Ювелирные дома России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.

Содержание

Введение ..........................................................3
Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7
Глава 2. Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников ....16
Глава 3. Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21
Заключение………………. ………………………………...31
Список литературы ………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

док.docx

— 65.70 Кб (Скачать файл)

  Как известно, Фаберже платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год.25 Считается, что в начале века в художественной студии фирмы трудились более 20 художников. Качество изделий и их разнообразие гарантировал прейскурант, выпущенный московским отделением фирмы, утверждающий, что каждый предмет,  даже если стоимость не выше одного рубля, выполняется с должной тщательностью и прочностью, и что изделия фирмы часто подвергаются изменениям в зависимости от причудливых требований моды, вследствие чего ежедневно поступают в продажу новые фасоны.

Фаберже модернизировал свое производство на основе современных достижений техники, оснастил мастерские станками. Так, например, в 1896 году на московской фабрике золотых  и серебряных изделий на 200 мастеров приходилось 5 паровых машин и 25 станков. В то время как у Ивана Хлебникова приблизительно на такое же количество рабочих имелись 2 паровые машины. В другой московской мастерской Фаберже, руководимой Оскаром Пилем, работали 38 мастеров и насчитывалось 11 станков. Общий оборот московских предприятий составил 430 000 руб., у Хлебникова Ивана в лучшие времена оборот достигал 300 000 руб. К 1910 г., когда фирма становится Товариществом на паях „К. Фаберже", все предприятие оценивается им в 3 000 000 руб.26

Главное же, чем Фаберже покорил  публику, это высоким качеством  изделий. В мастерских фирмы, также  как и на многих современных предприятиях, имелись различные станки -давильные, токарные, штамповальные, но „доводка" изделия делалась вручную. Даже товары типовые, недорогие, которые фирма производила наряду с другими и которые составляли ее экономическую основу, выполнены на довольно высоком профессиональном уровне. Почти вся продукция фирмы имела еще и личные номера, процарапанные на металле, и зафиксированные в шнуровых книгах.

Также стоит упоминуть о том, что успеху дома способствовало усовершенствование техники производства эмали. У Фаберже  была разработана богатейшая гамма цветных эмалей, равных которым по качеству и колористическому многообразию почти не было. Также фирма Фаберже добилась исключительных успехов в создании сплавов цветного золота.

К началу XX века торговый дом Фаберже превратился в крупное капиталистическое предприятие с гибкой структурой организации множественных мастерских и филиалов, с определенной свободой каждой из них и жестким подчинением главе фирмы.

Таким образом  торговый дом Фаберже был одним из ведущих ювелирных домов того времени. Фирма являлась поставщикомдвора Его Величества. Самым богатым и творческим периодом фирмы был период работы младшего брата Агафона Фаберже и Франца Петровича Бирбаума. Они создали дизайн большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора. После их ухода от  дел стиль стал класичнее и суше.

Карл Фаберже старался развиваться  и следовать тенденциям общества, характерным определенному периоду времени. Поэтому его основной вид ювелирных изделий менялся в соответствии с потребностями общества.

Можно сказать, что главное, чем  Фаберже покорил публику, это  высоким качеством изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключении следует отметить, что ювелирные дома в России XIX -  начале XX веков можно подразделить на типа: петербургский  и московский.

На этих фирмы были ориентированы на широкий  круг покупателей, делали не только дорогие  вещи, но и более дешевые. Изделия  продавались не только в России , но и за рубежом. Часто к работе привлекались известные художники  и скульпторы, использовался передовой  зарубежный опыт и оборудование. Фирмы  славились чеканными работами, литьем, гравировкой, сканью и конечно же эмалевым искусством (перегородчатой, эмалью по скани, витражной, живописной и проч.)

Говоря  о московском торговом доме Овчинникова, следует отметить, что Павел Акимович делал акцент на разработке своего индивидуального стиля создания ювелирных изделий путем использования  новейших приемов и подходов  отделки и художественной обработки ювелирных изделий.

Ярким представителем петербургского стиля является блестящий предприниматель  Карл Фаберже, концепция его дома заключалась в создании  ювелирных изделий в западном стиле. Основная особенность управления Карла Фаберже заключаются в модернизизации своего производства - оснащении мастерских станками, в строгом контроле за качеством производимой продукции, а также в индивидуальном подходе к каждому клиенту, вне зависимости от класса.

Изделия фирмы предназначались  для самых разных слоев общества, так как амплитуда цен была существенной: от 5-7 рублей до 50 000 тысяч.

Основным преимуществом дома Фаберже  перед конкурентами было то, что  на протяжении всей деятельности фирмы  в ней работали ведущие мастера- ювелиры того времени. 

