Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:16, шпаргалка

Краткое описание

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 156.08 Кб (Скачать файл)

3.Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента.Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы  контроля над деятельностьюправительства.

1. Постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парла ментарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом (обычно перед нижней палатой) за свою деятельность.

2. Резолюция порицания, которая в отличие от вотума недоверия вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты.

3. Интерпелляция, т.е. обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу.

(Италия, Бельгия,  Дания, Финляндия, Нидерланды,Норвегия, Япония)  ни в Великобритании, ни в странах, воспринявших британскую  правовую систему, интерпелляции не применяются. Внесение интерпелляций практикуется, как правило, только в нижних палатах,

4. Вопросы устные и письменные. Эта форма широко при меняется в парламентарных странах и служит не столько для контроля правительства, сколько для его критики. Парламентские вопросы носят самый различный характер

5.Деятельность расследоватепьских комитетов и комиссий, которые создаются парламентами всех стран, вне зависимости от формы правления. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности.  Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также

представляет  исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании.

Процедура импичмента с определенными дополнениями и  изменениями воспринята парламентами многих стран.  К судебным или  квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Основные этапы законодательного процесса

 

1. Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной инициативы.

Осуществление законодательной инициативы в парламентарных странах практически целиком  сосредоточено в руках правительства По субъекту законодательной инициативы законопроекты

подразделяются  на правительственные и депутатские.По содержанию законопроекты подразделяются на следующие основные виды: публичные,  финансовые, частные,иммиграционные дела и т. д.).

2.Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях. Несмотря на внушительность процедуры, эта стадия законодательного процесса оказывает далеко не решающее влияние на судьбу законопроекта. Во всех зарубежных странах применяются различного рода правила и приемы, резко ограничивающие парламентскую свободу слова. Значение парламентских дебатов в современную эпоху приобрело особый характер, так как во многих странах они транслируются по телевидению.

3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах. В зарубежных странах это важнейшая стадия законодательного процесса. Перенесение центра тяжести в законодательной деятельности с пленарных заседаний в комитеты

объясняется прежде всего изменением характера деятельностипарламентов. Нередко парламентские комитеты решают судьбы законодательства.

4. Принятие законопроекта палатой, в которую он былвнесен, является заключительной стадией перед передачей его в Ц другую палату  Эта стадия - третье чтение - состоит из поста- 1тейного голосования и принятия законопроекта в целом.Законопроект, одобренный той палатой, в которую он был внесен, направляется вместе с сопроводительными документами в другую палату.

5. Прохояедение законопроекта в другой палате является стадией, которая, естественно, свойственна только бикамеральным парламентам.

Во второй палате законопроект проходит те же самые  стадии, что и в той палате, в которую он был внесен. Выработка  и принятие согласованного текста законопроекта осуществляются двумя основными методами. А.Метод челнока состоит в том, что спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой либо пока законопроект не будет отвергнут окончательно.В.Метод согласительных комитетов состоит в том, что процедура примирения осуществляется не самими палатами, а по их поручению особыми органами, которые наделяются для этого соответствующими полномочиями. США.

6.Санкционирование и промульгация законопроектов,одобренных парламентами, представляет собой заключительную стадию законодательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Классификация  парламентских комитетов.

 

  Перенесение  центра тяжести в законодательной  деятельности с пленарных заседаний  в комитеты

объясняется прежде всего изменением характера деятельности парламентов. Нередко парламентские комитеты решают судьбызаконодательства. Наиболее типичной в этом отношении является

комитетская система США, где основная деятельность конгресса осуществляется не им самим, а многочисленными постоянными  комитетами, формируемыми как палатой  представителей, так и сенатом.Сенаторы-представители южных штатов. американские законодательные комитеты отличаются следующими особенностями: а) каждый комитет обладает определенной предметной компетенцией, т.е. является специализированным; б) все законодательные комитеты являются постоянно

действующими  органами, они создаются палатами на весь срокполномочий; в) в отношении биллей, поступивших на их рассмотрение, они обладают неограниченными полномочиями.

Значительными полномочиями обладают постоянные специализированные комиссии итальянского парламента, которым  палаты в соответствии со ст. 72 конституции  могут передать право окончательного утверждения законопроектов. Постоянные специализированные комиссии палат итальянского парламента сохраняют в своем составе то же соотношение партийных сил, что и в палатах. Эти комиссии фактически являются вполне автономными законодательными органами. Контроль палат за их деятельностью носит номинальный характер. На практике комиссиями принимается около трех четвертей всех законодательных актов.Система законодательных комитетов Великобритании обладает целым рядом индивидуальных особенностей. Палата общин имеет в настоящее время несколько постоянных комитетов, из которых специализированы два - комитет по делам Шотландии и1комитет по депутатским биллям. Остальные комитеты не имеют 1определенной предметной компетенции, что подчеркивается наименованием их по начальным буквам латинского алфавита - А,В, С и т.д. Английские законодательные комитеты выгодно отличаются от американских. Они не узурпируют законодательные полномочия палаты общин, а в значительной степени играют роль вспомо-1 гательных органов,                                         Весьма своеобразный характер носит система законодательных комитетов парламента Индии. До принятия конституции 1950 года в Законодательном собрании Индии существовали

постоянные  совещательные комитеты, которые  создавались в соответствии с  номенклатурой министерств и  фактически их обслуживали. В настоящее  время действует новая система  комитетов, которые создаются на основе правил процедуры, разработанных  после принятия конституции.Следовательно, законодательные комитеты индийского парламента обладают следующими особенностями: а) они являются

временными, т. е. создаются для каждого конкретного  билля; б) их компетенция и процедура  определяется решениями соответствующей палаты; в) никакими дискреционными полномочиями они не обладают. Законодательные комитеты индийского парламента являются вспомогательными органами палат и действуют

строго в  соответствии с их рекомендациями.

Ни один парламент  в современных зарубежных странах  не может работать без законодательных  комитетов, которые должны; играть роль вспомогательных органов. Однако иногда на практике эти комитеты превращаются в нормоустанавливающие органы.Примерно такую роль играют законодательные комитеты в США,ФРГ, Италии, Франции и многих других зарубежных странах.

Конфиденциальные  законодательные комитеты с дискреционными полномочиями представляют крупным  политическим партиям и группам  давления максимум благоприятных возможностей для осуществления их интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Место правительства в полит. системе з. с.

 

Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в полит.системе  необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями.

1.Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом.Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через

правительство или с его санкции. Любые акции  главы государства есть не что  иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы  государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства.

3.Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. Объем компетенции органа конституционного надзора и степеньобязательной силы его решений также оказывают определенноевлияние на отношения его с правительством.

4.Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. - В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное

большинство в парламенте, являющееся конституционной  основой его существования. В  этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину.-  В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республи ках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это

не означает, что такой контроль отсутствует.

 Правительство  в президентских республиках  осуществляет контроль над парламентом  не через партийные фракции,  а непосредственно, причем этот  контроль сохраняется и тогда,  когда правительство и парламентское  большинство принадлежат к различным  партиям. Анализ фактического положения правительства в зарубежныхстранах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями;правительство является основным инструментом осуществления как

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран