим указом. Это означало конец и поражение революции. Несмотря на поражение, революция имела большое историческое значение: впервые появилась парламент-дума, образованы новые политические партии (Кадеты, Октябристы). Повысилась зарплата рабочих на 12-14%, а рабочий день сократился до 9-10 часов. В революции активно участвовали рабочие, крестьянство. Буржуазия была пассивна. Большевики поддержали революцию и считали, что революция должна завершиться установлением диктатуры пролетариата. Эсеры утверждали, что революция завершится установлением власти буржуазии. Кадеты и Октябристы считали, что принятие манифеста означает победу революции. Революции 1905-1907 гг. оказала влияние на развитие революционного движения во всем миру (Китай, Иран, Мексика).
Вариант 3
Революция 1905 – 1907 г. г. (причины, позиции социальных слоев и политических партий, основные события, итоги).
В январе 1905г в России началась революция. Началом её принято считать так называемое “Кровавое воскресенье” (9 января 1905), когда правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к царю, в котором участвовало более 140 тыс. человек. Задачи революции: 1)Ликвидация феодально-крепостнических пережитков 2) решение аграрного вопроса 3)решение национального вопроса. 1ый этап революции: январь – сентябрь 1905. Характеризуется массовыми забастовками по всей стране. К рабочим присоединяться крестьянское население, особенно в центре России. Наблюдались недовольства в ряде армейских соединений. В мае произошла забастовка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. 14-24 июня 1905 – восстание на броненосце “Князь Потёмкин-Таврический”. 31июля-1августа произошёл первый учредительный съёзд Всероссийского крестьянского союза. Требование передачи земли в общую собственность народа. 6 августа – Манифест императора Николая2, объявлявший выборы в Государственную думу. 2ой этап: октябрь – декабрь 1905. Характеризуется как наивысший подъём революции, период вооружённого столкновения правительственных и оппозиционных сил, провозгласивших свержение самодержавия и установления демократической власти в стране. 7октября – начало всеобщей политической стачки. 13 октября – создание Совета рабочих депутатов в Петербурге. 17октября 1905г Николай2 подписал Манифест, даровавший россиянам свободу печати, слова, собраний и союзов, что закладывало основы российской демократии. Этот манифест внёс раскол и в революционное движение. Революционная волна потеряла свою широту и массовость. В ноябре возникла партия декабристов. Произошло восстание военнослужащих в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта. 7-19 декабря – вооружённое восстание в Москве. Организованная Московским Советом стачка вылилась в вооружённое восстание, в котором приняли участие более 7тыс. человек. Третий Этап революции: январь 1906г. – июнь 1907г. Характеризуется ослаблением борьбы, началом работы Государственной думы – первого в истории России нового времени законосовещательного органа при императоре, активной деятельностью различных политических партий и движений, попытками правительственного лагеря частично реформировать экономический уклад государства. В декабре начались выборы в думу, хотя избирательное право получили не все: 63% не получили мужчины, женщины, иногородцы. Туда входило 179 кадетов, 97 трудовиков, 18 соц.-демократов. Главным вопросом думы был – аграрный. В июне 1906г царь подписывает манифест о роспуске думы. Председателем Совета министров назначают П.А. Столыпина, который публикует программу, основные задачи которой были основаны в “успокоении” страны путём применения чрезвычайных мер, введения в ряде районов военно-полевых судов. В феврале 1907г открывается 2Гос.дума. Но она оказалась ещё более левой чем первая. Новая дума не смогла противостоять правительству и была разогнана 3 июня 1907 года. Государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917г, получил название Третьеиюньской монархии. В июне 1907 начались выборы в 3ю гос.думу. Помещики получили преимущество и дума называлась бесстыжей: 140 октябристы, 104 кадеты. 1912г, ноябрь – начало работы 4 гос.думы, ставившей своей целью создание блока политических сил, идеалом которых были умеренные реформы и парламентское давление на правительство.
Вариант 1
Выступая во II Государственной
думе 10 мая 1907г., премьер-министр России
П. А. Столыпин закончил свою речь по аграрному
вопросу программным заявлением: «Противникам
государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь
освобождения от исторического прошлого
России, освобождения от культурных традиций.
