Эстетика Византии и Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА КАК ПАРАДИГМА 4
2.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 9
3.ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Содержание

Главная цель работы – рассмотреть особенности византийской и древнерусской эстетики.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть основные направления византийской эстетики и их главные особенности.
Изучить особенности художественной культуры Византии, которая сформировалась под влиянием основных направлений византийской эстетики.
Выявить особенности древнерусской эстетики.

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика Византии и Древней Руси.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

В целом, необходимо заметить, что изобразительное искусство  палеологовской эпохи находилось в  постоянном развитии, основные его  стилистические особенности зародились ещё в конце XII – начале XIII вв. Со времени реставрации империи и вплоть до её падения художественные принципы византийского искусства претерпевали значительные изменения. Появление большого количества школ возможно объяснить интенсивностью и разнообразием художественной жизни в ту эпоху.

Таким образом, палеологовское искусство отличалось стилистическим многообразием, однако в нём всё  же существуют некоторые черты, присущие исключительно ему и позволяющие  говорить о нём как о чётко  выраженном и цельном этапе.

Из особенностей, присущих искусству той эпохи, стоит отметить светскость, значительно возросшую в нём. Кстати, именно эта черта позволяет говорить о наступлении в Византии Предвозрождения. Светское начало проявилось в трактовке религиозных сюжетов. В это время широкое распространение получают сцены трапезы: «Брак в Кане», «Тайная вечеря», «Троица». Художники увлекаются многочисленными бытовыми реалиями, элементами натюрморта, которые в таких сценах они смогут передать весьма подробно11.

Фольклорные влияния  и их распространение также связаны с усилением светского начала в изобразительном искусстве. Важно заметить, что данная тенденция характерна больше для искусства периферии империи, а не для искусства Константинополя.

Художники довольно часто  обращались к реальным историческим событиям, часто изображая их рядом с религиозными сценами. Из таких событий наибольшим вниманием пользовались темы посещения императором, королём или царём того храма, который и украшают росписями. Данная тенденция распространилась по всей территории, находившейся в сфере влияния Византийской империи. К примеру, подробное изображение различных эпизодов из жизни заказчика фресок, а также церемонии его погребения были характерны для росписей Сербии в данную эпоху.

Светскость живописи эпохи Палеологов также нашла своё отражение в интересе художников к редким, ранее не актуальным, впервые появившимся в искусстве темам, заметном изменении иконографии. Причём, изменение иконографии коснулось даже и тех сюжетов, которые отличались очень консервативным и традиционным характером.

Также важно отметить такую черту палеологовского  ренессанса, как возрождение интереса к античному наследию. Удивительно, что произошло это спустя три  столетия. Византийские художники имели  возможность узнать о фресках  и мозаиках Древней Греции, а о классическом наследии судили по произведениям искусства эпохи Юстиниана и периода Македонской династии, когда интерес к античному наследию был также очень велик.

Византийские живописцы  из классического искусства заимствовали элементы правильной перспективы и очень органично включали их в собственные творения. Кроме того, благодаря влиянию античного искусства, значительно обогатилась палитра византийских художников за счёт разнообразия оттенков. Художники стремились как можно более точно выразить эмоциональное состояние. Как справедливо отмечала В. Лихачёва, «в том внимании к настроению, которое стало одной из черт этого времени, проявились не только уже упомянутые светские тенденции, но и малознакомая ранее психологизация образов»12.

Воздействие образцов классического античного искусства проявилось в рисунке фигур, светотеневой моделировке ликов. Типичными для того времени были удлинённые пропорции персонажей, что также свидетельствует о влиянии произведений эллинистического периода. В манере письма также просматривается непосредственное копирование античного стиля. Можно сказать, что именно увлечение античным искусством привело византийское искусство к эпохе Проторенессанса.

В портретных изображениях ярко проявилось усиление личностного начала – ещё одна важнейшая черта живописи эпохи Палеологов. «Художники стремятся передать настроение своих героев, внести в их облик тонкие оттенки эмоций, нарушить то вневременное спокойствие, которое наполняло их ранее. Однако передача глубокого душевного мира человека, его индивидуальной психологии в этот период встречается ещё редко. Психологизм носит абстрактный характер»13.

Также для данной эпохи характерно постепенное выделение художников, они начинают подписывать собственные  работы, соответственно, вырабатываются индивидуальные стилевые черты в изобразительном искусстве. Индивидуальный стиль талантливых византийских художников выходил за рамки общего нивелирующего стиля того времени.