Также рост фирмы Фаберже от небольшой  ювелирной мастерской до крупной  компании со штатом в 500 художников и  мастеров объясняется поддержкой царской семьи и группы богатых аристократов, а также продажа изделий заграницу.

Постоянное усовершенствование технологического процесса выделяло фирму среди ее конкурентов.

Еще одной особенностью было расширение ассортимента изделий за счет утилитарных  вещей. Фирма превращала в художественные изделия компасы, барометры, термометры, набалдашники тростей, спичечницы, зажигалки, письменные приборы, настольные звонки и т. д. Это было вполне осознанное „стремление сделать быт искусством, а искусство бытом".

Основная  тенденция  любого ювелирного дома того времени состояла в том, что при изготовлении изделия мастера-ювелиры стремились максимально выявить и показать своеобразную красоту и декоративные свойства используемых материалов.

Поэтому стоит отметить, что производство является основным фактором, влияющим на формирование потребительских свойств и качество ювелирных изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Буф Д. Фаберже. М., 2007.
  2. Болин В. Болин в России. Придворный ювелир конца XIX - начала XX веков. СПБ., 2001.
  3. Бирбаум Ф.П. Сообщение по эмалевому производству. Отчет русского художественно-промышленного общества за 1904 г. СПб., 1905.
  4. Бирбаум Ф.П. Кустарное искусство и русский стиль. «Ювелир». СПб., 1913, №4
  5. Бирбаум Ф.П. Задачи нашей художественной промышленности. «Искусство и жизнь», СПб., 1915, №8
  6. Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. - с. 7-76.  
  7. Бирюкова Н.Ю.К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века /Прикладное искусство Западной Европы и России: материалы и исследования. Сборник научных трудов./- А., Государственный Эрмитаж, 1983.
  8. Блестящая эпоха Фаберже. С.-Петербург Париж - Москва: Каталог выставки. /Сост. Л.Питерская./ - М., 1992.
  9. Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М., 2004.
  10. Знаменитые драгоценности. СПб., 2003.
  11. Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М.,  2008.
  12. Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века, СПБ Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.
  13. Корпун А.  Русское ювелирное искусство. Вторая половина 19-20 век, СПБ., 2000.
  14. Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга, М.,2006
  15. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. М., 2000.
  16. Орлова К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы Л.,1986.
  17. Скурлов В.В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры.  М., 2001.
  18. Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф., Л.Г. Проллер  Императорские пасхальные яйца Фаберже. М. 1997.
  19. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., Золотое и серебряное дело XV - XX вв., М., 2003.
  20. Форбс М. «Фаберже. Сокровища Российской Империи », М., 2004
  21. Музей Фаберже [Электронный ресурс] – адрес доступа:              

http://www.fabergemuseum.de/rus/index.php?id=111&n=1- Заглавие с экрана,  на русском  языке, доступ свободный.

  1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] – адрес доступа:

    http://www.megabook.ru- Заглавие с экрана, на русском  языке, доступ    

    свободный.

 

    

 

1 Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М., 2004. -141 с.

2 Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века, СПБ Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.-28 с.

3 Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века, СПБ Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.- 30 с.

4 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга, М.,2006.-56 с.

5 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга, М.,2006.- 60 с.

6 Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., Золотое и серебряное дело XV - XX вв., М., 2003. – 134 с.

7 Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М., 2004. – 162 с.

8 Корпун А.  Русское ювелирное искусство. Вторая половина 19-20 век, СПБ., 2000.- 67 с.

9 Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М.,  2008.-12 с.

10 Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М.,  2008.- 19 с.

11 Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России «Продолжая Великие Традиции. К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова». М.,  2008.- 24 с.

12 Орлова К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы Л.,1986.- 20 с.

13 Орлова К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы Л.,1986.- 25 с.

14 Буф Д. Фаберже. М., 2007. - 16 с.

15 Бирбаум Ф.П. Задачи нашей художественной промышленности. «Искусство и жизнь», СПб., 1915, №8

16 Костюк О. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века. СПб., 2000.- 116 с.

17 Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. – 48 с.

18 Скурлов В.В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры.  М., 2001.-104 с.

19 Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф., Л.Г. Проллер  Императорские пасхальные яйца Фаберже. М. 1997.- 125 с.

20 Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. – 64 с.

21 Форбс М. «Фаберже. Сокровища Российской Империи », М., 2004.- 143 с.

22 Там же – 147 с.

23 Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. М., 2000. - 184 с.

24 Скурлов В.В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры.  М., 2001.- 59 с.

25 Бирбаум Ф.П. Кустарное искусство и русский стиль. «Ювелир». СПб., 1913, №4

26 Бирбаум Ф.П. Сообщение по эмалевому производству. Отчет русского художественно-промышленного общества за 1904 г. СПб., 1905.


Информация о работе Ювелирные дома России