Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 07:53, реферат
Материальная культура – важнейший компонент культуры человеческого общества в целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям своего существования.
1. История хозяйства и материальной культуры первобытного общества. Основные черты и особенности хозяйственно-экономического развития древневосточных цивилизаций:
1) Материальная культура эпохи первобытного общества……………………3
2)Особенности хозяйственно-экономического развития древневосточных цивилизаций……………………………………………………………………..14
3) Особенности экономического развития древневосточных обществ. ……16
4) Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций…………..20
2. СССР — Россия: смена модели экономического развития в 90-е гг.:
1) Реформа политической системы в СССР в период «перестройки» (1985-1990 гг.)…………………………………………………………………………..22
2) Распад СССР (1991-1992 гг.)…………………………………………………26
3) Процессы реформирования и становления российского государства и общества в условиях смены модели общественного развития (90-е гг. XX в – начала XXI в)…………………………………………………………………….29
3. Литература……………………………………………………………………35
Древний Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет. В самой стране было много полезных ископаемых, металл добывали в прилегающих областях. Первые государственные образования — номы — возникли здесь во второй половине IV тыс. до н.э., а на рубеже IV —III тыс. враждовавшие Верхне- и Нижнеегипетское царства после победы последнего объединились в единое государство. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний — ското- садоводства и виноградарства.
В период Древнего царства (XXVIII
—XXIII вв. до н.э.) дальнейшее развитие получило
животно- и садоводство, огородничество,
виноградарство. Для Египта была характерна
высокая степень централизации
экономики. Централизованно распределялась
основная масса произведенного продукта.
Чиновники скрупулезно
В период Среднего царства (XXII — XVIII вв. до н.э.) совершенствовались орудия труда: наряду с каменными и медными все чаще применялись орудия из бронзы. Воз никло производство стекла. Значительный прогресс наблюдался в земледелии, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительных систем в Фаюмском оазисе.
Особенностью египетской экономики этого периода было падение роли громадных царских хозяйств и укрепление среднего и мелкого землевладения. Мелкие землевладельцы обозначались термином «царские хемуу». Они трудились в царском, храмовом и вельможном хозяйствах. С юного возраста они учитывались, распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, торговцы, воины и т.д.) и направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно. Рабы «баку» составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. И все же большую часть населения составляли свободные общинники, которые облагались государственными повинностями.
В период Нового царства (1580
— 1085 гг. до н.э.) владения Египта были расширены,
что стимулировало
Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций.
Хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как:
1) сочетание элементов
хозяйства, свойственных
2) устойчивость общины, объясняемая
необходимостью создания
3) устойчивость государства,
взявшего на себя функции
4) наличие храмового или
царского хозяйства,
5) слабое развитие частной собственности на землю;
6) появление больших городских
поселений и городов,
7) использование рабского
труда, но рабство было
8) увеличение роли обмена
и торговли, сосредоточение функций
управления ею в руках
СССР — Россия: смена модели экономического развития в 90-е гг.
Реформа политической системы в СССР в период «перестройки» (1985-1990 гг.)
Начало перестройки
Традиционным оказалось
и направление, в котором двигались
экономические преобразования - оно
развивалось в русле опыта
реформы 1965 г. - была предпринята попытка
повышения самостоятельности
Но дело не только, и даже
не столько в способностях высших
руководителей СССР. Фактически, правильнее
говорить о том, что проведение экономических
реформ натолкнулось на жесткое сопротивление
всей политической системы. К 1987-1988 гг.
