Этноконфессиональная карта Боснии и Герцеговины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в изучении формирования этноконфессионального состава Боснии и Герцеговины в сложных исторических условиях. А также в рассмотрении ключевых исторических событий и конфликтов, многие из которых возникали на религиозной или национально-этнической почве и на данный момент имеют существенный интерес для сопоставления их с текущей сложной ситуацией в Боснии и Герцеговине. Цель работы заключается в изучении влияния западноевропейского и ближневосточного фактора на формирование этноконфессиональной карты Боснии и Герцеговины на протяжении обширного временного периода с древних времен и до конца XIX - начала XX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Формирование этноконфессиональной картины Боснии с древности до XV в. 5
1.1 Историко-культурное развитие Боснии до 1180 года. 5
1.2 Босния в период укрепления государственности (конец XII – конец XIV вв.) 8
1.3 Вторжение турок на Балканский полуостров 10
Глава 2. Боснийские земли под властью турецкого государства 13
2.1 Особенности влияния османской культуры на раннем этапе нахождения Боснии в составе турецкого государства 13
2.2 Ослабление власти турецкого правительства 15
Глава 3. Европейские державы и ситуация в Боснии и Герцеговине во второй половине XIX – начале XX в. 20
3.1 Первые национально-освободительные движения в Боснии и Герцеговине 20
3.2 Внешнеполитический курс Великобритании на Балканах 21
3.3 Французская внешняя политика на Балканах 24
3.4 Особенности политики Австро-Венгрии на Балканах. Отношение России к ситуации на Балканах 26
Заключение 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

наконец-то4.docx

— 73.05 Кб (Скачать файл)

Согласно решениям Берлинского трактата, осенью 1878 г. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину. Таким образом, в последующие сорок лет они являлись частью империи Габсбургов.

Дальнейшее ослабление Османской империи во второй половине п. XIX в. повлекло за собой возникновение освободительных движений угнетенных Турцией народов, в том числе и на территории Боснии и Герцеговины. Эта взрывоопасная ситуация обратила взоры Великих держав в данный регион. Крупнейшие европейские державы имели собственные интересы на Балканах и оказывали серьезное влияние на развитие ситуации в ходе Балканского кризиса.

Лондон желал утвердить свое положение арбитра на Балканах и Ближнем Востоке, используя послушный ему султанский режим. Британская империя ратовала за целостность Турции и неприкосновенность султанских территорий. Другими словами английский курс заключался в том, чтобы держать Балканы в состоянии прямой и вассальной зависимости от Порты и не допускать возникновения в регионе независимых государств.

Париж, разработав «принцип национальностей», на самом деле следовал лишь интересам собственной буржуазии, рассматривая Балканы и Ближний восток как рынок сбыта и сырьевой придаток, но в то же время не стремился помочь угнетенным Турцией народам в борьбе за национальное самоопределение.

Россия ратовала за усиление своих позиций в Балканском регионе, тем самым соперничая с Лондоном за положение арбитра на данных территориях. Официальная российская политика поддерживала идею автономии Боснии и Герцеговины, ее внешнеполитические задачи на этом этапе совпадали с освободительными устремлениями народов Балканского полуострова

Ключевым событием того времени стал Берлинский конгресс, по результатам которого Босния и Герцеговина была оккупирована Австро-Венгрией, именно это государство сыграло важную роль в дальнейших культурных изменениях на территории Боснии.

В Боснии и Герцеговине после оккупации их Австро-Венгрией процессы европеизации во многом сопряжены с государственной политикой. Перестраиваются города края и венские архитекторы разрабатывают новые урбанистические критерии. Железные дороги и станции привносят свою эстетику и в архитектуру и в быт. Вместе с тем в Боснии Герцеговине очень сильны традиционалистские настроения в быту, обрядах и нравах. Унификации быта мешает конфессиональный сепаратизм, который на протяжении веков помогал сохранить национальную идентификацию мусульман и христиан. Австро-венгерское правительство в этом отношении ведет толерантную политику. Женщинам-мусульманкам, например, разрешено не принимать участие в открытых судебных заседаниях, разрешено многоженство. Фотографии мусульман запрещено помещать в газетах. Так как изображение лица человека противоречит традициям ислама54.

