Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

штрафы;

изгнание;

тюремное  заключение.

5. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд  вершил царь с брахманами. Отделения  суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн.

 

Теоретически  каждый гражданин Афин имел право  предложить проект нового закона и  свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась следующим:

1) автор законопроекта  нес уголовную ответственность  (вплоть до смертной казни), если  оказывалось, что его предложение  противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено;

2) всякий  законопроект должен был предварительно  рассматриваться советом пятисот.  Собрание выслушивало мнение  совета;

3) окончательное  решение принадлежало Гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты.

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.

Древнейшей  систематизацией афинского права  считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. До н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов.

Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.

Частная собственность, возведенная в ранг священной и неприкосновенной≫, охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Наиболее  тяжкими среди государственных  преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение прав гражданства и изгнание из города.

Спарта располагалась  в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э. подверглась вторжению дорических племен. Постепенно, прежде проживавшие там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов илотов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они отличались тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству.

Завоевание  поставило перед дорийцами задачу создания органов власти. Однако столь  раннее возникновение государства  повлекло за собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. В частности, среди государственных органов в Спарте сохранялись народное собрание и совет старейшин, а государством управляло два вождя – архагета. Если между архагетами  царило единодушие, то их власть считалась неограниченной, но так кк такое происходило не часто, то таким образом достигалось ограничение их власти.

Народное  собрание – апелла- имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную  силу  и стало полностью зависеть от властей.

С течением времени  в Спарте появился еще один орган  – эфорат, состоявший из пяти избираемых апеллой  эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звезду, то одного из царей необходимо сменить. Кроме того, они имели право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения.

Многие спартанские  учреждения и обычаи связывают с  именем Ликурга. Его деятельность  относят приблизительно к VIII веку до нашей эры.   Хотя реальное существование Ликурга не доказано, однако, существует его жизнеописание, написанное Плутархом. Согласно ему, по совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру – устно изречение, приписывающееся божеству и заключавшее в себе важные постановления и законы. Эта ретра легла в основу спартанского государственного устройства. Согласно е было установлено коллективное пользование рабами и землей. Граждане были наделены равными наделами земли – клерами; был реорганизован совет старейшин и установлен эфорат. Много было сделано для того, чтобы установился образ жизни, который мы называем спартанским – без роскоши и излишеств. Так требовалось, чтобы в каждом доме крыша была сделана топором, а дверь выпилена пилой. Деньги делались в виде больших тяжелых монет, чтобы предотвратить их накопление.

Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию детей, которые должны были расти крепкими воинами, готовыми в любой момент усмирить илотов. Поэтому, по законам Ликурга детей, имевших физические недостатки, убивали.

Воспитание  детей отличалось крайней суровостью и проходило в условиях жесткой, а порой даже жестокой дисциплины, с уклоном на военную и физическую подготовку.

Кроме того , по законам , приписываемым Ликургу, спартанцам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Это был удел периэков – свободных жителей  приграничных районов Лаконики, ограниченных в своих политических правах.

Время основания  города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие  скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Благоприятные для скотоводства и  земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и  торговли географическое положение  и войны привлекали в Рим все  возрастающее пришлое население  из соседних племен. Они не входили  в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в  этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей  хотя бы временно разрешить возникшее  противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую  в свой состав новых родов или  лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне  римской родовой общины пришлое  население получило название плебса. Во главе римской общины стоял  выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

Рост численности  плебса, концентрация в его руках  ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное  население Рима - и члены римских  родов, и плебеи - было разделено  на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни.

Вторая часть  реформ - деление свободного населения  по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях.

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения.

Основным социальным делением в  Риме стало деление на свободных  и рабов.  Свободные в Риме распадались  на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

Правовое положение личности в  Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В  публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные  должности. В частном праве она  давала право вступать в римский  брак и участвовать в имущественных  правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый  класс.

Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" - права домовладыки.

Госустройство

Высшие государственные  органы:

  1. Народные собрания - три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.
  2. Сенат - Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.
  3. Магистратуры - Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов(Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей), преторов(Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов; управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством), цензоров(Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов.).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"