Шпаргалки по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.
2 Вопрос. Расселение славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.
..
Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

Решение новых задач  в Беларуси было осложнено аварией  на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80-90-х годов  обострился экономический кризис. Падал  национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.

Разрыв экономических  связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции - на 41%, производство продукции сельского хозяйства - на 27%, объем капитальных вложений - на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.

В 90-е гг. в тяжелом  положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья  крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О праве собственности на землю". Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции - 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

В первой половине 90-х  гг. резко снизился жизненный уровень  населения республики. Кризисное  положение переживал потребительский  рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны - для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.

Учитывая сложившуюся  ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята  Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата - более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа  социально -экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную  и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90

С середины 80-х годов  экономика Белоруссии стала развиваться в новых исторических условиях. Партийное руководство страны во главе с М.С.Горбачевым провозгласило курс на перестройку. Это означало радикальные реформы не только в народном хозяйстве, но и во всех сферах общественно-политической, культурной жизни, в руководстве страной и республикой. Перестройка была велением времени. В обществе накопилось много проблем, разрешение которых путем косметических поправок не дало бы результата.

В основу социально-экономического развития был положен первоначально  курс на ускорение. Это предполагало повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, всемерного внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда.

Предполагаемые успехи в экономике должны были повлечь за собой изменения в социальной политике, утверждать принципы справедливости, демократии. Политика перестройки нашла отражение в решениях XXVII (1986), XXVIH (1990) съездов КПСС, XIX Всесоюзной партконференции (1988), применительно к Белоруссии конкретизировалась в решениях XXX (1986) и XXXI (1990) съездов ЦК КПБ. Ключевым моментом ускорения было форсированное развитие машиностроения. На передовые рубежи научно-технического прогресса предполагалось вывести все отрасли помышленности, в первую очередь — электроэнергетику, угольную, нефтехимическую, химическую, легкую, сферу услуг и торговли, сельское хозяйство.

Решение этих глобальных задач предполагало расширение прав и возможностей трудовых коллективов, предприятий, развитие предпринимательства, инициативы. Эти и другие задачи были заложены в планах социально-экономического развития страны на двенадцатую пятилетку. Для республики она должна была стать переломной в переводе народного хозяйства на рельсы интенсификации. Это означало производить больше, быстрее, лучше с меньшими затратами. На реконструкцию и техническое перевооружение производства предполагалось направить не менее V2 всех капиталовложений.

Однако принимаемые  меры не давали желаемого результата. Поэтому в июне 1987 года было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Началась перестройка хозяйственного механизма. Расширялась самостоятельность предприятий. Повышалась ответственность за результаты труда. Многие трудовые коллективы начали работать в условиях полного хозрасчета и самофинансирования.

Очередным шагом на пути реформы был переход с июня 1988 года на региональный (или республиканский) хозрасчет. Это предполагало повышение самостоятельности и ответственности каждой республики за состояние дел в народном хозяйстве, возможность принятия ответственных решений без согласования с центром. Однако в конечном итоге это привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР, десятилетиями складывавшихся хозяйственных, экономических и других связей.

Каковы же результаты пяти лет перестройки в народном хозяйстве? В целом они неутешительны. На рубеже 80 — 90-х годов обострился экономический кризис. Происходило падение национального дохода, сокращалось производство всех видов продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в скорейшем переходе к рыночным отношениям. Были предложены три варианта такого перехода: программа «500 дней» экономистов Шаталина-Явлинского, консервативная программа Н.И. Рыжкова и либеральная программа М.С.Горбачева. Поддержку в большинстве союзных республик, в том числе и в Белоруссии, получила программа «500 дней». На ее основе правительством республики в ноябре 1990 года были разработаны «Основные положения программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике» . Однако эта программа, как и другие документы по стабилизации положения в экономике, практически не была выполнена. Поиски путей выхода из кризиса и перехода к новым экономическим отношениям происходили методом проб и ошибок. В обществе нарастали напряженность, противостояние. Обострялась политическая обстановка. Оппозиция БНФ в Верховном Совете республики выступала за безотлагательный переход к рыночным отношениям. Ею была выдвинута идея Балто-Черно-морского союза, который бы включал республики Прибалтики, Белоруссию, Украину, Молдавию и ориентировался на интеграцию с США и странами Запада. Однако эта идея не получила поддержку не только в республике, но и среди правительств стран, которые предполагались в качестве союзников.

