Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:53, доклад
Фактически уже в период существования Временного правительства автономию в политической сфере обрела Финляндия, о своей независимости заявила Украина, и, наконец, оккупированное кайзеровской Германией Царство Польское к тому моменту фактически не принадлежало российской державе.
После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала уже упоминавшаяся «Декларация прав народов России», провозгласившая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию «республик свободных», был закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.).
Эволюция государственно-
Распад унитарной
После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала уже упоминавшаяся «Декларация прав народов России», провозгласившая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию «республик свободных», был закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.).
В соответствии с принципом о праве наций на самоопределение 31 декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии, а в августе 1918 г. был подписан Декрет об отказе от договоров, зафиксировавших в XVIII — XIX вв. разделы Польши. Формально национальную автономию получили многочисленные народы и народности Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Однако в трактовке «права наций на самоопределение вплоть до отделения» большевистские вожди Советского государства исходили исключительно из политической целесообразности, которая требовала сохранения на территории бывшей Российской империи максимально централизованного и единого государства, так как раздробленная и разобщенная братоубийственной Гражданской войной Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была не способна отстоять свою независимость от развернувшейся иностранной военной интервенции. Она не могла также выполнить свою «историческую миссию» — «локомотива мировой революции».
Большинство народов, населявших огромную территорию бывшей Российской империи, воспользовались лозунгом о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, в годы Гражданской войны создавали собственные национально-государственные образования (хотя часто провозглашались лишь только правительства). Всего же на карте революционной России их возникло более 80-ти. Однако национально-территориальные образования в годы вооруженной борьбы и ожесточенного социального противостояния не могли быть устойчивыми и существовали подчас всего лишь несколько месяцев. Советское же партийно-политическое руководство, по мере упрочения нового строя и достижения все больших успехов в боевых операциях на фронтах Гражданской войны, проводило твердую линию в вопросе национально-государственного строительства. Опорой для этого служили партийные органы на местах, строго подчинявшиеся по вертикали Центральному Комитету РКП(б), а также военные органы, пронизывавшие политически обособленные территории бывшей империи.
В процессе создания единого федеративного государства использовались две взаимодополняющие друг друга схемы государственного устройства.
Во-первых, в 1918 — 1922 гг. народы, компактно
проживающие в окружении
Во-вторых, параллельно с РСФСР в 1918 г. возникают государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии. Они находились формально вне контроля Москвы, но руководство которыми фактически осуществлялось ЦК РКП(б). (В конце 1918 г. ЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие независимость суверенных советских республик, находившихся за пределами РСФСР.) В 1920 г. после изгнания интервентов и подавления «сопротивления эксплуататорских классов» в Средней Азии были провозглашены «независимые» Хорезмская и Бухарская народные республики. После разгрома основных сил Белого движения в апреле 1920 — феврале 1921 г. поочередно в Азербайджане, Армении и Грузии с помощью частей Красной Армии были установлены советские режимы и также провозглашено создание закавказских советских социалистических республик.
Вновь образовавшиеся национальные республики сгруппировались вокруг РСФСР как федеративного центра. С момента своего возникновения они использовали ее государственно-правовые модели. При этом власть в этих республиках фактически концентрировалась в органах большевистской партии, изначально входивших в состав РКП(б) на правах областных организаций.
Одновременно еще в годы Гражданской
войны шел поиск как
В период подготовки международной Генуэзской конференции (1922 г.) сложился дипломатический союз советских республик. В тот же период развернулась интенсивная деятельность по созданию советской законности и правопорядка, призванных прийти на смену «беззаконию» «военного коммунизма». В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (упразднены ревтрибуналы, административное судопроизводство, учреждались и регламентировались прокуратура, адвокатура), была конституционно закреплена цензура, а знаменитая ВЧК — «карающий меч революции» — преобразована в Главное политическое управление (ГПУ, с 1924 г., после вступления в силу общесоюзной Конституции, — Объединенное ГПУ).
Однако конфедеративная система оказалась недостаточно эффективной, что приводило к возникновению разнообразных конфликтов между руководством РСФСР и национальных республик (наиболее известными были конфликты с грузинским и украинским партийно-государственным руководством, проявившим признаки сепаратизма и местничества).