Им нужны великие потрясения, нам нужна
Великая Россия!» Менее чем через месяц,
3 июня 1907 г., II Дума была распущена, принят
новый избирательный закон, увеличивший
представительство правых и центристских
партий. Избранная по этому закону III Государственная
дума проявляла большую готовность к сотрудничеству
с исполнительной властью. Возможность
опереться на два большинства — левооктябри-стское
(октябристы и кадеты) и правооктябристское
(октябристы и монархисты) — позволила
правительству Столыпина вплоть до 1910—1911
гг. проводить вполне последовательную
политику. Сложившуюся систему власти
часто называют третьеиюнь-ской монархией.
Столыпин предложил программу, в которой
сочетались следующие направления: обеспечение
социальной стабильности и правопорядка
(в том числе применением чрезвычайных
полицейских мер, учреждением военно-полевых
судов и др.); проведение аграрной реформы;
меры по поощрению промышленного роста;
преобразования в политической и социальной
сферах (улучшение быта рабочих, установление
неприкосновенности личности, признание
права рабочих на участие в стачках, налоговая
реформа и др.). Цель состояла в модернизации
экономики, социального и политического
строя России при сохранении монархии,
государственной целостности, неприкосновенности
права собственности.
Центральным направлением внутренней
политики была аграрная реформа. Крестьянское
малоземелье, примитивная в целом агротехника,
низкие качественные показатели сельскохозяйственного
производства, высокий уровень недовольства
и социального напряжения, безденежье,
сохранение полунатурального хозяйства
— все это революция 1905—1907 гг. выявила
с очевидностью. Революционные партии
(эсеры) предлагали ликвидировать помещичье
землевладение и распределить землю на
уравнительных началах среди крестьян.
Крайне правые требовали сохранить существующее
положение дел и ограничиться жесткими
мерами по усмирению крестьян. Правительство
Столыпина, опираясь на проект, разработанный
в начале XX в. С. Ю. Витте, избрало собственный
курс реформ (указ 6 ноября 1906 г. и закон
14 июля 1910 г.).
Его замысел состоял в том, чтобы стимулировать
развитие аграрного предпринимательства,
рынка, создать фермерские хозяйства,
укрепить слой мелких и средних собственников,
повысить уровень благосостояния российской
деревни, снизить социальное напряжение.
Столыпин выступал резко против отнятия
земли у помещиков: «Национализация земли
представляется гибельною для страны».
Он делал ставку на зажиточное, трудолюбивое,
самостоятельное крестьянство: «Надо
дать ему возможность укрепить за собой
плоды трудов своих и предоставить их
в неотъемлемую собственность».
Крестьяне получили разрешение выходить
вместе с землей из общины, объединять
отдельные полосы своего надела в одном
месте (отруб), переносить на него свой
двор (хутор), покупать землю, расширять
хозяйство. Земля переставала быть общинной
и превращалась в личную собственность
крестьян.
Правительство через Крестьянский банк
оказывало выходящим из общины крестьянам
финансовую помощь для приобретения земли
у помещиков, желающих продать ее.
Правительство поощряло переселение крестьян
из перенаселенной Центральной России
в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток.
Были отменены все сословные ограничения
для крестьян.
Итоги реформы вызывают споры современников
и историков. С одной стороны, были достигнуты
впечатляющие результаты: более 25% крестьян
вышли из общины, более 15% надельных земель
перешло в их личную собственность, крестьяне
купили почти 10 млн десятин земли у помещиков,
возникли крепкие фермерского типа хозяйства,
существенно возросла продуктивность
сельского хозяйства, в несколько раз
увеличилось применение машин. С другой
стороны, не принесла ожидаемых результатов
переселенческая политика: многие из переселенцев,
встретившись с непреодолимыми трудностями,
возвращались в родные места, перенаселенность
центральных губерний сохранялась. Болезненной
оказалась реакция многих крестьян на
попытки внедрить предпринимательские
начала в сельскую среду и свести к минимуму
значение общинных традиций. Поджоги,
порча инвентаря и имущества вышедших
из общины кулаков отражали недовольство
весьма значительных слоев крестьянства.
В то же время идея «черного передела»
не исчезала из массового сознания. О помещичьей
земле мечтали и беднота, и богатеи.
Аграрная реформа завершена не была. Столыпин
говорил о двадцати годах, необходимых
для ее проведения. Но 1 сентября 1911г. премьер-министр
был убит террористом. 1 августа 1914г. Россия
вступила в Первую мировую войну. В феврале
1917 г. пала монархия, и Временное правительство
объявило об отказе от столыпинской реформы.
Жизнь выдающегося реформатора сложилась
трагически: левые клеймили его за «столыпинские
галстуки» и военно-полевые суды, правые
обвиняли в предательстве интересов монархии.
С убийством Столыпина власть фактически
отказалась от попыток модернизировать
страну. Бурный промышленный подъем 1909—1913
гг. к началу войны исчерпал себя, пошедшее
в 1907—1910гг. на спад революционное движение
обрело новую динамику, в избранной в 1912
г. IV Государственной думе возобладали
оппозиционные настроения. Война выявила
всю непрочность достигнутых успехов.
Вариант 2
Реформы П. А. Столыпина. Значение, итоги и последствия.
П.А Столыпин 1862-1911 в 1906-11 Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы. Дайте гос-ву 20 лет внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России. Вам нужны великие потрясения , а нам нужна великая Россия.Делал опор на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни двор. В 1911 был убит на спектакле в киевской опере, где был государь (убийца - Багров: сын юриста, землевладельца; внук еврейского писателя; был связан с социал-демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был повешен).
Аграрная реформа ( разраб. Витте )
реформа - отражение соц-эконом . сдвигов в деревне , а не плод волевых усилий правительства . В центре реформы - вопрос о судьбе общины. Община имела положительные (соц-эконом защита) и отрицательные (препятствие на пути экономического развития) стороны. Цели реформы: подъем с/х производства, создание новой опоры в деревне, снижение остроты социального противостояния на селе (между помещиками и крестьянами). Документы реформы: манифест об отмене выкупных платежей (1907-7), указ от 9.11.06 и 14.06.10. Содержание реформы: все крестьяне получали право выхода из общины с землей; сведение угодий к одному месту (хутора и отрубы); 1910 положение о беспередельных общинах (если не было земельных переделов то земля переходила в частную собственность); переселение крестьян на окраины; отмена некоторых правовых ограничений крестьян; одинаковые права на госслужбу; свобода избрания места жительства; отмена телесных наказаний по приговору волостного суда. Сущность реформы: реформа носила буржуазный х-р (отмена средневекового надельного крестьянского землевладения). Отношение политических партий к реформе: правые и октябристы (осуждение насильственной ломки общины, но в целом поддерживают ее), трудовики (критикуют реформу, требуют национализации земли), большевики (реформа прогрессивна в научном смысле, но есть и другой путь - буржуазной эволюции села американского типа). Ход реформы: в начале реформа шла быстро, а потом ее осуществление замедлилось. Итоги: к 1916 из общины вышло 26% крестьян (заявления поступили от 35%), к 1914 в Сибирь переселилось свыше 3 млн. крестьян (но 17% вернулось назад). Причины неудач: противодействие крестьянства, недостаток средств у правительства, плохая организация, подъем рабочего движения. Значение: реформа - крупный шаг на пути капиталистического развития России, она сыграла определенную роль в подъеме с/х пр-ва; реформа - второй этап превращения самодержавия в буржуазную монархию
Вариант 1
Вступая в XX век, Россия менялась:
аграрная страна становилась индустриальной,
росли города, было учреждено первое в
ее истории представительное законодательное
собрание парламентского типа, реальностью
стали свобода слова, печати, собраний,
деятельность политических партий. Потрясением
и предупреждением обществу и власти явилась
революция 1905—1907 гг. Нет ничего удивительного
в том, что начало века принесло России
необыкновенный расцвет культуры — героический
и трагический одновременно. Героическим
его делают глубина и масштабы открытий,
научных, философских, художественных,
творческих. Трагическим — незавершенность
и недосказанность, на которые его обрекла
эпоха, — мировая война, революция, гражданская
смута.
На вызовы времени разные сферы культуры
отвечали по-разному. Заметные изменения
происходили в системе образования. Всерьез
обсуждалась задача ликвидации неграмотности,
введения всеобщего начального образования
(в 1915 г. в России было в четыре раза больше
начальных учебных заведений, чем в 1894
г.). Наряду с государственными и земскими
училищами, гимназиями и прогимназиями
действовали содержащиеся на частные
и общественные средства воскресные школы,
рабочие курсы, народные дома и даже университеты
(наиболее известен открытый в 1908г. в Москве
университет
A. Л. Шанявского). Потребности в высшем
образовании обеспечивали университеты,
технические и сельскохозяйственные институты,
женские курсы. Сословные ограничения
на получение образования были практически
сняты. Важную просветительскую роль играла
периодическая печать и книгоиздательское
дело (достойное место в истории России
занимают книгоиздатели А. Ф. Маркс, А.
