Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 07:53, реферат
Материальная культура – важнейший компонент культуры человеческого общества в целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям своего существования.
1. История хозяйства и материальной культуры первобытного общества. Основные черты и особенности хозяйственно-экономического развития древневосточных цивилизаций:
1) Материальная культура эпохи первобытного общества……………………3
2)Особенности хозяйственно-экономического развития древневосточных цивилизаций……………………………………………………………………..14
3) Особенности экономического развития древневосточных обществ. ……16
4) Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций…………..20
2. СССР — Россия: смена модели экономического развития в 90-е гг.:
1) Реформа политической системы в СССР в период «перестройки» (1985-1990 гг.)…………………………………………………………………………..22
2) Распад СССР (1991-1992 гг.)…………………………………………………26
3) Процессы реформирования и становления российского государства и общества в условиях смены модели общественного развития (90-е гг. XX в – начала XXI в)…………………………………………………………………….29
3. Литература……………………………………………………………………35
Такое решение вызвало активное недовольство со стороны консерваторов, в среде которых возникла идея организации заговора как против новой модели Союза, так и против реформ вообще. Попыткой осуществления замыслов стал путч 19-22 августа 1991 г. Быстрый крах консервативной попытки сохранения СССР, свидетельствовавший о слабости центра, не только сорвал создание нового объединения, но и привел к неконтролируемому распаду СССР, завершившемуся известным «беловежским соглашением» президентов России, Украины и Белоруссии о ликвидации СССР и создании особого межгосударственного альянса - Содружества Независимых Государств. Нередко причины распада СССР рассматриваются как явление случайное, объяснимое «происками империализма» или злой волей республиканских лидеров. С другой стороны, сами участники соглашения видят в этом акте единственно возможный выход из тупика. Видимо, все же, при всей закономерности процесса, сами формы перехода на новый уровень взаимоотношений между центром и местами могли быть в значительно большей степени постепенными и намного менее разрушительными. Однако августовский путч оставил мало шансов для подобного развития событий.
Таким образом, в 1991 г. закончилась
история советской
Процессы реформирования
и становления российского
Распавшийся Советский Союз
оставил весьма сложное наследство
России в виде экономического кризиса,
всеобщего социального
Первоначальные шаги должны
были быть сделаны в сфере экономики.
Авторами и одновременно исполнителями
экономических преобразований стал
коллектив реформаторов под руководством
Е.Т. Гайдара, который в основу своей
деятельности положил концепцию
разгосударствления экономики, устранения
государства от непосредственного
участия в управлении народным хозяйством.
В принципе, основные направления
реформ к моменту их осуществления
в России были уже испытаны в ряде
государств Восточной Европы (Польша,
Чехия и др.). Для повышения
эффективности использования
Такая экономическая
политика означала, что основная
масса тягот от перехода к
рынку должна была лечь на
население, однако
К тому же непоследовательность
в осуществлении реформ объяснялась
и растущим противоборством экономических
концепций в подходе к рынку
в России: должен ли он быть исключительно
либеральным или его следует
регулировать с помощью государства.
Все это вместе взятое привело
к тому, что жесткая финансовая
политика фактически проводилась не
более двух месяцев, после чего государство
начало активно накачивать российскую
экономику «пустыми» деньгами. Не
достигла желаемых результатов и
чековая приватизация. В результате,
радикальные реформы в
Наряду с экономическими
преобразованиями важнейшей задачей
России являлось формирование системы
государственной власти. Несовершенство
ее механизма, доставшееся в наследство
от СССР, привело к тому, что выработка
основ политической системы России
происходила в упорнейшей политической
борьбе, развернувшейся между исполнительной
и законодательной ветвями
Главным направлением этой
деятельности явилась борьба за проведение
выборов в законодательные
Сложным вопросом организации власти в течение 1991 - 1995 гг. оставался и вопрос о формировании новой системы взаимоотношений между российским центром и субъектами федерации. Такие национальные республики, как Татария, Чечня, Башкирия и другие, настаивали на их особом статусе в рамках Российской Федерации. В целом, после длительного процесса противостояния удалось найти относительно приемлемые формы разграничения полномочий и заключить договора с большинством республик, однако многие проблемы остались нерешенными. Наиболее остро они проявились в чеченском кризисе, обернувшемся настоящей войной в декабре 1994 - июне 1995 гг. Впрочем, даже прекращение полномасштабных военных действий не завершило конфликта, переросшего в затяжной кризис во взаимоотношениях между Чечней и российским центром. Не сложилось и прочной системы взаимоотношений с областями и краями РФ, недовольными своим неравноправным положением в Федерации по сравнению с национальными республиками.
Таким образом, в течение 1992 - 1995 гг. процесс формирования новой российской государственности приобрел большую динамику в его высшем звене, тогда как формирование взаимоотношений по линии «центр – регионы» заметно отстало.
Отсутствие ясности во
внутреннем положении сказывалось
и на внешней политике России. Неопределенность
положения после развала СССР,
инерция противоборства с союзным
центром и нечеткость внутренних
целей затруднили определение национальных
государственных интересов
Таким образом, российская государственность в начале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоял еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства. С другой стороны, по-видимому, происшедшие с момента начала перестройки преобразования столь глубоки, что приобрели необратимый характер. Тем самым, в конце ХХ в. Россия вступила в новый этап развития государственности.