Эстетика Византии и Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА КАК ПАРАДИГМА 4
2.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 9
3.ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Содержание

Главная цель работы – рассмотреть особенности византийской и древнерусской эстетики.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть основные направления византийской эстетики и их главные особенности.
Изучить особенности художественной культуры Византии, которая сформировалась под влиянием основных направлений византийской эстетики.
Выявить особенности древнерусской эстетики.

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика Византии и Древней Руси.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

В целом, древнерусская  эстетика характеризуется особым вниманием  к чувственно воспринимаемым реализациям духовной красоты; стремлением наделить прекрасное осязательной предметностью (верностью); осмыслить красоту как выражение истинного и сущностного; особой чуткостью к красоте искусной деятельности; повышенной эмоциональностью и мажорностью; восприятием света (видимого, прежде всего) как важнейшей модификации прекрасного25.

Искусства (архитектура, живопись, прикладные) провозглашали   искусную сделанность, величие, красочность, светоносность, яркость, обильно использовались драгоценные материалы. Храм рассматривали в качестве огромного роскошного произведения ювелирного искусства. На смену сакральному восприятию природы восточными славянами приходит понимание ее как прекрасного произведения высшего Художника. В ней усматривается теперь прекрасный порядок — «строй», радующий душу человека. В качестве основных характеристик природной красоты выступают величина, высота, округлость, «искусная сделанность», особая выделенность в пространстве»26.

Принятие в конце  Х века христианства наложило четкий отпечаток на характер древнерусской  художественной культуры и эстетической мысли. Любопытно, что в летописях  этого периода, в несторовской «Повести временных лет» наряду с политическими аргументами в пользу православия подчеркивается и эстетический аспект принятия христианства.

После проведения обряда крещения греческими миссионерами была развёрнута масштабная деятельность по утверждению новой религии. Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя, привезённые в качестве пленников из Корсуни, «столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке». Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства. Русская книжность и письменность возникли на почве греко-болгарской христианской культуры27.

С Византии  прибыли  художники, которые  украшали новые  церкви иконами и греческими надписями. Впоследствии была учреждена русская  митрополия с центром в Киеве. Она подчинялась константинопольскому патриарху, а в главных центрах  Русской земли (Новгороде, Полоцке, Ростове, Чернигове) были созданы епископства.

Принятие христианства – это поистине великое, исторически важное событие, определившее судьбу нашего Отечества на многие века вперёд. Крещение Руси имело важное политическое и культурное значение.

Появление и распространение письменности обусловило создание и развитие древнерусской литературы, огромное влияние на литературу оказывало и устное народное творчество. К наиболее выдающимся оригинальным произведениям этого периода можно отнести «Поучение к братии» Луки Жидяты (XI век), «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI век), «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха (XI век), «Чтения о Борисе и Глебе», «Изборник» Святослава (XI век).   Появлялась  и переводная литература. Основным поставщиком литературы для переводов на Русь стала Византия. Через Византию поступали произведения, родиной которых были Египет, Сирия, Палестина, Италия и другие страны. На Руси распространялись евангелия (древнейшее «Остромирово евангелие» относится к 1056-1057 гг.), псалтырь, различные богослужебные книги, церковно-поучительная литература (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, «Златоструй»). Также создавались сборники изречений философов, учёных, поэтов. К примеру, сборник «Пчела», в который были включены выдержки из Фукидида, Ксенофонта, Софокла, Геродота, Платона, Пифагора и других мыслителей античности28.

Развитие культуры на Руси после  принятия христианства  пошло очень быстрыми темпами: появились  богослужебные книги на славянском языке, иконопись, фресковая живопись, каменное зодчество, стали открываться первые школы. В XII веке в русском искусстве и культуре начинается процесс ревизии киево-византийского наследия, становления русского понимания культуры. В результате, искусство стало приобретать национальные черты. XI – XII вв. -  это период культурного подъёма в жизни русского народа. Развитие искусства и культуры оказало огромное влияние на процесс объединения русского народа, способствовало осознанию народом собственной самобытности и единства. Укреплению единства Русской земли также помогало развитие народного творчества, его проникновение во все сферы культурной жизни Руси.

Знакомство с византийской культурой ускорило художественно-эстетическое развитие Древней Руси, раздвинув  горизонт древнерусской культуры, познакомив ее с переводными античными источниками в основном в их византийском и сербско-болгарском отражении. Не затронув и не изменив, по существу, основ и истоков древнерусской народной культуры, византий-ская эстетическая культура «скрестилась» с древнерусской, дохристианской. В христианский период русской эстетической культуры возникли новые художественно-эстетические формы: богато украшенные мозаикой храмы, иконопись, фресковая живопись, древнерусская литература, летописные своды и т.д. Эстетические идеи Киевской Руси не нашли систематического изложения в специальных трактатах (это общая особенность средневековья). Однако эстетическая мысль дошла до нас в других формах, получив отражение в летописях, «словах», «поучениях», проповедях, хронографах, сборниках, философских, общественно-политических, религиозных источниках, собственно художественных памятниках, былинно-героическом эпосе, пословицах и поговорках, заговорах, плачах и других формах устно-поэтического творчества. Памятники переводной литературы, такие, как сборник «Пчела», в котором был раздел «Слово о красоте», «Диалектика» Иоанна Дамаскина, содержащая раздел «О девяти музах и семи художествах», «Изборник» Святослава 1073 г., «Поучительные изреченья и слова Менандра Мудрого» и др. вводили русского читателя в эстетическую проблематику других народов, знакомили с новыми идеями, понятиями, терминами, категориями, стимулируя развитие оригинальной эстетической мысли29.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Различные направления  византийской эстетики оказывали влияние на развитие византийской художественной культуры и искусства. Как результат, в условиях очень напряжённой и даже критичной исторической обстановки в Византии в эпоху Палеологов начался период Ренессанса, основанного на возрождении интереса к античному классическому наследию. Искусство Палеологовского Ренессанса в целом обладает некоторыми общими чертами или особенностями. Для византийского искусства последней трети XIII — 1-й пол. XV в. свойственны классическая форма, глубина пространства, естественность движения, живописное понимание цвета и света, и, наконец, глубоко личностное чувство, присущее священному образу. Особенностью палеологовского искусства в отличие от предшествовавших периодов является отсутствие противоборствующих тенденций: эллинизирующие и аскетические формы сосуществуют, смешиваясь друг с другом или преобладая в тех или иных памятниках. Значительно усилилось личностное начало в мировоззрении, что привело к повышению эмоциональности в трактовке даже самых строго возвышенных религиозных тем и сюжетов, к расширению отвлечённых средневековых художественных норм, к сближению всех видов искусства с реальной действительностью. Наконец, стоит отметить усилившееся светское начало в искусстве Византии той эпохи.

Древнерусская эстетика представляет собой синтез восточнославянских представлений и влияния византийской эстетики. Византийская эстетика повлияла на дальнейшее развитие, формирование, становление древнерусской эстетики и искусства.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969.
  2. Бычков В.В. Древнерусская эстетика./Электронный ресурс// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/998/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
  3. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htm
  4. История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983.
  5. Квливидзе Н.В.  Изобразительное искусство. Византийский период (IV-1453 г.)./Н.В. Квливидзе.//Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII.
  6. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986. 
  7. Лихачёва В.Д.  Искусство Византии IV-XV вв. – Л., 1986.
  8. Осташенко Е.Я. Русское искусство XIV- начала XV вв. и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля./Е.Я. Осташенко//Византийский мир: искусство Константинополя  и национальные традиции. К 2000-летию христианства. – М., 2005.  
  9. Попова О.  Позднее византийское искусство./Электронный ресурс// http://nesusvet.narod.ru/
  10. Скрынников Р.Г. Русь. IX-XVII вв. – СПб., 1999.

 

 

 

1 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htm

2 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htm

3 Там же.

4 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htm

5 Там же.

6 Лихачёва В.Д.  Искусство Византии IV-XV вв. – Л., 1986. С. 212.

7 Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986.  С. 124.

8 Квливидзе Н.В. Изобразительное искусство. Византийский период (IV-1453 г.)./Н.В. Квливидзе.//Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII. С. 327.

9 Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 212

10 Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 64

11 Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 213.

12 Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 214

13 Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 215.

14 Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 215.

15 Там же. С. 216.

16 Квливидзе Н.В.  Изобразительное искусство. Византийский период (IV-1453 г.)./Н.В. Квливидзе.//Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII. С. 327

17 Там же. С. 326-327

18 Квливидзе Н.В. Указ. соч. С. 328

19 Там же. С. 329-330.

20 Квливидзе Н.В. Указ. соч. С. 331-333.

21 Попова О.  Позднее византийское искусство./Электронный ресурс// http://nesusvet.narod.ru/

22 Осташенко Е.Я. Русское искусство XIV- начала XV вв. и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля./Е.Я. Осташенко//Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. – М., 2005.  С. 497.

23 Бычков В.В. Древнерусская эстетика./Электронный ресурс// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/998/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8

24 Там же.

25 Бычков В.В. Древнерусская эстетика./Электронный ресурс// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/998/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8

26 Там же.

27 Скрынников Р.Г.  Русь. IX-XVII вв. – СПб., 1999. С. 54-55

28 История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 78.

29 Бычков В.В. Древнерусская эстетика./Электронный ресурс// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/998/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

 


Информация о работе Эстетика Византии и Древней Руси