Кроме того, в живописных произведениях  особое значение приобретает изображение ландшафта и архитектуры. Пейзаж в композиции не только выполняет роль фона, но и несёт эмоциональную нагрузку. Масштабная связь фигур с пейзажем становится более естественной, чем прежде. Во многих сценах, где ранее персонажи изображались на нейтральном фоне, появляются архитектурные постройки, скалы, деревья, причём архитектура и пейзаж не столько служат определению места действия, сколько организуют пространство. С их помощью сцена приобретает ограничения с боков. Архитектура и пейзаж подобны раме, чётко определяющей размеры композиции и отделяющей одну сцену от другой. Архитектурные постройки и пейзажные элементы способствуют тому, чтобы яснее выделить значение сцены, подчеркнуть роль того или иного персонажа, выявить его позу, движение, настроение14.

Стоит отметить, что одной из важнейших черт искусства эпохи Палеологовского ренессанса является более тесная и многообразная связь с искусством других стран. Значительно усилились культурные связи Византии с Италией и Русью.

Философская и религиозная  жизнь той эпохи оказывала значимое влияние на изобразительное искусство. Важно отметить возродившееся учение об исихии. Исихасты одержали победу над теми, кто более склонялся к логическому знанию. Исихазм сильно углубил духовную жизнь Византии, способствовал росту индивидуального начала в искусстве, благодаря чему усилилось эмоциональное переживание, изменилась трактовка образа человека, что привело к усилению портретных тенденций. Кроме того, исихазм затронул такую важнейшую составляющую изобразительного искусства, как свет. Изменилась иконография «Преображения». Художники-исихасты стремились показать свет льющимся из фигуры Христа, а не идущим на него извне. Ореол и лучи света, исходящие от Христа, приобретали характер свечения15. Под влиянием учения о Фаворском свете получил особое значение свет в живописи: стали широко применяться сияющие блики, лежащие на поверхности предметов, моделирующие объемы белильные «движки»; свет пронизывает и преображает плоть, мягкое свечение излучают лики. Наиболее ярко этот стиль проявился в творчестве Феофана Грека, расписавшего церковь Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде (1378), и Мануила Евгеника, выполнившего роспись церкви в Цаленджихе (Грузия, 1384–1396).

Самым значительным памятником стиля Константинополя, воплотившим эллинистические основы искусства, является церковь Святой Троицы монастыря Сопочани (1263–1268). Большие сюжетные композиции занимают четко выделенные архитектурные зоны. В алтаре изображены «Евхаристия» и «Поклонение жертве», где в числе епископов представлены 3 сербских святителя. В подкупольном пространстве в 2 ярусах расположены сцены из евангельского цикла, в певницах «Сорок мучеников Севастийских» и «Святая Троица»; всю западную стену занимает огромная композиция «Успение». Важное место в программе росписи отведено образам святых, расположенным на арках, пилястрах и в нижних частях стен. На стенах певниц изображены апостолы в рост, величественные фигуры которых напоминают античных философов. На стенах западного рукава представлены святые воины — юноши, старцы, полные сил зрелые мужи в праздничных одеждах, с мечами и копьями. Образам праотцев, пророков, воинов, мучеников придан эпический характер; они отличаются монументальностью и духовной глубиной. Свободные одеяния голубых, лиловых, серебристо-розовых, бледно-бирюзовых, светло-охристых цветов с широкими золотыми каймами ниспадают тяжелыми складками, выявляя объемы массивных тел. Здания античного типа с портиками и балконами, перспективно сокращающиеся стенами, подчеркивают пространственное построение композиций, написанных в сербских традициях на золотом фоне. Иконографические детали, прежде всего увеличение числа действующих лиц, придают сценам вселенский характер16.

С творчеством художников из Фессалоники Михаила Астрапы и Евтихия связано развитие палеологовского стиля в Македонии в конце XIII — 1-й четверти XIV в.в. По заказу вельможи и родственника византийского императора Андроника II Палеолога Прогона Згура в 1295 г. Михаилом и Евтихием была расписана церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. Живописный стиль и программа росписи этого храма являются яркими примерами палеологовского искусства конца XIII в17.

Выдающимся памятником являются мозаики монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-джами), созданные в 1316–1321 гг. по заказу Феодора Метохита — блестяще образованного вельможи, философа, математика, историка и поэта, воплотившего в росписи эстетические и богословские идеалы эпохи18.

Искусство XIV в. представлено памятниками столицы Морейского деспотата Мистры. Уникальный городской ансамбль, состоящий из комплекса дворцов и монастырей, сохранил памятники архитектуры и живописи конца XIII — середины XV в. Самой ранней является роспись церкви святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ок. 1295), к 1312 г. относятся фрески церкви Митрополии, в 1-й четверти XIV в. была выполнена роспись церкви Богоматери Одигитрии (Афендико). Фрески Афендико и Митрополии свидетельствуют о высоком уровне художественной жизни Мистры и ее связях с Константинополем. Серединой XIV века датируются росписи Евангелистрии и церкви Софии, 80–90 гг. XIV в. — церковь Богородицы Перивлепты и около 1428 г. — церковь Богородицы Пантанассы. Два последних ансамбля отличаются сложностью иконографической программы и являются памятниками позднего стиля, также ориентированного на столичное искусство. Внимание к символическому осмыслению литургии, стремление максимально наглядно представить центральное таинство христианской Церкви привело к развитию иконографии композиции «Великий вход», представленной в жертвеннике церкви Богородицы Перивлепты19.