С. Суво-рин, И. Д. Сытин, братья Сабашниковы,
приступившие к изданию «народных библиотек»,
«общедоступных книг для народа»).
Открытия русских ученых имели мировое
значение. В области точных и естественных
наук необходимо отметить исследования
П. Н. Лебедева, подтвердившего электромагнитную
теорию света, его однофамильца химика
С. В. Лебедева, получившего синтетический
каучук, лауреатов Нобелевской премии
физиологов И. П. Павлова (теория высшей
нервной деятельности и условных рефлексов)
и И. И. Мечникова (работы по иммунологии),
математика Н. Е. Жуковского (самолетостроение),
создателя теории реактивного движения,
отца современной космонавтики К. Э. Циолковского.
Даже на этом блестящем фоне выделяется
научная деятельность
B. И. Вернадского, внесшего вклад в развитие
геохимии, биохимии, радиологии, создавшего
учение о ноосфере. В области гуманитарных
наук работают выдающиеся историки В.
О. Ключевский, А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов,
П. Г. Виноградов, Ф. И. Успенский, Л. П. Карсавин,
А. Н. Савин, социолог М. М. Ковалевский,
экономист М. И. Туган-Барановский, языковед
И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.
Философия начала века — это философия
духовного ренессанса России (Н. А. Бердяев,
С. Н. Булгаков,
C. Л. Франк, Л. Шестов, П. И. Новгородцев
и др.).
Увлечение марксизмом, не оставившим равнодушными
многих молодых философов, у большинства
сменилось напряженными исканиями ответов
на вечные вопросы бытия: что есть человек?
Что есть дух? Что есть вера? Что есть Россия?
Сборник «Вехи» (1909) стал своего рода философским
манифестом эпохи: пришла пора отречься
от обаяния революционных призывов, от
грубого материализма и безверия, нужно
вернуться к Богу и вере, признать духовное,
нравственное самосовершенствование
личности единственным способом преобразования
общества.
В художественной культуре начала XX века
— буйное разнообразие стилей, направлений,
идей, методов. Золотой век русской культуры,
пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным
веком, новым и прихотливым расцветом.
Еще звучит голос корифея русской реалистической
литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются
последние пьесы А. П. Чехова («Чайка»,
«Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему
авторитетно мнение В. Г. Короленко. Читающая
публика увлечена романтическими рассказами
М. Горького и потрясена его пьесой «На
дне». Популярны А. И. Куприн («Поединок»,
«Гранатовый браслет») и Л.Андреев («Жизнь
человека», «Царь-Голод»), печалится об
участи дворянских усадеб И. А. Бунин («Антоновские
яблоки», «Деревня»). А в поэзии торжествуют
декаденты — символисты (А. А. Блок, К. Д.
Бальмонт, А. Белый, Д. С. Мережковский,
В. Я. Брюсов), акмеисты (Н. С. Гумилев, А.
А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), футуристы
(В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин).
Они критикуют реализм за социальность,
натурализм, рабское следование действительности
и стремление ее отображать, не преобразуя.
Нечто подобное происходит в живописи.
Почитают реалистов И. Е. Репина, В. И. Сурикова,
братьев Васнецовых, но охотно посещают
кажущиеся едва ли не скандальными выставки
«Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере,
М. В. Добужинский, К. А. Коровин), «Голубой
розы» (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов) и «Бубнового
валета» (П. П. Конча-ловский, А. В. Лентулов,
Р. Р. Фальк).
Архитектура, пережив эпоху подражания
классицизму и псевдоготике, находит себя
в великолепных постройках в стиле модерн.
Использование новых материалов (железобетон,
сталь, стекло), отказ от симметрии, богатый
декор характерны для зданий, построенных
в Москве по проектам В. О. Шехтеля (здание
Московского Художественного театра,
особняк фабриканта Рябушинского и др.).
Музыка: продолжает работать Н. А. Римский-Корсаков
(оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок»), учивший А. К. Глазунова и И.
Ф. Стравинского (балеты «Весна священная»,
«Петрушка»); новые художественные открытия
являют России музыка молодого С. В. Рахманинова
(Второй концерт для фортепиано с оркестром)
и экспериментальные опусы А. Н. Скрябина
(«Поэма экстаза», «Божественная поэма»).