Последствия оккупации носили двоякий характер. С одной стороны широкий прилив австрийского и венгерского капитала, строительство необходимых путей сообщения способствовали росту промышленности. Вовлечение Боснии и Герцеговины в систему австро-венгерских торговых связей вызывало рост товарооборота и развитие капиталистических форм хозяйства. Правительство со своей стороны проводило некоторые преобразования, которые были обусловлены экономическими и военно-стратегическими целями Австро-Венгрии на Балканах. С другой стороны, на основании законов большинство предприятий принадлежало австро-венгерским промышленникам, стремившимся интегрироваться в экономику империи. Для Австрии Босния и Герцеговина представляли интерес только как важный сырьевой и стратегический объект. Политика консервации феодальных отношений в деревне тормозила рост производительных сил в сельском хозяйстве. Превращение Боснии и Герцеговины в источник сырья и рынок сбыта фабричных товаров империи ограничивало развитие местной промышленности и разоряло население.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование неоднородного и пестрого этноконфессионального состава Боснии началось уже с древности, как следствие взаимного воздействия различных народов и культур, проживавших на данной территории изначально (например, иллирийцы) и культур народов пришедших на эти земли из других регионов (славяне). Определенное влияние на эти процессы оказалаполитика Восточной и Западной Римских империй, которые захватив данные территории, поспособствовали интенсивному проникновению христианства на эти земли.

Наивысшего влияния в регионе Босния добилась в эпоху Средневековья. Этому способствовали богатые месторождения меди, золота и серебра. На формирование боснийской этноконфессиональной картины в эту эпоху наибольшее влияние оказало мощное соседнее государство – Венгрия, которое не раз претендовало на данные перспективные в экономическом и политическом плане территории. Также стоит отметить и конфликт боснийской церкви и Папского престола, ведь борьба с ересью в Боснии была обоснованием для вторжения венгров с санкции Римской католической церкви. Кроме того, Папский Рим не раз направлял миссии монахов доминиканцев и францисканцев для распространения собственного влияния в регионе и установления католических традиций. В XV в. Босния столкнулось с новым соперником, который был намного сильнее привычных соседей страны и представлял совершенно другую культуру. Этим новым соперником стали турки османы, которые в итоге овладели Боснийским государством и уничтожили его.

Эпоха османского владычества оказала мощное влияние на характер всех сторон жизни в Боснии, начиная от политической и социальной, заканчивая культурной и духовной. Турки ввели новую форму феодального землевладения, при которой надел земли выделялся за исполнение военной службы, а также установили объем сборов с местного населения. Кроме того при османском правлении произошла обширная исламизация страны, многие приверженцы Боснийской веры были обращены в мусульманство, а элита мусульман в этом районе получила статус наследуемого дворянства.

В дальнейшем религиозный ландшафт данных территорий усложнился, благодаря появлению мигрантов, называвшихся влахами и считавших себя православными христианами. Позже они поступили на службу пограничными стражниками Османской империи в северо-западной части Боснии. Со временем эти мигранты стали отождествлять себя с сербами. Кроме того, во время османского правления значительная доля католического населения Герцеговины приняла православие.

К тому моменту ослабления Османской империи Босния ввиду своего окраинного и от части изолированного географического положения стала территорией, которую местные феодалы пытались превратить в автономию по примеру Сирийского или Египетского беговата, что зачастую вызывало восстания и их подавления со стороны центра.

Дальнейший кризис Османской империи во второй половине XIX в. повлекл за собой возникновение освободительных движений угнетенных Турцией народов, в том числе и на территории Боснии и Герцеговины. Эта взрывоопасная ситуация обратила взоры великих держав на данный регион. Крупнейшие европейские державы имели собственные интересы на Балканах и оказывали серьезное влияние на развитие ситуации в ходе Балканского кризиса.

Великобритания желала утвердить свое положение арбитра на Балканах и Ближнем Востоке, используя послушный ему султанский режим. Британская империя ратовала за целостность Турции и неприкосновенность султанских территорий. Другими словами английский курс заключался в том, чтобы держать Балканы в состоянии прямой и вассальной зависимости от Порты и не допускать возникновения в регионе независимых государств.

Франция, разработав «принцип национальностей», на самом деле следовал лишь интересам собственной буржуазии, рассматривая Балканы и Ближний восток как рынок сбыта и сырьевой придаток, но в то же время не стремился помочь угнетенным Турцией народам в борьбе за национальное самоопределение.

Россия ратовала за усиление своих позиций в Балканском регионе, тем самым соперничая с Великобританией за положение арбитра на данных территориях. Официальная российская политика поддерживала идею автономии Боснии и Герцеговины, ее внешнеполитические задачи на этом этапе совпадали с освободительными устремлениями народов Балканского полуострова

Ключевым событием того времени стал Берлинский конгресс, по результатам которого Босния и Герцеговина была оккупирована Австро-Венгрией, именно это государство сыграло важную роль в дальнейших культурных изменениях на территории Боснии.

Последствия оккупации носили двоякий характер. С одной стороны широкий прилив австрийского и венгерского капитала, строительство необходимых путей сообщения способствовали росту промышленности. Вовлечение Боснии и Герцеговины в систему австро-венгерских торговых связей вызывало рост товарооборота и развитие капиталистических форм хозяйства. Правительство со своей стороны проводило некоторые преобразования, которые были обусловлены экономическими и военно-стратегическими целями Австро-Венгрии на Балканах. С другой стороны, на основании законов большинство предприятий принадлежало австро-венгерским промышленникам, стремившимся интегрироваться в экономику империи. Для Австро-Венгрии Босния и Герцеговина представляли интерес только как важный сырьевой и стратегический объект. Политика консервации феодальных отношений в деревне тормозила рост производительных сил в сельском хозяйстве. Превращение Боснии и Герцеговины в источник сырья и рынок сбыта фабричных товаров империи ограничивало развитие местной промышленности и разоряло население.