 Ориентированность на человека (личностная ориентированность) произведений палеологовского искусства, характерная для палеологовского Ренессанса, наиболее ярко проявилась в иконах. В 1-й половине XIV века была создана серия образов, в которых заметна проникновенность и глубина духовного чувства. Именно в этот период получили большое распространение образы Христа Пантократора, часто сопровождающиеся эпитетами, выражающими глубокую надежду верующего на заступничество: Елеимон (Милующий), Психосотир (Душеспаситель) и др.; подавляющее большинство образов Богоматери с Младенцем относятся к различным вариантам Одигитрии и сопровождаются эпитетами: Елеуса (Милующая), Перивлепта (Прекрасная), Пантанасса (Всецарица). Как и в монументальной живописи, в иконах появилось динамичное движение («Благовещение», Музей в Охриде), сложные пространственные построения («Благовещение», ГМИИ), объемная пластичность в моделировке ликов («Деисус», монастырь Хиландар). В палеологовскую эпоху получила развитие алтарная преграда (поясной «Деисусный чин», ГТГ), принявшая на Руси форму высокого иконостаса, что свидетельствует об исключительном значении икон в храмовом убранстве. Именно в иконописи нашло прямое выражение учение свт. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, о чем свидетельствует ряд образов, созданных во 2-й половине XIV века. Особая техника наложения краски тонкими полосками телесного и почти белого цвета привела к созданию иллюзорного эффекта свечения плоти, как на иконах «Христос Пантократор» (1363, ГЭ; XIV в., монастырь Пантократора на Афоне; конец XIV — начало XV в., ГМИИ), «Архангел Михаил» (XIV в., Византийский музей, Афины), «Св. Григорий Палама» (70–80-е гг. XIV в., ГМИИ), диптих «Фома Прелюбович» (1382–1384, собор в Куэнке), Пименовская икона Божией Матери (1380, ГТГ). Иконографические и стилистические формы палеологовского искусства в дальнейшем развивались в иконописи Крита и Афона20.

Важно заметить, что образы на иконах данной эпохи в целом  очень индивидуальны. Художники  стремились сделать акцент на тех  или иных чертах: твердость и крепость («Богоматерь Психосострия (Душеспасительница)» из Охрида; «Богоматерь с Младенцем» Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве), лиричность и нежность («Богоматерь Одигитрия» из Византийского музея в Фессалониках), горесть, страдание и побеждающая его сила духа («Распятие» из Охрида). Однако написаны иконы в едином стиле. Пропорции фигур отличаются правильностью, безупречностью, свойственную классическому искусству. Движения фигур очень гибкие, а постановка фигур интересна и «импозантна», «часто они представлены в трехчетвертных поворотах, позы устойчивые, статуарные, композиции ритмически размерены и легко читаются, даже если в них много деталей. В сценах есть момент зрелищности, занимательности. Пространство не мыслится бесконечным, оно определенно, даже сужено, кажется чрезвычайно конкретным». Все это подчеркивает ситуационный момент сцены, способствует естественности пребывания персонажей в пространстве и их общения друг с другом. В иконах этого круга – характерный греческий тип лиц, классически благородных, с крупными скульптурными чертами, часто с философской серьезностью21.

В целом, можно заметить, что новый этап стиля Палеологов характеризуется отсутствием драматического конфликта между изображением и  окружающим его пространством, отсутствием  конфликтных, диссонансных сочетаний в цветовом решении и продолженный, непрерываемый характер действия22.

 

3.ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА

 

В истории эстетика Древней Руси (XI-XVII вв.) условно выделяются два главных периода: 1. собственно средневековый (XI-XVI вв.) и 2. переходный от средних веков к Новому времени (XVII в.)23.

Первый период характеризуется  имплицитным типом эстетического сознания, когда оно находило наиболее адекватные формы выражения в искусстве, церковном культовом действе, религиозной жизни человека (в частности, в монастырской жизни), а не в вербальных формах законченных теорий и концепций24.

В качестве основных источников древнерусской эстетики выступили материально-художественная культура и мифологическое сознание восточных славян (дохристианского периода) и византийская эстетика. Восточнославянский (глубинный, архетипический) пласт древнерусского эстетического сознания характеризуется конкретностью, материальностью, пластической осязательностью (телесностью) духовных феноменов, сакрализацией природных явлений, иллюзорностью и «документальной» определенностью потустороннего мира, ощущением магической взаимосвязанности между всеми вещами и явлениями. Византийско-православная культура и эстетика, которые проникли на Русь после христианизации восточных славян, уже наложилась на этот пласт сознания.

Информация о работе Эстетика Византии и Древней Руси