Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:28, реферат
Этнос – это устойчивый и в то же время динамичный, возникший естественно – историческим путем межпоколенный социальный организм, обладающий рядом этнических признаков: этническая территория, язык, общность экономической жизни и т.д.
В России насчитывается более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.
Введение………………………………………………………………………3 стр.
1.Праславяне на рубеже I тысячелетия н. э. ..………….……………………..4 стр.
2.Обычаи славян ………………………………………...……………………7 стр.
3.Религиозные верования древних славян
3.1. Язычество …………………………………………………………….9 стр.
3.2. Принятие христианства …………………………………………….10 стр.
4.Последствия принятия христианства
4.1. Политические и экономические последствия …………………….12 стр.
4.2. Культурные последствия …………………………………………...13 стр.
5. Три ветви христианства ……………………………………………………14 стр.
6. Заключение …………………………………………………………………18 стр.
Список источников …………………………………………………………...20 стр.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Нашим предкам казалось, что весна может пройти мимо их селений, если ее не пригласить, не зазвать, поэтому они отмечали комоедицы - праздник пробуждения медведя, знаменовавший пробуждение природы. Всю весну люди пели песни в честь Лады, Лели, Ярилы. 7Имеются описания и русских русалий. Так, в XIX в. в Пензенской губернии парни после Троицы рядились козлами, свиньями, лошадьми, надевали маски и под музыку, звон сковородок, печных заслонок плясали и скакали, переходя из села в село. Иногда обряд встречи русалок проходил на ржаном поле. Всю эту неделю мужики «русальничали», т. е. пили и гуляли на все лады.
Таким образом, язычество формировалось на протяжении нескольских веков для того, чтобы помочь древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее. Именно эта природность русского язычества, то, что оно только еще начало приобретать социальную окраску, глубина проникновения в хозяйственную и семейно-бытовую сферы жизни, гармоничное соответствие психологии русского человека обеспечили его удивительную прочность. Ни о каком упадке язычества на Руси в 10 в. и речи быть не может. Очевидно, что принятие христианства было продиктовано какими-то чрезвычайно важными причинами, но искать их надо не внутри язычества, а вовне.
3.2.ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.
Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.
В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.
Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.
Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.
4. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
4.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
После принятия христианства всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное и культурное, стала со временем оказывать церковь. Церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное хозяйство; в-первую очередь это относится к монастырям. В монастырях было немало монахов, которые вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и христианской морали. Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.
С течением веков, укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи—митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в -политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и её лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немало случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость.
Принятие христианства содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством. Стало возможным заключение династических браков между православными странами.
4.2. КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета; «Палеи»; «Торжественники»; богослужебная литература - многочисленные «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», «Триоди» - Цветная и Постная; «Паремийники», «Лествицы», сборники христианских проповедей - «Златоусты», «Златоструи» и «Маргариты»; жития святых, а также некоторые светские произведения - повести, романы и исторические хроники. Из церковных книг древнерусские люди узнавали о новых нормах морали и нравственности, получали исторические и географические сведения, информацию о живой и неживой природе. Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей - для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, - торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.
С приходом христианства все языческие обряды стали преследоваться как греховные. Однако вытравить вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь, оказалось невозможно. И тогда церковь как бы ''окрестила'' языческий обряд, включив его в пасхальный цикл. Так, до сих пор сохранился обычай предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.; сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.
Как писал известный
Мифы просто перешли из разряда священных знаний, место которых заняла христианская догматика, в разряд обыденных представлений, превратившись в былины, обрядовые песни, заговоры, сказки и т. п.
В итоге, за много веков существования христианства на Руси произошло слияние языческих ритуалов с христианской обрядностью, и те праздничные обряды рассматривались их носителями как православные, хотя вызывали справедливую критику со стороны духовенства. В праздничных крестьянских обрядах с их песнями, плясками, поверьями отчетливо виден тот феномен народной культуры, который называют двоеверием.