Сложная этноконфессиональная структура Боснии, формировавшаяся всю ее историю, является, как мне кажется, феноменом европейского континента. Однако, столь сложный и неоднородный состав населения государства  является не только интереснейшим объектом для исследования, но и в значительной степени почвой для множества этнических конфликтов, которые хоть и находятся на сегодняшний день в латентной стадии, в любой момент могут разгореться с новой силой. Именно поэтому, по моему мнению, изучение формирования культуры Боснии и Герцеговины, а также влияния внешних факторов на нее могут в дальнейшем стать ключом к разрешению разногласий на территории всего Балканского региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

                                               ИСТОЧНИКИ:

 

  1. БСЭ. Т. 3. М.: «Советская Энциклопедия», 1970.  -  625 с.
  2. БСЭ. Т. 19. М.: «Советская Энциклопедия», 1970.  -  646 с.
  3. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Перевод под ред. Литаврина Г. Г. – М.:  Наука., 1991 – 210 с.
  4. Ильинский Г.А., Грамота Бана Кулина., СПб.: Типография И.Н. Скороходова.: 1906 – 36 с.
  5. Летопись Герцеговины иеромонаха Прокопия Чокорилы 1831-1857 гг.  //  Гильфердинг А. Собрание сочинений т.3, Босния, Герцеговина и Старая Сербия, СПб.: Издание Д.Е. Кожанчикова, 1873 -  694 с.

 

                                           ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Виноградов В.Н. Великобритания на страже османского владычества на Балканах // Международные отношения на Балканах 1856-1878 гг. М., 1986. 413 с.
  2. Виноградов В.Н. Наполеон III, «принцип национальностей» и Балканы // Международные отношения на Балканах 1856-1878 гг. М., 1986. С. 28-37
  3. Виноградов В.Н. Юго-Восточная Европа в планах Отто фон Бисмарка // Международные отношения на Балканах 1856-1878 гг. М., 1986. С. 37-42
  4. Виноградов В.Н. Монархия Габсбургов: переход к политике «Дранг на Зюд-Остен»// Международные отношения на Балканах 1856-1878 гг. М., 1986. С. 16-28
  5. Воцелка К. История Австрии. Культура, общество, политика. М.: Весь ми, 2007  - 512 с.
  6. Кондратьева В,Н. Русские дипломатические документы об аграрных отношениях в Боснии и Герцеговине (60-70-е годы XIX в.)., М.: Наука., 1971. – 315 с.
  7. Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.), М.: 2008. – 248 с.
  8. Науменков  О.А.  Роберт Солсбери и его время. Викторианская Англия в лицах, СПб., 2004. – 368 с.
  9. Оболенский Д., Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов, М.: Янус-К.: 1998 – С.235
  10. Орешкова С.Ф., Османская Империя: Проблемы межконфессиональных отношений// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность —2008 – №6., С.35
  11. Пристер Е. Краткая история Австрии. М., 1952. – 385 с.
  12. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000, М., Аспект Пресс., 2001. – 340 с.
  13. Тарле Е.В.  Крымская война, М., Издательство Академии наук СССР. -  307 с.
  14. Фрейдзон В.И., История Хорватии., М.: Алтейя, 2001.,  - 298 с.
  1. Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учебное пособие для студентов исторических специальностей вузов. Т. 2 под. ред. Бромлей Ю.В. , Карасев В.Г.: Новая история., Минск, Университетское., 1987.  -  315 с.

  1. Шумов С., Андреев А. «История Югославии» М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. – 492 с.

 

 

 

 

 

ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1.  Anđelić P. Periodi u Kulturnoj Historiji Bosne i Hercegovine u Srednjem Vijeku, GZMBiH (A), Sarajevo.: 1970 – 407 p.
  2. Fine J., The Bosnian Church: Its Place in State and Society from the Thirteenth to the Fifteenth Century, University of Michigan Press.: 1991 – 426 p.
  3. Fine J., The Early Medieval Balkans: A Critical Survey from the Sixth to the Late Twelfth Century, Michigan.,1991.  – 341 p.
  4. Judd D. The Crimean War, L., 1975. – 175p.
  5. Wilkes J.J., Dalmatia, London., Taylor & Francis, 1969 – 315 p.
  6. Wilkes J.J, Illyrians, Wiley., 1996 – 376 p.
  7. Sugar P., Southeastern Europe under Ottoman Rule, University of Washington Press.: 1993. – 365 p.

Информация о работе Этноконфессиональная карта Боснии и Герцеговины