В 90-е годы правительство  республики неоднократно принимало меры по предотвращению спада производства и стабилизации экономики, социальной защите населения. С 1992 года введены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. В 1993 — 1994 годах предпринимались попытки объединения денежных систем Беларуси и России, создания единой рублевой зоны, но они оказались безрезультатными.

Важнейшей из причин, приведших  экономику Белоруссии в состояние тяжелейшего кризиса, было то, что она за период Советской власти была прочно интегрирована в экономику СССР, являлась составной частью единого народнохозяйственного комплекса. Белоруссию недаром называли «сборочным цехом» СССР. Распад СССР неизбежно привел к разрыву прежних экономических связей. Чтобы как-то спасти положение и создать видимость прочного союза, но уже на новой основе, 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще высшие руководители Белоруссии, России и Украины С.Шушкевич, Б.Ельцин и П.Кравчук подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате был подписан протокол к Беловежскому Соглашению об образовании СНГ на равноправной основе. В Содружество вошли 11 независимых государств — бывшие союзные республики—Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Однако оптимистические  прогнозы на развитие и углубление экономической интеграции независимых государств не оправдались. Абсолютное большинство подписанных в рамках СНГ договоров, соглашений остались нереализованными.

В последние годы наметились тенденции сближения Беларуси и России, углубления их всестороннего сотрудничества. В марте 1996 года по инициативе двух государств был подписан Договор об углублении интеграции. Под ним поставили подписи и руководители Кыргызстана и Казахстана. 2 апреля 1996 года Президенты Беларуси и России А.Лукашенко и Б.Ельцин подписали Договор о создании Сообщества двух государств, которое призвано обеспечить более тесное и разностороннее их сотрудничество и сближение. Новым шагом в этом направлении стало подписание 2 апреля 1997 года Президентами обоих государств Устава Союза Беларуси и России. В документе определены, наряду с другими, задачи тесного социально-экономического и таможенного пространства и другие.

За последние годы Президентом Республики Беларусь и  правительством предприняты меры по выводу страны из кризисного состояния. Разрабатывается и реализуется программа «Основные направления социально-экономического развития РБ до 2000 года». В ней определены ключевые подходы к решению злободневных проблем. В 1996 году по сравнению с 1995 годом увеличился валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, розничный товарооборот. Удалось несколько удержать инфляцию, безработицу, не допустить снижения жизненного уровня. С июня 1996 года наметился рост заработной платы.

За первый квартал 1997 года валовой внутренний продукт  по сравнению с первым кварталом 1996 года увеличился на 9 процентов, объем промышленной продукции — на 9,8 процента, сельского хозяйства — на 5,7 процента. Однако продолжался рост количества убыточных предприятий, снижалась рентабельность отраслей экономики. Сохранялась задолженность по зарплате.

В сложных условиях развивался агропромышленный комплекс республики. Принятые в начале 80-х годов меры по совершенствованию руководства АПК, увеличению капитальных вложений, обеспечению сельского хозяйства техникой, удобрениями на некоторое время изменили ситуацию к лучшему. В 1986 —1990 годах по республике средняя урожайность зерновых составила 29,5 центнеров с 1 гектара, средний удой на одну корову — около 3 тысяч литров. Обеспеченность на душу населения продуктами питания находилась близко к уровню развитых стран мира. Однако многие проблемы не были целиком решены. Так, только на 60 — 70 процентов были обеспечены потребности республики в зерне. К концу 80-х годов стала ощущаться нехватка продовольственных товаров. Вводилась карточная система. Одной из причин были большие поставки в союзный фонд. Многие сельскохозяйственные товары использовались в бартерных сделках (из Белоруссии отгружали мясо, молоко, картофель и другие, а в республику ввозили оборудование, машины, сырье и прочее). На состоянии сельского хозяйства отрицательно сказался кризис, поразивший на рубеже 80 — 90-х годов экономику СССР.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории Беларуси"