Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории Беларуси .
1. В области образования
в 1864 г. началась реформа, в соответствии
с которой обучение
Учебники для школ Северо-Западного края создавались с позиций западнорусизма. Согласно этой теории, одним из создателей которой был историк, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси Михаил Коялович, белорусы рассматривались как составная часть русского этноса, а главное направление развития белорусского края связывалось с его возвращением от польского католичества к русскому православию.
Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах — городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготовки учи-телей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные — с изучением математических и природоведческих предметов.
В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863—1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках Могилевской области. Получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.
К концу XIX в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.
2. Состояние научных знаний
в начале XX в. определялось развитием
белорусоведения. Один из первых
исследователей Беларуси Иван
Носович в результате 30-летнего
труда составил «Словарь
Ученый-краевед Евдоким Романов, собравший и издавший фольклорно-этнографические материалы в многотомном «Белорусском сборнике», трудился над созданием археологических карт Могилевской, Витебской, Гродненской губерний, обнаружил Бердыжскую стоянку первобытных людей.
В трехтомном исследовании академика Ефима Карского «Белорусы», названном «энциклопедией белорусоведения», было дано всестороннее научное обоснование национальной самобытности белорусов как отдельного восточнославянского народа.
Исторические исследования были представлены трудами историка и этнографа Митрофана Довнар-Запольского, который обосновал положение о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.
Среди достижений европейского уровня в технических науках особое место занимают работы профессора Якуба Наркевича-Иодко. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Его первое научное открытие — прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам — стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.
3. Существенную роль в
становлении белорусского
Как создатель новой белорусской литературы и литературного языка вошел в историю поэт Янка Купала (Иван Луцевич) — автор пьес «Павлинка», «Разоренное гнездо» («Раскиданае гняздо») и др. В творчестве Янки Купалы сочетались темы протеста крестьянства и борьбы за национальное возрождение. Стихотворение Купалы «А кто там идет?» русский писатель Максим Горький считал «народным гимном белорусов» и перевел его на русский язык.
В первом сборнике своих стихов «Песни-жалобы» Якуб Колас (Константин Мицкевич) опоэтизировал образ белорусского мужика, который, несмотря на тяжелую жизнь, остается оптимистом и верит в возрождение родного края. Якуб Колас начал работу над поэмой «Новая земля» и «Сымон-музыкант».
Поэтическим заветом своему народу стало стихотворение-гимн «Погоня» Максима Богдановича.
В начале XX в. ярко раскрылся талант белорусской поэтессы и революционерки, автора «Первого чтения для детей-белорусов» Тетки (Алоизы Пашкевич).
4. Значительным явлением в развитии культуры Беларуси стало издание газеты «Наша шва» в Вильно в 1906— 1915 гг. Ее главными темами были Беларусь и судьба народа. В первом номере провозглашалось: «Мы будем служить всему обиженному белорусскому народу, постараемся быть зеркалом жизни, чтобы от нас, как от зеркала, свет падал в темноту. Мы будем стараться, чтобы все белорусы, которые не знают, кто они есть, поняли, что они белорусы, и люди чтобы узнали свои права...»
На страницах этой газеты впервые увидели свет поэмы Янки Купалы «Курган» и «Бондаровна». В 1910 г. редакцией «Нашай швы» был издан первый поэтический сборник Якуба Коласа «Песни-жалобы». В 1914—1915 гг. редактором газеты был Янка Купала. При редакции «Нашай швы» создавался, благодаря стараниям Ивана Луцкевича, белорусский национальный музей.
5. Театральная жизнь в
Беларуси была связана с
6. Значительных успехов
достигло белорусское
Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, почти 25 лет путешествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.
Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления знаменитого Исаакиевского собора. Он создал в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика.
Ведущим пейзажистом был Аполлинарий Горавский. Он воспевал в своих полотнах красоту белорусской природы и народный быт. Одной из лучших его работ признана картина «Старушка молится», которую высоко оценил известный русский художник Илья Репин. На протяжении многих лет Репин жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь здесь музей-усадьба художника, филиал Витебского краеведческого музея), где написал композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.
Традиции лирического пейзажа развивал Витольд Белыницкий-Бируля. Излюбленной темой для художника стала весна. Ей он посвятил около 200 картин, в 120 названиях использовал слово «весна».
Свою роль в развитии живописи сыграли частные художественные школы. Одну из них создал в Витебске автор многочисленных картин, отражающих черты еврейского быта, Юдель Пэн. В его школе прошел первую подготовку как живописец уроженец Витебщины всемирно известный художник XX в. Марк Шагал.
7. В развитии архитектуры
сочетались элементы разных
На рубеже XIX—XX вв. возник архитектурный стиль модерн, в котором строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки, жилые дома, а также гостиница «Европа» в Минске и др.
1. Место церкви в ВКЛ
долгое время определялось
2. В XVI в. европейские страны
охватило широкое общественно-
Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.
3. Ведущим направлением
Реформации на территории
Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог - Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»).
4. Во всех странах Европы
во второй половине XVI в. развернулось
религиозно-политическое
В 1658 г. сейм Речи Посполитой принял решение об изгнании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.
1. Причины буржуазно-