Переживает расцвет русский реалистический
театр. Всемирную славу получает система
К. С. Станиславского, создавшего вместе
с В. И. Немировичем-Данченко Московский
Художественный театр (славу ему принесла
постановка «Чайки» А. П. Чехова). Вместе
с тем на сцену приходят великие театральные
реформаторы В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов.
Императорские Мариинский и Большой театры
борются за зрителя, который нередко отдает
предпочтение спектаклям Оперного театра,
открытого меценатом С. И. Мамонтовым,
и частной Опере Зимина. Блистают певцы
Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова,
артисты балета А. П. Павлова, Т. П. Карсавина,
М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Ни-жинский. В первых
немых кинофильмах снимаются Вера Холодная,
Иван Мозжухин, Алиса Коонен, Витольд Полонский.
В Париже проходят ставшие знаменитыми
«Русские сезоны» (с 1907), искушенным парижанам
предлагаются выставки русской живописи,
музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий
лебедь» в исполнении Анны Павловой. У
русской культуры — серебряный век.
Вариант 2
Культура России в 1900-1917 гг.
Социальная напряженность, неудачная внешняя политика, быстрое политическое обновление обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. В духовной жизни России появились новые тенденции, требовавшие осмысления социальных и нравственных проблем. Это приводит к поиску новых изобразительных методов и средств. В России складывается историко-художественный период названный «серебряным веком». Система образования включала в себя три ступени: начальную, среднюю, высшую. К 1913 г. грамотность среди населения составляла 39%. Дальнейшее развитие получает высшие, особенно техническое образование. К 1912г. в России было 12 университетов. Большую роль играл народный университет Шалявского (1908-1918гг.), где обучались и рабочие. В стране было около 30 высших женских заведений. В начале XX века выходило 125 легальных газет, а в 1913 г. – более 1000 газет. Сытин в Москве для народа выпускал «Библиотеку для самообразования». В начале XX века получают развитие новые области науки. Жуковский стал основоположником современной гидроаэродинамики. Циалковский основал теоретические основы воздухоплавания и возможность межпланетных перелетов. В 1908 г. Нобелевская премия была вручена Мечникову за исследования в области микробиологии и иммунологии. Русская религиозная философия развивалась в трудах Бердяева, Булгакова, Фморецкого. В этот период работают такие знаменитые историки, как Ключевский, Платонов. В русской литературе господствовали такие направления, как реализм, символизм, футуризм. Появилась целая плеяда молодых поэтов и писателей. Возникают новые театры: Комиссаржевской в Петербурге, 3-яя студия МХАТ. Дябилев организовал в Париже русские балетные сезоны. В музыке продолжали свою работу Скрябин, Стравинский, Рахманинов. В архитектуре утверждается новый стиль – модерн. Известными архитекторами были: Щусев, Шефтель, Васнецов. В изобразительном искусстве шла борьба между реализмом и импрессионизмом. Большую известность получили работы Бориса Мусатова, Нестерова, Левитана. Художники объединились в различные художественные группы: «голубая роза», «Бубновый валет». К 1910 г. зарождается русский абстракционизм. Это работы Кандинского, Малевича. Русская культура начала XX века оказала влияние на развитие мировой культуры XX века.
Вариант 3
Культура России в 1900 – 1917 г. г. Серебряный век.
В начале XX в. наблюдался подъем в области образования: росло число-учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Отечественная наука обогатилась рядом достижений мирового значения (работы К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, Н. И. Жуковского, К. Э. Циолковского, А. С. Попова и др.). Значительный шаг вперед был сделан и в таких областях знаний, как геология, география, металлургия, военное дело, а также философия, история и т. д. Конец XIX — начало XX в. — “серебряный век” российской культуры, время расцвета религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, К. Н. Леонтьев и др.). Идет поиск новых форм в литературе, искусстве. В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением появились и другие — символизм, имажинизм, футуризм и т. д. Литература поднимает проблемы нравственного развития человека, настоящего и будущего России (произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др.). Создаются объединения художников (“Союз русских художников”, “Мир искусства”, “Голубая роза” и др.). Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Музыкальное искусство было представлено творчеством А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др. Период расцвета переживали драматический театр и балет. “Русские сезоны”, начиная с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры. Искусство развивалось при содействии предпринимателей-меценатов (С. Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.). Культура России начала XX в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.