Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:16, шпаргалка
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.
различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями. Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.
22.
Характеристика федеративной
Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего
времени является достаточно распространенной формой государственного устройства и существует в ряде зарубежных стран
(США, Канада,
Мексиканские Соединенные
1. Территория
федеративного государства в
политико-административном
2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [...]")
3. Субъекты
федерации наделяются в
Федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.
4. Субъект
федерации может иметь свою
собственную правовую и
5. Одним из
формальных признаков
6. Длительное
время обязательным признаком
федеративной формы
По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.
23.
Понятие и характеристика
Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия и многие другие страны. Для стран с унитарной формой государственного устройства
(простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:
1 Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятии или ограничений.
2. Единая
система высших органов
торых распространяется на территорию всей страны.
3. Единое
гражданство. Население
4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.
5. Единая
судебная система, которая
представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
6. Территория
унитарного государства
это деление - формально.
24.
Основные особенности и
Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальность - наличие должности премьер-министра.
1. В парламентарной
республике правительство
гающей большинством в нижней палате Участие главы в этом процессе - номинально. Правительство остается у власти до
тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике правление всегда носит партийный характер.
2. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может
быть осуществлено только с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после одобрения их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.
3. Для парламентарной республики в значительно большей степени (чем для президентской) характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но
осуществляются они не им, а правительством.
Парламентарная республика менее распространена, чем республика президентская ( в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии и некоторых других странах).
26.
Понятие, сущность, основные признаки
политического режима
Управление человеческой общностью может осуществляться двумя различными методами - авторитарным и демократическим.
Основным качеством демократического метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников, создавая
систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Государствоведение выделяет три существенные стороны демократии:
1. .Демократия
представляет собой
трех горных кантонах Швейцарии. Современная демократия является представительной: воля большинства в центре и на местах формируется и выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными (муниципалитеты) представительными учреждениями. В современную эпоху демократия может иметь своей государственной формой как республику (США, Франция, Италия), так и монархию (Великобритания, Швеция, Канада, Япония).
2. Демократия
представляет собой
3. Демократия
предполагает провозглашение
27. Основные теории демократии.
Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.
1. Романтическое направление. Представители романтического направления идеализируют западную демократию. Наиболее типичной для этого направления является
теория плюралистической демократии. Основная посылка этой теории была сформулирована еще в начале прошлого века французским исследователем американской демократии Алексисом де Токвилем, но свое детальное истолкование и развитие она получила в первые десятилетия текущего столетия. Плюралисты (Артур Бентли, Дэйвид Трумэн и многие другие) выступают против положения о концентрации государственной власти в руках истэблишмента и развивают положение о разнородности современного общества, где все члены равны, а госуд-во выступает в роли арбитра. Различные группы общества представлены "группами давления", осуществляющими собственные цели. Романтическое направление представлено также теорией компромиссной демократии, которая получила значительное распространение в ряде развитых (главным образом англосаксонских) стран: существует согласие большинства населения по основным вопросам внутренней и внешней политики, а расхождения наблюдаются только по второстепенным вопросам, не затрагивающим основ экономико-политической организации общества (т. е. большинство населения поддерживает существующую систему по основным вопросам). В этих условиях демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов.
2. Реалистическое направление зародилось еще до первой мировой войны. Сторонники этого направления не скрывают пороков реальной демократии. Они открыто говорят о концентрации государственной власти в руках привилегированных групп, об ущемлении прав большинства. Реалисты обосновывают разумность и целесообразность сущего. Они полностью отвергают концепцию народного суверенитета, правления по воле народа и выдвигают понятие правящей элиты, которая зарождается на рубеже XIX - XX веков и была сформулирована в трудах итальянских социологов Вильфредо Парето и Гаэтано Моска, а в последующие десятилетия получила свое истолкование в работах их многочисленных последователей (Р. Михельс, Ф. Хантер и др.). Согласно
учению элитистов, в любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений. Это меньшинство занимает свое положение не в силу выборов, а в результате переворота, завоевания господствующего положения в экономике. Выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность. Элита существует при любом обществе и строе. Элитисты считают, что элита - органическое единство. Доступ в нее определяется самой элитой. Жизнестойкость элиты определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав, если обстоятельства к этому понуждают. Власть обладает кумулятивными свойствами, она накапливается и возрастает по мере ее осуществления. Элитисты считают, что положительными чертами элиты являются: хорошая организованность меньшинства по отношению к большинству, сплоченность, внутренние каналы связи просты и легко доступны всем членам элиты, что дает возможность быстро реагировать и принимать решения, неоднородность. Элита состоит из двух частей: высший и низший слои, которые являются органическими частями и не могут существовать друг без друга. Высший слой составляет динамическое ядро элиты. Низший слой элиты, несравненно более многочисленный, служит опорой для высшего слоя (связующее звено, посредник между элитой и обществом со всеми вытекающими отсюда последствиями). Низший слой - это резервуар, из которого пополняет ряды ядро элиты. Низший слой - бюрократия. Элитарные теории тесно примыкают к теориям массового общества и массового государства, получившим особое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации. Исходные положения теории массового общества были разработаны еще в начале нынешнего века немецким социологом Максом Вебером, но свое детальное развитие и истолкование она получила в трудах теоретиков католического направления и экзистенциалистов (Эмиль Ледерер, X. Ортега-и-Гассет, Пауль Тиллих, Габриель Марсель и др.) в период между двумя мировыми войнами и особенно в настоящее время. Его демократические идеи основывались на двух главных посылках: 1) человек - существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов. После незыблемости власти в 19 в., в 20 в. положение поменялось в обратную сторону (революции, гражданские войны, мировые войны). Возникло движение, которому нужны были лидеры и которые находились. Движение - это толпа, а по принципам приверженцев теории массового общества толпа безлика и ей нужен лидер (которого она может найти сама) и реагирует только на простейшие эмоции: любовь, ненависть и др. Лидер - харизматическая личность, которая должна титаническими усилиями поддерживать толпу в возбужденном состоянии, иначе толпа разуверится в вожде.
Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран