Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа
Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.
Введение ..........................................................3
Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7
Глава 2. Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников ....16
Глава 3. Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21
Заключение………………. ………………………………...31
Список литературы ………………………………...33
Как известно, Фаберже платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год.25 Считается, что в начале века в художественной студии фирмы трудились более 20 художников. Качество изделий и их разнообразие гарантировал прейскурант, выпущенный московским отделением фирмы, утверждающий, что каждый предмет, даже если стоимость не выше одного рубля, выполняется с должной тщательностью и прочностью, и что изделия фирмы часто подвергаются изменениям в зависимости от причудливых требований моды, вследствие чего ежедневно поступают в продажу новые фасоны.
Фаберже модернизировал свое производство на основе современных достижений техники, оснастил мастерские станками. Так, например, в 1896 году на московской фабрике золотых и серебряных изделий на 200 мастеров приходилось 5 паровых машин и 25 станков. В то время как у Ивана Хлебникова приблизительно на такое же количество рабочих имелись 2 паровые машины. В другой московской мастерской Фаберже, руководимой Оскаром Пилем, работали 38 мастеров и насчитывалось 11 станков. Общий оборот московских предприятий составил 430 000 руб., у Хлебникова Ивана в лучшие времена оборот достигал 300 000 руб. К 1910 г., когда фирма становится Товариществом на паях „К. Фаберже", все предприятие оценивается им в 3 000 000 руб.26
Главное же, чем Фаберже покорил публику, это высоким качеством изделий. В мастерских фирмы, также как и на многих современных предприятиях, имелись различные станки -давильные, токарные, штамповальные, но „доводка" изделия делалась вручную. Даже товары типовые, недорогие, которые фирма производила наряду с другими и которые составляли ее экономическую основу, выполнены на довольно высоком профессиональном уровне. Почти вся продукция фирмы имела еще и личные номера, процарапанные на металле, и зафиксированные в шнуровых книгах.
Также стоит упоминуть о том, что успеху дома способствовало усовершенствование техники производства эмали. У Фаберже была разработана богатейшая гамма цветных эмалей, равных которым по качеству и колористическому многообразию почти не было. Также фирма Фаберже добилась исключительных успехов в создании сплавов цветного золота.
К началу XX века торговый дом Фаберже превратился в крупное капиталистическое предприятие с гибкой структурой организации множественных мастерских и филиалов, с определенной свободой каждой из них и жестким подчинением главе фирмы.
Таким образом торговый дом Фаберже был одним из ведущих ювелирных домов того времени. Фирма являлась поставщикомдвора Его Величества. Самым богатым и творческим периодом фирмы был период работы младшего брата Агафона Фаберже и Франца Петровича Бирбаума. Они создали дизайн большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора. После их ухода от дел стиль стал класичнее и суше.
Карл Фаберже старался развиваться и следовать тенденциям общества, характерным определенному периоду времени. Поэтому его основной вид ювелирных изделий менялся в соответствии с потребностями общества.
Можно сказать, что главное, чем Фаберже покорил публику, это высоким качеством изделий.
Заключение.
В заключении следует отметить, что ювелирные дома в России XIX - начале XX веков можно подразделить на типа: петербургский и московский.
На этих фирмы были ориентированы на широкий круг покупателей, делали не только дорогие вещи, но и более дешевые. Изделия продавались не только в России , но и за рубежом. Часто к работе привлекались известные художники и скульпторы, использовался передовой зарубежный опыт и оборудование. Фирмы славились чеканными работами, литьем, гравировкой, сканью и конечно же эмалевым искусством (перегородчатой, эмалью по скани, витражной, живописной и проч.)
Говоря
о московском торговом доме Овчинникова,
следует отметить, что Павел Акимович
делал акцент на разработке своего
индивидуального стиля создания
ювелирных изделий путем
Ярким представителем петербургского стиля является блестящий предприниматель Карл Фаберже, концепция его дома заключалась в создании ювелирных изделий в западном стиле. Основная особенность управления Карла Фаберже заключаются в модернизизации своего производства - оснащении мастерских станками, в строгом контроле за качеством производимой продукции, а также в индивидуальном подходе к каждому клиенту, вне зависимости от класса.
Изделия фирмы предназначались для самых разных слоев общества, так как амплитуда цен была существенной: от 5-7 рублей до 50 000 тысяч.
Основным преимуществом дома Фаберже перед конкурентами было то, что на протяжении всей деятельности фирмы в ней работали ведущие мастера- ювелиры того времени.
Также рост фирмы Фаберже от небольшой ювелирной мастерской до крупной компании со штатом в 500 художников и мастеров объясняется поддержкой царской семьи и группы богатых аристократов, а также продажа изделий заграницу.
Постоянное усовершенствование технологического процесса выделяло фирму среди ее конкурентов.
Еще одной особенностью было расширение
ассортимента изделий за счет утилитарных
вещей. Фирма превращала в художественные
изделия компасы, барометры, термометры,
набалдашники тростей, спичечницы, зажигалки,
письменные приборы, настольные звонки
и т. д. Это было вполне осознанное
„стремление сделать быт
Основная тенденция любого ювелирного дома того времени состояла в том, что при изготовлении изделия мастера-ювелиры стремились максимально выявить и показать своеобразную красоту и декоративные свойства используемых материалов.
Поэтому стоит отметить, что производство является основным фактором, влияющим на формирование потребительских свойств и качество ювелирных изделий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
http://www.fabergemuseum.de/
http://www.megabook.ru- Заглавие с экрана, на русском языке, доступ
свободный.
1 Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М., 2004. -141 с.
2 Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века, СПБ Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.-28 с.
3 Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века, СПБ Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.- 30 с.
4 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга, М.,2006.-56 с.
5 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга, М.,2006.- 60 с.
6 Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., Золотое и серебряное дело XV - XX вв., М., 2003. – 134 с.
7 Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М., 2004. – 162 с.
8 Корпун А. Русское ювелирное искусство. Вторая половина 19-20 век, СПБ., 2000.- 67 с.
9 Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М., 2008.-12 с.
10 Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М., 2008.- 19 с.
11 Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М., 2008.- 24 с.
12 Орлова К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы Л.,1986.- 20 с.
13 Орлова К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы Л.,1986.- 25 с.
14 Буф Д. Фаберже. М., 2007. - 16 с.
15 Бирбаум Ф.П. Задачи нашей художественной промышленности. «Искусство и жизнь», СПб., 1915, №8
16 Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века. СПб., 2000.- 116 с.
17 Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. – 48 с.
18 Скурлов В.В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.-104 с.
19 Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф., Л.Г. Проллер Императорские пасхальные яйца Фаберже. М. 1997.- 125 с.
20 Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. – 64 с.
21 Форбс М. «Фаберже. Сокровища Российской Империи », М., 2004.- 143 с.
22 Там же – 147 с.
23 Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. М., 2000. - 184 с.
24 Скурлов В.В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.- 59 с.
25 Бирбаум Ф.П. Кустарное искусство и русский стиль. «Ювелир». СПб., 1913, №4
26 Бирбаум Ф.П. Сообщение по эмалевому производству. Отчет русского художественно-промышленного общества за 1904 г. СПб., 1905.