Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный  законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление Царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями  становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний.

Действующими законодательными актами были дошедшие до нас, правда не в полном объеме, древнейшие Законы царя Ур-Намму (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, Законы царя Билаламы (начало 11 тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии — Законы царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.).

Также источник права – обычай.

Законы Хаммурапи

Общая характеристика

Царь Хаммурапи  своим законодательством попытался  оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Законы  царя Хаммурапи надлежит признать одним  из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Право собственности и  обязательственное право по ЗХ.

Вавилонскому  праву известны государственная, общинная, частная собственность на землю. Частная собственность находилась под защитой. Оборот имущества (в том числе и земли), предоставленного царской властью под условие несения службы государству, значительно ограничен. Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. ЗХ подробно регулируют отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

Брак по ЗХ. Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.

Преступления и наказания по ЗХ. Характерные черты вавилонского уголовного права: 1) назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб); 2) наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный (потерпевший): авилумом, мушкенумом или же рабом; 3) широкое применение смертной казни (путем утопления, сожжения, сажания на кол, повешения); 4) коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника; 5) казуи-стичность.

Специфические черты права, отразившие особенности  культурного, социально-экономического и государственного развития Древней  Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармаша-стры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману(II в. до н.э. — II в. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.).

ЗМ Общая характеристика

Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. часто  данный памятник именуется  Откровения  царевича  Ману. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная связь права и религии,  особенно  характерная для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это памятник  сакрального права.   Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.   На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).   В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

Отдельные отрасли

1.В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

наследование;

получение в  виде дара или находка;

покупка;

завоевание;

исполнение  работы;

давность  владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

2.В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

договор займа(Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать).

договор найма  рабочей силы(Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье).

договор аренды земли

договор купли-продажи(должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи; Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи).

договор дарения.

3. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи  был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

4. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

формы вины;

рецидив;

соучастие;

тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает  на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время  пережитков старины свидетельствует  сохранение следующих понятий:

принцип талиона ("мера за меру");

ордалии (суд  богов);

принцип ответственности  общины за преступление, совершенное  на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

государственные преступления;

преступления  против собственности;

преступления  против личности;

преступления, посягающие на семейные отношения.

Существовало  множество видов наказаний, в  том числе:

смертная  казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

для брахмана приравнивавшееся к смертной казни  бритье головы;

членовредительские  наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

штрафы;

изгнание;

тюремное  заключение.

5. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд  вершил царь с брахманами. Отделения  суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн.

Специфические черты права, отразившие особенности  культурного, социально-экономического и государственного развития Древней  Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармаша-стры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману(II в. до н.э. — II в. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.).

ЗМ Общая характеристика

Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. часто  данный памятник именуется  Откровения  царевича  Ману. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная связь права и религии,  особенно  характерная  для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это  памятник  сакрального  права.   Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.   На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).   В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

Отдельные отрасли

1.В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

наследование;

получение в  виде дара или находка;

покупка;

завоевание;

исполнение  работы;

давность  владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

2.В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

договор займа(Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать).

договор найма  рабочей силы(Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье).

договор аренды земли

договор купли-продажи(должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи; Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи).

договор дарения.

3. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи  был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

4. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

формы вины;

рецидив;

соучастие;

тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает  на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время  пережитков старины свидетельствует  сохранение следующих понятий:

принцип талиона ("мера за меру");

ордалии (суд  богов);

принцип ответственности  общины за преступление, совершенное  на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

государственные преступления;

преступления  против собственности;

преступления  против личности;

преступления, посягающие на семейные отношения.

Существовало  множество видов наказаний, в  том числе:

смертная  казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

для брахмана приравнивавшееся к смертной казни  бритье головы;

членовредительские  наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"