5. ТРИ ВЕТВИ ХРИСТИАНСТВА
Католицизм, православие и протестантизм разделяют основные положения вероучения. В их основе - общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов - формулировок основных положений вероучения.
Христиане верят в единого Бога, сотворившего мир и человека. Этот Бог, по понятиям всех трех христианских конфессий, представляет Собой Троицу - три равноправные Личности, находящихся в совершенном единстве: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Также христиане признают факт первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа - Бога Сына, который вочеловечился (воплотился), родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии. Он добровольно принес Себя в жертву за грехи человечества. Христиане верят во Второе пришествие Иисуса Христа, когда Он будет судить живых и мертвых и установить Свое вечное Царство.
Мировое христианство включает в себя три основных ветви: католицизм, православие и протестантизм. Все они основываются на Библии. Однако в понимании Библии у христиан разных конфессий есть различия.
В православии (греч. nothndoga - "правая вера")* важную роль в трактовке Библии играет Священное предание. Священное предание - это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение, из века в век, а также соответствующее этой традиции понимание основных принципов христианской жизни. Православные церкви сохраняют, например, раннюю христианскую традицию полицентризма, т.е. принадлежат к разным церквам. В настоящее время, кроме Русской, насчитывается еще 14 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.
Православные считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. В православии вероучение тесно связано с системой культовых действий. В их основе лежат семь главных обрядов - таинств: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство. Если православная церковь считается наследницей византийской традиции, то католическая (с греч. - универсальная, вселенская) церковь - это христианство латинской традиции. Во главе этой церкви стоит Папа Пимский - так с III-IV вв. стали называться епископы Рима.
Основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание и Священное предание, но и официальные документы главы католической церкви - Римского Папы. Римско-католическая церковь до II Ватиканского собора не рекомендовала верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. После II Ватиканского собора ситуация изменилась.
Католическая
церковь сформулировала догмат
о чистилище - промежуточном месте
между адом и раем. Согласно
католическому вероучению, в чистилище
пребывают души грешников, не
раскаявшиеся и не получившие
прощения в земной жизни, но
не отягощенные смертными
Протестантизм (от лат. protestans - публично заявляющий) - третья из основных христианских конфессий. Он возник в результате Реформации XVI века. В средние века христианская церковь пережила темное время, когда политические и экономические интересы стали затмевать вопросы духовные (появилось, например, такое явление как индульгенция - документ об отпущении грехов, купленный за деньги). Многие христиане, видя это, захотели возвращения к истокам, восстановления истинной апостольской веры. На этой волне и возник протестантизм. Единственной священной Книгой протестантизм признал Библию. Поэтому протестанты уделяют особое внимание переводу Библии на местные языки разных народов, а ее самостоятельное чтение и толкование - обязанность каждого верующего. Предание у протестантов не имеет серьезного авторитета в вопросах веры. Протестантизм упразднил разделение на духовенство и мирян, считая священниками всех верующих (на основании слов Писания о том, что все верующие, соблюдающие заповеди Божьи, - "царственное священство" (см. Исх.23:22; 1Петр.2:9)). Между человеком и Богом, утверждают протестанты, не существует никаких посредников, кроме Самого Христа. Протестантизм, как и православие, не признает учения о чистилище. У протестантов отсутствует культ Богоматери и святых: они считают, что только Бог достоин такого поклонения. По той же причине в протестантских церквах нет икон, статуй, мощей. В протестантизме не практикуется монашество: из молитвы Иисуса о верующих: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Иоанн.17:15), - протестанты делают вывод, что полезнее делами показывать свою веру, живя в миру.
У протестантского
Если католицизм представлен всего лишь одной церковью, а православие состоит из нескольких автокефальных церквей, однородных по своему
вероучению и устройству, то протестантизм - это множество церквей, которые могут отличаться друг от друга как организацией, так и отдельными деталями вероучения.
Информация о работе Этнический состав населения России – Славянские народы