В рамках поиска новых форм объединения
в марте 1922 г. в Тифлисе был
образован Совет республик
В августе 1922 г. для разработки модели
новой федерации советских
В этой ситуации В. И. Ленин пошел навстречу местным партийным руководителям, он решительно отверг сталинский проект автономизации, посчитав его политически ошибочным, ни в коей мере не соответствующим условиям мирного строительства, и предложил иную юридическую базу для создания единого государства с удержанием необходимых «атрибутов независимости». Он настоял на образовании добровольного союза суверенных и равноправных республик (часть своего суверенитета, прежде всего в оборонной, внешнеполитической и финансовой сферах, каждая республика, согласно ленинскому плану, отчуждала в пользу федеральных органов). ЦК РКП(б) поддержал это предложение.
Актом учреждения Союза ССР стал Договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия и Азербайджан). Они образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор установил разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими структурами исполнительной власти. 27 декабря 1922 г. договор вместе с особой декларацией был одобрен и подписан, а 30 декабря 1922 г. Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Съезд также избрал Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет, который, по предложению В. И. Ленина, имел четырех председателей, руководивших ЦИК каждой союзной республики: М. И. Калинина (от РСФСР), Г. И. Петровского (от УССР), А. Г. Червякова (от БССР) и Н. Н. Нариманова (от ЗСФСР).
В 1922 — 1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства Союза ССР, которые после многочисленных дискуссий были окончательно оформлены в новой Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г.
Согласно Основному Закону СССР закреплялось федеративное устройство и право свободного выхода из Союза. Однако в ситуации, когда основное конституционное положение о полновластии Советов являлось лишь декларацией, а реальная власть в государстве концентрировалась в вертикально подчиняющихся структурах единой коммунистической партии, опирающейся на единый управляющий центр — Центральный Комитет партии в Москве, Советский Союз с самого момента своего образования приобрел характер унитарного государства.
В Советском Союзе, несмотря на декларированные
права советских органов
Формально укрепляя
Так, в 1925 г. III съезд Советов СССР
принял в состав Союза Узбекскую ССР и
Туркменскую ССР, в 1929 г. из Узбекистана
была выделена Таджикская ССР, а в 1936 г.
образовались Казахская и Киргизская
ССР. В том же году Закавказская Федерация
была распущена, и Азербайджан, Армения
и Грузия вошли в состав СССР в качестве
самостоятельных союзных республик. Параллельно
образовывались и новые автономные республики
и области. В 1924 г. в составе Украинской
ССР появилась Молдавская Автономная
Республика, а в РСФСР в 1923 — 1925 гг. — Бурят-Монгольская
и Чувашская автономные области были преобразованы
в автономные республики. В этот же период
была ликвидирована Горская Республика,
состоявшая из народов Северного Кавказа,
из нее выделились Кабардино-Балкарская
(Кабардинская), Карачаево-Черкесская,
Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская
автономные области. В составе Азербайджанской
ССР были образованы Нахичеванская Автономная
Республика и Нагорно-Карабахская автономная
область. Все эти территориально-
Проводимая коммунистическим руководством Советского Союза целенаправленная политика «по сближению наций и народностей» имела своим результатом прежде всего форсированное выравнивание уровней социально-экономического и культурного развития национальных советских республик за счет перекачивания в них значительных материальных и людских ресурсов из Российской Федерации, а внутри РСФСР — из великорусских областей в автономные образования. Таким образом достигалась интернационализация различных сторон жизни советского общества, в основном в производственной сфере. Однако, несмотря на это, нации и народности Советского Союза с большим трудом «интернационализировали» свою самобытность. Они упорно старались сохранить традиции и обычаи, оставшиеся в наследство от предыдущих поколений. Более того, социально-экономический, культурный подъем национальных союзных и автономных республик сопровождался ростом национального самосознания коренных народов, стремлением укрепить государственность и суверенитет титульных наций. Это входило в коренное противоречие с декларируемым федерализмом и программными установками компартии на слияние всех наций и народностей по мере успешного строительства коммунистического общества.
Оформление структуры «
Информация о работе Эволюция государственно-политической системы. Образование Союза ССР