Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 00:43, реферат
Целью данной работы является анализ различных взглядов на норманнскую теорию, определение истинной роли варягов в формировании государства восточных славян.
Введение - 3
Роль варягов в создании древнерусского государства - 4
Развитие Норманнской теории - 6
Норманнская теория в современном мире - 9
Заключение - 11
Источники и литература - 12
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет подготовки
Кафедра государственного строительства
Реферат
Эволюция
норманнской теории происхождения
государственности восточных
Исполнитель
Хмарук С.К.
Руководитель
(ФИО, уч.степень, уч.звание)
к. ист.н., доц.
Шимукович С.Ф.
Минск
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение - 3
Роль варягов в создании древнерусского государства - 4
Развитие Норманнской теории - 6
Норманнская теория в современном мире - 9
Заключение - 11
Источники и литература - 12
Введение
Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги», отождествляемые русскими летописями с «русью».
Несмотря на
множество современных
На позицию по данному вопросу оказывают влияние различные политические и идеологические взгляды исследователей. История человечества знает немало примеров «подгонки» исторических фактов под необходимые идеологические или политические концепции. Не обошел этот процесс стороной и вопросы, связанные с происхождением русской государственности. Одной из основных проблем, вызвавших многочисленные споры в научных, околонаучных, политических и общественных кругах всего мира, стал вопрос об определении истинной роли варягов в деле создания восточно-славянской государственности.
Целью данной работы является анализ различных взглядов на норманнскую теорию, определение истинной роли варягов в формировании государства восточных славян.
Роль варягов в создании древнерусского государства
Впервые норманнская теория была сформулирована в XVIII веке немецким ученым Байером. Позднее эта теория приобрела сторонников, преимущественно иноземного происхождения, среди которых следует назвать Миллера и Шлецера. Они занимались разработкой и развитием норманнской теории, суть которой сводилась к тому, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами1.
Согласно норманнской теории, варяги внесли элементы культуры в полудикие славянские племена, объединив их в единое государство и установив определенный правопорядок, что является достаточно спорным. Если предположить, что восточные славяне действительно в то время сильно отставали в своем развитии, но никто из варягов не мог создать государство. Государственная власть не могла появиться по желанию одного лица или его дружины. Кроме того, варяги сами были только лишь воинами и на развитие экономики влиять не могли.
Ошибка основателей норманнской теории была в том, что под образованием государства они понимали складывание правящей верхушки, утверждение династии, а не закономерное развитие всей совокупности социально-экономических отношений и институтов. Вместе с тем, несмотря на эпизодичность роли варягов в русской истории, она была весьма важна для создания единого Древнерусского государства.
Норманнская теория содержит в себе два главных пункта:
Первый из них определяет, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу.
Второй состоит в том, что варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Тем самым, фактически норманнисты утверждали, что скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. Норманнисты основывались на том, что термином «Русь» обозначались именно скандинавы.
Обобщить основные аргументы норманнистов можно следующим образом:
1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов.
2. Древнейшая летопись включает русов в число иных варяжских народов — шведов, урманов (норвежцев), англов и готов.
3. Большинство имен «русских» послов, зафиксированных в договорах с Византией (911, 944), имеют явно скандинавское происхождение (Карл, Инегелд, Фарлоф, Веремуд).
4. Все первые
правители Руси носят
5. В западноевропейских «Бертинских анналах» отмечено, что около 839 г. византийский император отправил посольство к франкскому императору Людовику I Благочестивому, в составе которого находились представители «народа рос»; Людовик решил, что эти «росы» были шведами.
6. Византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» (ок. 950) приводит как славянские, так и «русские» названия днепровских порогов. Большинство «русских» названий — явно старонорманнского происхождения.
7. Исламские географы и путешественники IX—X вв. всегда четко отделяли «русов» от «сакалиба» (славян).
Данные утверждения находят некоторые подтверждения в старейшей русской летописи - Повести временных лет, где русский летописец, в соответствии со средневековой традицией, в попытке объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в свое произведение легенду о призвании в качестве князей трех варягов (братьев Рюрика, Синеуса и Трувора). Под варягами обычно принято понимать норманнских, скандинавских воинов, которых нанимали на службу и они давали клятву византийскому императору. Однако некоторые историки склонны считать варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
Согласно легенде, включенной в летопись, накануне образования государства у славян, северные племена славян и их соседи, платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г. Новгородцы изгнали варягов, отказавшись платить им дань, что привело к междоусобной борьбе внутри самого Новгорода. В этих условиях новгородцы собрались на совет и послали за варяжскими князьями2:
«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля3».
