Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".
штрафы;
изгнание;
тюремное заключение.
5. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн.
Теоретически каждый гражданин Афин имел право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась следующим:
1) автор законопроекта
нес уголовную ответственность
(вплоть до смертной казни), если
оказывалось, что его
2) всякий
законопроект должен был
3) окончательное решение принадлежало Гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты.
Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.
Древнейшей
систематизацией афинского
При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов.
Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.
Частная собственность, возведенная в ранг священной и неприкосновенной≫, охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.
Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.
Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение прав гражданства и изгнание из города.
Спарта располагалась в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э. подверглась вторжению дорических племен. Постепенно, прежде проживавшие там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов илотов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они отличались тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству.
Завоевание
поставило перед дорийцами
Народное собрание – апелла- имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей.
С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат, состоявший из пяти избираемых апеллой эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звезду, то одного из царей необходимо сменить. Кроме того, они имели право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения.
Многие спартанские учреждения и обычаи связывают с именем Ликурга. Его деятельность относят приблизительно к VIII веку до нашей эры. Хотя реальное существование Ликурга не доказано, однако, существует его жизнеописание, написанное Плутархом. Согласно ему, по совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру – устно изречение, приписывающееся божеству и заключавшее в себе важные постановления и законы. Эта ретра легла в основу спартанского государственного устройства. Согласно е было установлено коллективное пользование рабами и землей. Граждане были наделены равными наделами земли – клерами; был реорганизован совет старейшин и установлен эфорат. Много было сделано для того, чтобы установился образ жизни, который мы называем спартанским – без роскоши и излишеств. Так требовалось, чтобы в каждом доме крыша была сделана топором, а дверь выпилена пилой. Деньги делались в виде больших тяжелых монет, чтобы предотвратить их накопление.
Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию детей, которые должны были расти крепкими воинами, готовыми в любой момент усмирить илотов. Поэтому, по законам Ликурга детей, имевших физические недостатки, убивали.
Воспитание детей отличалось крайней суровостью и проходило в условиях жесткой, а порой даже жестокой дисциплины, с уклоном на военную и физическую подготовку.
Кроме того , по законам , приписываемым Ликургу, спартанцам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Это был удел периэков – свободных жителей приграничных районов Лаконики, ограниченных в своих политических правах.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие
скотоводства и земледелия повлекло
за собой имущественную
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.
Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни.
Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях.
В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения.
Основным социальным делением в
Риме стало деление на свободных
и рабов. Свободные в Риме распадались
на две социально-классовые
Правовое положение личности в
Риме характеризовалось тремя
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.
Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс.
Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" - права домовладыки.
Госустройство
Высшие государственные органы:
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"