Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории Беларуси .
2. У современных историков
существуют разные версии
1. Вызревание восстания 1863—1864
гг. в Польше, Литве и Беларуси
было связано в первую очередь
со стремлением белорусской
Руководителем «красного» течения шляхетских революционеров в Беларуси был Константин Викентий Калиновский, позже, в белорусской советской науке, получивший имя Кастусь. Родился он на Гроднеищине в семье безземельного шляхтича. К революционной деятельности приобщился во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись после учебы на Родину, он стал председателем Литовского провинциального комитета (ЛПК) в Вильно — центре «красных» в Литве и Беларуси, который возглавил подготовку вооруженного восстаний против царских властей, начавшегося в Польше в 1863 г. раньше времени и неожиданно для революционеров Литвы и Беларуси.
2. Свои взгляды К. Калиновский
высказал в нелегальной
Однако отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев под руководством виленского генерал-губернатора М. Муравьева, разногласия между участниками восстания привели к поражению. Осенью 1863 г. вооруженное восстание в Беларуси было подавлено.
Арестованный К. Калиновский, находясь в тюрьме, написал и передал на волю три письма, известные под названием «Письма из-под виселицы» («Письма з-пад шыбеницы»). Из них следовало, что К. Калиновский не признавал московское или польское правительство своим для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за свое человеческое и народное право, за свою веру, за свою родную землю». В последние минуты жизни, стоя под виселицей, К. Калиновский после объявления ему смертного приговора, в котором его назвали «дворянином», произнес: «У нас нет дворян — все равны!»
3. Среди участников восстания
был уроженец Беларуси Зыгмунт
Минейко, приговоренный сначала
к расстрелу, позже замененного
на 12 лет каторги в Сибири. В
будущем он получил звание
почетного гражданина Греции. Во
время археологических
Сосланный в Сибирь за участие в восстании 18-легний уроженец Витебщины Иван Черский составил первую геологическую карту побережья озера Байкал. Черский был помилован после 22-летней ссылки, получил за свои исследования три золотые медали Русского географического общества, его именем назван горный хребет в Забайкалье.
БИЛЕТ № 15 к экзамену по истории Беларуси 1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. 1. Выдающимися примерами
книжного дела являются Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать. 2. Борьба с внешней угрозой
активизировала оборонное В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка. 3. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками — это роспись водяными красками по свежей штукатурке. Белорусские живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одну из самых известных сегодня — икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты, относящуюся к XIV — началу XVI в. Стены и столбы костела в Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов. К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. Так, в замковой церкви в Витебске находился портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом. 4. Новые явления в культуре
в первой половине XVI в. были связаны
с распространением Ренессанса
— западноевропейской культуры
XIV—XV вв. Это было время подъема
светской науки и искусства, становления
национального языка, литературы
и самосознания у европейских
народов. В основе Ренессанса
лежат идеи гуманизма — В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов, когда- то населявших наши земли. Важное место в литературе ВКЛ занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове. К первой половине XV в. относится трактат Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов», изданный на латинском языке. В нем приводятся подробные сведения о жизни упомянутых в его названии народов, а также критикуется пьянство, взяточничество, лень, мотовство, что говорит о гуманистическом характере трактата. 2. Условия и
особенности отмены 1. Причины отмены крепостного
права заключались в том, что
существование феодально- Условия освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости были определены в Манифесте, подписанном Александром II 19 февраля 1861 г. Крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права, которые коренным образом изменили их положение. Однако, получив личную свободу, бывшие помещичьи крестьяне не получили земли. Земля оставалась собственностью помещиков. В Витебской и Могилевской губерниях, где существовало общинное землепользование, устанавливались высший (от 4 до 5,5 десятины) и низший (от 1 до 2 десятин) размеры крестьянских наделов. А в Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где существовало по-дворное землепользование, крестьяне могли выкупить свой дореформенный надел. Крестьяне должны были выкупать землю по установленной правительством и значительно завышенной цене. Правила выкупной операции (выплаты крестьянами денег за земельные наделы) были следующими. Государство за-кладывало за крестьян 4/5 выкупной суммы, чтобы они могли рассчитаться с помещиками. Возвращать этот долг крестьянам нужно было на протяжении 49 лет с большими процентами. Размер выкупа значительно превышал реальную стоимость земли. Общая сумма, которую крестьяне вынуждены были заплатить за землю, в 3 раза превышала ее рыночную стоимость. До полного выкупа земли крестьяне считались временно обязанными и должны были за пользование наделом земли, как и раньше, отрабатывать барщину или платить помещику чинш (денежный оброк). Поземельные отношения временно обязанных крестьян и помещиков оформлялись в документах, получивших название уставных грамот. Их составляли представители местных помещиков. 2. В результате осуществления