это стало настолько очевидным,
что советское руководство
Активная поддержка со
стороны масс действительно позволила
начать процесс демократизации политической
системы. В качестве главного направления
здесь было избрано повышение
роли Советов, означавшее установление
четкого разграничения функций
между советскими и партийными органами,
выражавшегося, прежде всего, в отказе
партийных органов от выполнения
хозяйственных функций. Высший орган
Советской власти - Верховный Совет
- был дополнен Съездом народных
депутатов и превратился в
постоянно действующий орган. Именно
эти меры положили начало развалу
политической системы СССР, поскольку
именно партийная вертикаль
Наряду с развалом старой
модели власти, в стране начинается
постепенное формирование первых элементов
новой политической системы, основанной
на многопартийности. Первые общественно-политические
движения развивались в рамках самой
партии, где начинают появляться как
отдельные оппозиционеры (подобные
Б.Н. Ельцину), так и целые группы
(скажем, «демократическая платформа»).
Начинают появляться и первые политические
внепартийные группы - либерально-демократическая,
социал-демократическая партии, Межрегиональная
депутатская группа на Съезде народных
депутатов. Развитие гласности в
направлении все большей
Растущая политическая нестабильность
весьма негативно сказывалась на
социально-экономической
Этому способствовало ослабление
позиций Советского Союза на внешнеполитической
арене. Прежде всего, кризис в СССР привел
к отходу от него «социалистических
стран» Восточной Европы. Отказ от
«доктрины ограниченного
Таким образом, к началу 90-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформирования СССР в рамках задуманного умеренного варианта преобразований. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.
Одним из наиболее отчетливых
проявлений общего кризиса в стране
стал кризис национально-государственных
отношений. Будучи многонациональным
объединением, Советское государство
имело немало проблем в этой сфере
- и доставшихся ему в наследство
еще от Российской империи, и тех,
что возникли уже после 1917 г. До тех
пор, пока власть была сильна, эти проблемы
находились в приглушенном состоянии,
лишь изредка выплескиваясь на поверхность.
Однако в условиях ослабления власти
они стали нарастать, постепенно
захватывая все новые и новые
области: и экономику, и социальные
отношения, и политику. Росту межнациональных
противоречий способствовала и неразбериха
в национально-государственном
Первый конфликт на национальной почве случился еще в 1986 г. в Алма-Ате, затем разгорелся территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха (с 1988г.), а с 1989 г. они стали вспыхивать практически повсюду: на Украине и Кавказе, в Молдавии и Прибалтике, внутри российских земель. Рост центробежных тенденций в СССР имел вполне серьезные причины, однако советское руководство, как и в других своих политических действиях, показало полную неспособность справиться с ними. Не понимая реальных истоков межнациональных противоречий, оно видело причины напряженности в этих районах в ошибках социально-экономического характера, допущенных местными властями. Естественно, и рецепты разрешения проблем казались на первых порах весьма простыми: составление программы исправления недостатков, дополнительное финансирование, да смена кадров. Однако отказ рассматривать национальные противоречия как серьезнейшую проблему на деле лишь еще больше запутывал вопрос и, скорее, способствовал обострению борьбы, чем наоборот.
К тому же характерной чертой СССР являлась неравномерность развития политического сознания в различных республиках. Если одни проявляли высокую степень лояльности к центру, то другие старались от них дистанцироваться. Это, в свою очередь, определяло отношение центра к республикам: тогда как республики Прибалтики, Закавказья и Россия подвергались жесткому давлению со стороны центра, то Средняя Азия, Украина, напротив, получали от него постоянную поддержку.
Но, пожалуй, самым существенным
во взаимоотношениях между центром
и местами вопросом был вопрос
о темпах и характере реформ. Прибалтика
и Россия настаивали на ускорении
преобразований, видя в них возможность
улучшить положение в республиках.
Нерешительность же и непоследовательность
центральных властей постепенно
формировали стремление ослабить воздействие
его политики на места с тем, чтобы
получить возможность самостоятельного
осуществления реформ. Необходимо также
добавить, что ослабление власти центра
породило соблазн в среде местных
руководителей увеличить
Роль локомотива в борьбе
с союзным центром взяло на
себя российской руководство. Сформирование
единого фронта республик вызвало
сплочение сил консерваторов, которые
попытались перейти в наступление
при негласной поддержке