Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа
Цель работы: Определить юридическую сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки распада СССР и возникновения СНГ 6
1.1 Государства-союзники провозглашают свою независимость 6
1.2 Статус государств-участников Содружества 9
Глава 2. Учредительные документы Содружества Независимых Государств 12
2.1 Роль Деклараций союзных республик о суверенитете 12
2.2 Алма-Атинское соглашение 15
Глава 3. Международный статус Республики Казахстан, как государства-преемника 19
3.1 Внешнеполитические задачи и принципы Республики Казахстан 19
3.2 Внешнеэкономические задачи Республики Казахстан 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений1. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем.
И вот теперь перед мировым сообществом встали практически те же, только несколько обновленные и более гуманные задачи. После периода противостояния появился шанс установить подлинно новый миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся государственностью, так и молодыми. И для нас чрезвычайно важно, что эти процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана. Мне хотелось бы заметить, что при распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества. И Казахстан, как одна из 15 союзных республик бывшего СССР, исключением не стал, более того, стал одним из инициаторов вхождения в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику.
16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет отсчет и международная правосубъектность республики Казахстан, наполненная новым содержанием. Мне хотелось бы сказать, что я выбрала данную курсовую работу, потому что ее тема для меня очень интересна и познавательна2. 25 декабря 1990 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.
Обретение суверенитета в целом ускорило течение демократических процессов в Казахстане, которые были тесно взаимосвязаны с событиями, происходившими в стране. Уже к середине 1991 г. Казахстан в числе других республик фактически составлял оппозицию центру. По инициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи.
В
этих сложных условиях назрела необходимость
предоставления в рамках демократизации
казахстанской
В результате демократического волеизъявления народа им стал Н.А.Назарбаев. 10 декабря 1991 г. вступил в должность первый всенародно избранный Президент, Верховный Совет республики принял решение о переименовании Каз.ССР в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость РК - демократического государства, обладающего всей полнотой власти, на своей территории, самостоятельно определяющего и внешнюю политику.
Можно назвать немало причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей сверхдержавы. Главная из них заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины. Не случайно, как только прежние идеологические формы развеялись в прах, многие растерялись и сегодня живут ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Мы отказались от строительства “светлого будущего” по туманным проектам марксизма-ленинизма. Нам необходима была четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения, обрести уверенность в предсказуемости событий. Мне кажется “Стратегия становления и развития суверенной республики Казахстан” Назарбаева отвечала этой необходимости.
Цель работы: Определить юридическую сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР.
Задачи:
Структура работы: Данная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
8
декабря 1991 года главы трёх
республик - Беларуси, России и
Украины подписали Соглашение
о создании Содружества
Такое развитие событий в
Первые международно-правовые последствия начала процесса эрозии СССР проявились уже в августе 1991 года, когда три бывшие союзные республики - Эстония, Литва и Латвия провозгласили независимость и официально вышли из Союза и были признаны международным сообществом в качестве суверенных государств - субъектов международного права3. Они вступили в дипломатические отношения со многими государствами, они стали участниками тогда ещё Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Генеральная Ассамблея приняла их в члены ООН.
Вслед за прибалтийскими
Начавшийся процесс распада по
мере своего развития всё
Всем было ясно, что события
в СССР, со всеми вытекающими
последствиями, могли сыграть
дестабилизирующую роль в
Прогнозов на все эти вопросы
было предостаточно: от
«Ситуация, однако, радикально измениться, если Союз распадётся на свои составные части и тем самым прекратит существование как субъект международного права. Следствием кончины нашего союзного государства стало бы прекращение его прав и обязанностей в мировом сообществе, в качестве члена ООН, стороны в международных договорах, должника и заимодавца и т.п. Эти права и обязанности соответственно перейдут к тем частям, на которые распадётся Союз. Все они стали бы правопреемниками «скончавшегося» СССР, так что ни у одной из республик не было бы правовых оснований единолично притязать на наследство Союза. Республикам придётся делить это международное наследство между собой».
Процесс же развала СССР шёл
своим чередом, всё более
Нужно было сделать выбор - выбор между неконтролируемым развалом, вызывающим серьёзные нарушения геополитического равновесия в мире, эскалацию конфликтов внутри бывшего СССР, нестабильность государственной границы, растаскивание вооружённых сил, в том числе ядерного оружия, и предприятием срочных мер, чтобы предотвратить этот неконтролируемый распад государства, сформировать новую правовую основу для дальнейшего существования республик, связанных между собой тысячами нитей. Выбор был сделан - это был трудный и многоэтапный процесс формирования СНГ4.
Новые реалии были признаны
всеми бывшими союзными
Но что же такое СНГ? В
правовом плане, по нашему
Как бы там ни было СНГ
существует, оно признано всеми.
Содружество состоялось и как
элемент глобального военно-
Главное, чего удалось
СНГ прошло стадию становления,
Итак, учредительными документами
Содружества Независимых