крестьянской реформы помещики
в Беларуси сохранили в своей
собственности более половины
всех земель (примерно в 2 раза
больше, чем в других губерниях
европейской части России). К помещикам
отошли самые лучшие участки
земли, что привело к чересполосице,
при которой помещичьи и Реформа обусловила достаточно медленное развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве по гак называемому «прусскому» пути, связанному с сохранением помещичьей собственности на землю. Условия рефор-мы вызвали глубокое разочарование бывших помещичьих крестьян, и они сорвали двухлетний (после провозглашения реформы) срок подписания уставных грамот. Крестьянам было обидно выкупать землю, которой они пользовались на протяжении десятилетий и которую считали своей. Крестьянская реформа стала своеобразной чертой между феодализмом и капитализмом. Однако она имела половинчатый характер, так как объявление крепостных крестьян лично свободными сочеталось с сохранением в собственности помещиков более половины всех земель Беларуси. Вместе с тем освобождение миллионов помещичьих крестьян от крепостной зависимости создало необходимый для развития капиталистического производства рынок рабочей силы. 3. Особенности отмены |
1. Среди представителей
европейского Возрождения
Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала в Краковском университете в Польше он получил степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем, в 1512 г., успешно сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете в Италии. Его портрет, созданный в середине XX в., находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах.
2. Книгоиздательская
Книгоиздательскую деятельность Ф. Скорина продолжил на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Издательская деятельность Ф. Скорины является прижизненным подвигом, потому что не все, в т. ч. церковь, понимали его просветительскую работу. Изданная Ф. Скориной Библия нарушала правила, существовавшие при перепи-сывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и даже гравюры с его изображением. Главным же преступлением церковь считала самостоятельный перевод Библии, за что Скорину могли и жестоко наказать.
3. Взгляды Ф. Скорины свидетельствуют
о нем как о гуманисте, просветителе,
патриоте. Гуманизм Ф. Скорины представлял
собой систему взглядов, которые
наивысшей ценностью
Гуманист Ф. Скорина оставил нам свой нравственный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, содействующим распространению письменности, знаний. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение — зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина — основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Отчизне. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, зиаюгь ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлепы суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають».
1. Причины и цели проведения
аграрной реформы в начале XX в.
заключались в том, что и после
отмены крепостного права в
Беларуси сохранялись такие
Экономическая цель реформы заключалась в развитии капитализма в сельском хозяйстве. Однако царское правительство не пошло на ликвидацию помещичьего землевладения, чтобы не лишиться своей опоры среди помещиков. А чтобы создать условия для крестьянского предпринимательства, правительство решило обогатить одних за счет других, для чего предусматривалось распустить крестьянскую общину и облегчить перераспределение земельных наделов бедняков в собственность зажиточных сельчан. Здесь был и капиталистический расчет, связанный с расколом деревни на бедное и зажиточное крестьянство, а также с возможностью использования сельской буржуазии (зажиточного крестьянства) в качестве опоры царского правительства.
2. Осуществление аграрной
реформы началось с 1906 г. по инициативе
премьер-министра России (гродненского
губернатора в 1902—1903 гг.) Петра Аркадьевича
Столыпина. Ее первоначальным этапом
стало разрушение крестьянской
общины и закрепление общинных
земельных наделов в личную
собственность крестьян, обрабатывавших
ее. Крестьяне могли закрепить
землю в собственность в
Выход крестьян из общины активно проходил в Могилевской и Витебской губерниях, где в условиях существования общинного землепользования крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях в условиях подворного землевладения крестьянская община не существовала, что способствовало закреплению хуторского хозяйствования еще до проведения Столыпинской аграрной реформы.
Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной плодородной земли. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы - обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулось назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.
3. Особенностью Столыпинской
реформы в Беларуси стало
Во время выборов в земства предусматривалось разделение избирателей на курии. «Русской» курии обеспечивались преимущества, чтобы увеличить роль зажиточного православного крестьянства в местном самоуправлении и тем самым ослабить позиции крупных землевладельцев «польского происхождения».