Развитие Норманнской теории
Официальное распространение норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века, во времена «бироновщины». Именно в это время многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Первый состав Академии Наук также полностью состоял из немецких ученых.
На опубликование норманнской теории мгновенно отреагировали русские ученые, особенно М.В. Ломоносов. Тогда и начался спор по норманнской проблеме. Проблема заключалась в том, что так называемые «антинорманнисты» долгое время не могли опровергнуть постулаты данной теории. Они, признавая достоверность летописного рассказа первоисточника, спорили лишь об этнической принадлежности славян.
К концу XIX в. спор привел к заметному перевесу норманнистов. Количество сторонников норманнской теории значительно выросло, а полемика со стороны их противников постепенно стала ослабевать.
После опубликования в России в 1891году работы Вильгельма Томсена «Начало Русского государства», в которой были четко сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории, многие русские историки стали считать доказанным норманнское происхождение Руси. Среди ученых установилось представление о произошедшей в результате опубликования работы Томсена победе норманнистической концепции истории Древней Руси. С этого времени прямая полемика против норманнизма практически прекратилась.
Норманнская теория неоднократно реанимировалась в случае возникновения политической необходимости. Так, например, русские ученые-монархисты на основе норманнской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Согласно их концепции, на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России – как итог мирного добровольного призвания. Таким образом, на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России - мирными.
В 30-40-х годах XX века норманнскую теорию на вооружение взяла нацистская Германия, всячески ее пропагандируя. Тем самым нацисты демонстрировали миру «научное» обоснование собственной расовой теории и захвату мира, а также обоснование для объявления славян неполноценной расой.
Популярность этой концепции объясняется тем, что начиная с XVIII века, и на протяжении двух столетий, норманнская проблема была центром ожесточенной идеологической борьбы, позволяя одним, прежде всего зарубежным авторам, полностью отрицать способность восточных славян к созданию собственной государственности, а другим – пренебрегать ролью варягов в отечественной истории4.
В русской науке реакцией на норманнскую теорию стал крайний антинорманизм. Его сторонники всячески стремились доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства5.
На сегодняшний день считается полностью доказанной научная несостоятельность норманнской теории. Стоит отметить, что уже к IХ в. у восточных славян сложился целый комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства.
В этот период родовая община уже перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, что вызвало активный рост городов и внешней торговли. В городах проходил процесс формирования социальных групп, в результате которого выделились знать и дружина6.
В это время
большую роль в жизни рода начинала
играть военная добыча, в качестве
источника средств к
Помимо социально-
Таким образом, к IХ в. веку сложился ряд объективных исторических предпосылок к возникновению государства у славян. Основной причиной его возникновения можно назвать появление реальной заинтересованности большинства славянского населения в его существовании.
Сам факт пребывания варяжских дружин (под которыми в те времена понимали скандинавов) на службе у славянских князей не вызывает сомнения. Не вызывают также сомнения и активное их участие в жизни Руси, как и взаимные постоянные сношения между скандинавами и Русью. Тем не менее, нет следов заметного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян7.
Наиболее заметное влияние варягов прослеживается в деле становления княжеской власти и развития русской культуры8, но масштабы этого влияния не были настолько велики, чтобы отводить им сколько-нибудь значимое место.
В скандинавских сагах Русь – это страна несметных богатств, а служба русским князьям представляется как верный путь для приобретения славы и могущества. Согласно археологическим данным численность варяжского населения на Руси также было невелико. Никаких данных о колонизации Руси варягами также не обнаружено.
Норманнская теория в современном мире
На сегодняшний день существует несколько вариантов норманнской теории и концепций их противников.
Согласно либеральному направлению норманнской теории происхождения государства у восточных славян, оно было создано варягами-норманнами. Название «Русь» имеет скандинавское происхождение. Интерпретация исторических данных в контексте данного направления исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление антинорманнской теории утверждает создание государства непосредственно самими славянами, а термин «Русь» сторонники данной концепции относят к славянским словам. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства также лежит общественный договор.
Информация о работе Эволюция норманнской теории происхождения государственности восточных славян