Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа
Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.
Введение ..........................................................3
Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7
Глава 2. Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников ....16
Глава 3. Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21
Заключение………………. ………………………………...31
Список литературы ………………………………...33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .....................
Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7
Глава
2. Представитель
московской ювелирной школы П.А.Овчинников
....16
Глава
3. Представитель
петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21
Заключение………………. ………………………………
Список литературы ………………………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.
Актуальность исследования.
Актуальность выбранной темы обусловлена возросшим интересом исследователей, ювелиров, камнерезов, коллекционеров и любителей искусства к творчеству мастеров и художников ювелирных домов России XIX- XX веков.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследователи
проявляют интерес и к деятельн
Статьи главного мастера фирмы К.Фаберже Ф.П.Бирбаума, которые выходили в начале XX века, освещают разные темы, так или иначе связанные с золотым и серебряным делом. В работе «Задачи нашей художественной промышленности» говорится о важности и серьезности художественно-ремесленного образования, об особенностях преподавания специальных предметов. «Сообщение по эмалевому производств», сделанное в Русском художественно-промышленном обществе, освещает проблемы специфики технологий эмалевого производства. В других работах затрагиваются вопросы наложения клейм в пробирных палатках, уродующих тонкую ювелирную работу, или низкий художественный уровень кустарного производства. Большое значение для изучения истории фирмы Фаберже имеет рукопись Ф.П.Бирбаума «Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже», найденная в 1990-х годах в архиве Российской Академии Наук, и опубликованная позже в нескольких изданиях. Отдельные статьи выходят в периодических изданиях: журналах «Нива», «Ювелир», «Столица и усадьба». Важное значение имела книга барона А.ЕФелькерзама «Описи серебра Двора Его Императорского Величества», где впервые даны характеристики отдельным ювелирам и биографии ведущих мастеров, имевших собственное клеймо. Эти работы не носят характер глубокого научного исследования, но тем не менее, глазами современников освещают состояние ювелирного искусства того времени. К сожалению, сложные исторические события прервали взлет ювелирного искусства и его изучение.
Большой вклад в изучение деятельности фирмы Фаберже внесли сотрудники ведущих музеев России: М.Н. Лопато (Эрмитаж), Т.Н. Мунтян (музей-заповедник «Московский Кремль»). Следует отметить, что эти исследователи уделяли в своих научных работах внимание и камнерезным изделиям фирмы Фаберже.
Генезису творчества художников и мастеров фирмы Фаберже уделяет внимание С.М. Гонтарь в книге Т.Ф.Фаберже, А.С.Горыня, В.В.Скурлов и др. «Фаберже и петербургские ювелиры».
Следует отметить, что, несмотря на такое обилие материала, некоторые стороны деятельности фирмы Фаберже, а именно, как отмечалось выше, создание камнерезных фигурок, все еще остается малоизученным. В.В. Скурлов уделяет большое внимание данной проблеме, отдельным аспектам которой был посвящен ряд его работ. Так, в соавторстве с Г.Г. Смородиновой им была подготовлена книга «Фаберже и русские придворные ювелиры», опубликованная в 2001 году; в соавторстве с правнучкой великого ювелира Т.Ф. Фаберже и американским искусствоведом Л.Г. Пролер – книга «Императорские пасхальные яйца Фаберже», в соавторстве с Т.Ф. Фаберже и А.С. Горыней «Фаберже и придворные ювелиры», изданные в 1997 году; в 2005 году – «Петербург Карла Фаберже» в соавторстве с Т.Ф. Фаберже и художником А.И. Перевышко, «проиллюстрировавшим» книгу своими живописными работами. Отметим также интерес современной науки к проблеме осмысления творческого наследия Фаберже, понимания и освоения традиций фирмы в современном ювелирном искусстве.
Объектом исследования являются ювелирные дома России XIX-XX вв.
Предметом является история создания и развития ювелирных домов России XIX-XX вв.
Цель данной работы - исследовать процесс создания и развития ювелирных домов в России, а также проанализировать особенности управления ювелирными домами на примере таких фирм, как ювелирный дом Карла Фаберже и ювелирная фабрика Павла Акимовича Овчинникова.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач мною использованы совокупность следующих методов:
1.Анализ источников;
2.Анализ монографий.
Глава 1. Ювелирное дело в россии конца XIX –XX веков
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.
Ювелирные школы двух столиц сильно отличались друг от друга, но несмотря на это, оба направления вовсе не мешали друг другу, а наоборот, помогали: москвичи продавали свои изделия в магазинах Петербурга, а жители северной столицы делали заказы на некоторые виды работ в Москве.
Петербург
был законодателем мод и
Ювелирная фирма Болина, обладала статусом придворных поставщиков. Основатель фирмы Андреас Рёмплер, приехал в Петербург в 1790 году из Саксонии и сразу же получил звание придворного ювелира. Будучи искусным ювелиром, Рёмплер быстро приобрел постоянную клиентуру, а уже в 1796 году имел свое хорошо поставленное ювелирное дело. Рёмплер состоял с 1790 года оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. После его смерти в 1829 году делом стали заведовать его вдова и его зять ювелир Готтлиб Эрнст Ян. Второй зять Рёмплера, ювелир Карл Эдуард Болин прибыл в Петербург и получил место бухгалтера у Яна в 1833 году, а в 1834 году женился на Эрнестине Катарине Рёмплер и не только получил за ней богатое приданое, но и стал совладельцем фирмы, которая стала теперь называться «Ян и Болин». После смерти Яна в 1836 году фирму переименовали в «Болин и Ян». Фирма «Болин и Ян» была не только одной из первых самостоятельных ювелирных фирм в Петербурге, но и самой известной и прославленной до появления фирмы Фаберже. Ее покупатели принадлежали к высшим слоям петербургского общества. Звание придворного поставщика принесло и большое количество заказов от Двора и императорского окружения. 2
Карл Болин получил в 1839 году звание придворного ювелира, которое осталось за фирмой после его смерти в 1864 году. С 1849 года мастерская Болина в Петербурге находилась на Невском проспекте, там работало около 50 человек. Дело в Петербурге после смерти Карла продолжили двое его сыновей – Эдуард Людвиг, Густав Оскар Фридрих. В 1871 году был организован торговый дом «К.Э. Болин», который поставлял изделия Двору до 1916 года.
В 1836 году в Петербург прибыл младший брат Карла Болина – Генрик Конрад, который поначалу работал вместе с Карлом. В 1852 году, через год после потрясающего успеха ювелирных украшений фирмы на выставке в Лондоне, Генрик Конрад переехал в Москву, где основал с англичанином Джеймсом Стюартом Шанксом фирму «Английский магазин Шанкс и Болин». Шанкс был директором, а Генрик Болин возглавил отдел серебряных и ювелирных изделий; кроме того, магазин продавал дамскую галантерею. Ставка была сделана на серебро, которое находилось в области компетенции Генрика Болина и которое интересовало московских покупателей. Фирма «Шанкс и Болин» сразу же завоевала большую популярность: выбор товаров и цены на них отвечали моде и возможностям покупателей, дело разрасталось. Фирма ориентировалась на широкий круг покупателей, делала не только дорогие вещи, но и более дешевые – серебряные с хрусталем.
Представители фирмы специально изучали орнаменты русской посуды XVIII века, делали с них копии.3
Еще одной крупной петербургской фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом в 125 тысяч рублей была фирма братьев Грачевых, основанная в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, до тех про работавшим в фирме «Гассе». Фирма приобрела известность в 70-е гг. XIX века, когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича – Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых, пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя предприятия. На фабрике работало 87 рабочих. Михаил и Григорий Грачевы усердным трудом и знанием дела способствовали тому, что художественные изделия их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и заграницей пользовались значительным спросом. В 1900 году был основан торговый дом «Братья Грачевы», фирма имела магазин на Невском проспекте. 4
Основной особенностью торгового дела Грачевых заключалось в том, что свои изделия продавали не только в России но и за рубежом, где они пользовались популярностью. Так, на всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 гг. фирме были присуждены золотые медали, а в 1893 году – бронзовая медаль за эмалевые и филигранные изделия. В 1892 году Грачевы получили звание придворных поставщиков.
Как Курлюковы и Мишуковы в Москве, братья Грачевы в Петербурге были исполнителями, главным образом, церковных заказов. Они создавали различные изделия из серебра с эмалью, но «церковный» ассортимент определял стилистику произведений фирмы.
Фирма занималась
производством предметов
Среди петербургских фирм «промежуточное» положение между предприятием братьев Грачевых с его изделиями в «русском стиле», и фирмой Фаберже с ее западническими установками занимали мастерские Сазиковых. Фирма Сазикова была первым в России ювелирным предприятием, которое обратилось в своих изделиях к отечественной истории и искусству. Павел Федорович Сазиков, купец третьей гильдии, с 1793 года был хозяином небольшой мастерской в Москве, которая несколько десятилетий спустя превратилась в обширное предприятие с филиалом в Петербурге: в 1810 году Сазиков становится владельцем фабрики по выделке разнообразных серебрянных изделий, в 1837 году - получает звание придворного поставщика, а в 1842 году был открыто петербургское отделение фабрики. После Павла Федоровича, дело продолжил его сын выдающийся русский ювелир Игнатий Павлович и внуки Валентин и Павел. Иван Сазиков был владельцем фабрики золотых и серебрянных изделий с 1830 по 1868 гг. В 1845 году при фабрике было открыто особое отделение для обучения серебряников и золотых дел мастеров на 80 человек.6 Основной особенностью деятельности И. Сазикова как талантливого предпринимателя отличало то, что он привлекал к работе известных художников и скульпторов, использовал передовой зарубежный опыт и оборудование. Первая в России гильоширная машина из Франции появилась именно на его на фабрике в 1843 году. Магазин и фабрика просуществовали до начала 1887 года, затем перешли к фирме Хлебникова.
Среди ювелирных техник, кроме чеканки и литья, которые были преобладающими, фирма использовала эмаль, гравировку, чернь. Широко занимались изготовлением церковных предметов. На протяжении трех поколений мастеров (основателя, Павла Сазикова, его сына Игнатия, и внуков) стиль продукции эволюционировал относительно медленно. Мастера много внимания уделяли работе в техниках литья и гравировки.
Всемирное признание получили произведения придворного поставщика, владельца ювелирной мастерской, основанной в 1873 году, Карла Августа Фердинанда Гана. Будучи австрийским подданным, он приехал в Россию, в 1892 году принял российское гражданство, а с 1898 года получил звание потомственного почетного гражданина. С 1898 года Ган был придворным поставщиком и оценщиком при Кабинете Его Императорского Величества. Годовой оборот фирмы Гана на 1893 год насчитывал – 100 тысяч рублей. Изделия фирмы продавались в магазине на Невском проспекте.