Юридическая сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Определить юридическую сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки распада СССР и возникновения СНГ 6
1.1 Государства-союзники провозглашают свою независимость 6
1.2 Статус государств-участников Содружества 9
Глава 2. Учредительные документы Содружества Независимых Государств 12
2.1 Роль Деклараций союзных республик о суверенитете 12
2.2 Алма-Атинское соглашение 15
Глава 3. Международный статус Республики Казахстан, как государства-преемника 19
3.1 Внешнеполитические задачи и принципы Республики Казахстан 19
3.2 Внешнеэкономические задачи Республики Казахстан 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Правопреемство после СССР[1]. КазГУ.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  темы. Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений1. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем.

     И вот теперь перед мировым сообществом  встали практически те же, только несколько  обновленные и более гуманные задачи. После периода противостояния появился шанс установить подлинно новый  миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся государственностью, так и молодыми. И для нас чрезвычайно важно, что эти процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана. Мне хотелось бы заметить, что при распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества. И Казахстан, как одна из 15 союзных республик бывшего СССР, исключением не стал, более того, стал одним из инициаторов вхождения в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику.

     16 декабря 1991 г. Казахстан из  независимой республики Союза  ССР стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет отсчет и международная правосубъектность республики Казахстан, наполненная новым содержанием. Мне хотелось бы сказать, что я выбрала данную курсовую работу, потому что ее тема для меня очень интересна и познавательна2. 25 декабря 1990 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.

     Обретение суверенитета в целом ускорило течение  демократических процессов в  Казахстане, которые были тесно взаимосвязаны с событиями, происходившими в стране. Уже к середине 1991 г. Казахстан в числе других республик фактически составлял оппозицию центру. По инициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи.

     В этих сложных условиях назрела необходимость  предоставления в рамках демократизации казахстанской государственности  достаточных полномочий Президенту Каз.ССР, как главе высшей исполнительной и распорядительной власти в республике. Они были предоставлены Законом Каз.ССР “О совершенствовании структуры государственной власти, и управление Каз.ССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию Каз.ССР”, принятым парламентом республики 20 ноября 1991 г. 1 декабря 1991г. состоялись всенародные выборы первого в истории Казахстана Президента республики.

     В результате демократического волеизъявления народа им стал Н.А.Назарбаев. 10 декабря 1991 г. вступил в должность первый всенародно избранный Президент, Верховный Совет республики принял решение о переименовании Каз.ССР в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость РК - демократического государства, обладающего всей полнотой власти, на своей территории, самостоятельно определяющего и внешнюю политику.

     Можно назвать немало причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей сверхдержавы. Главная из них заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины. Не случайно, как только прежние идеологические формы развеялись в прах, многие растерялись и сегодня живут ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Мы отказались от строительства “светлого будущего” по туманным проектам марксизма-ленинизма. Нам необходима была четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения, обрести уверенность в предсказуемости событий. Мне кажется “Стратегия становления и развития суверенной республики Казахстан” Назарбаева отвечала этой необходимости.

     Цель  работы: Определить юридическую сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР.

     Задачи:

     - Выявить положительные и отрицательные особенности распада СССР и возникновения СНГ, а так же статус государств-участников Содружества;

     - Изучить учредительные документы Содружества Независимых Государств, исследовать роль Деклараций союзных республик о суверенитете и Алма-Атинского соглашения;

     - Раскрыть международный статус Республики Казахстан, как государства-преемника, его внешнеполитические и внешнеэкономические задачи и принципы.

     Структура работы: Данная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.

     Глава 1. Предпосылки распада СССР и возникновения СНГ

     1.1 Государства-союзники провозглашают свою независимость

     8 декабря 1991 года главы трёх  республик - Беларуси, России и  Украины подписали Соглашение  о создании Содружества Независимых  Государств, поставив тем самым последнюю точку в почти 70 - летней биографии Союза Советских Социалистических Республик. Через две недели - 21 декабря 1991 г., после подписания в Алма-Ате Протокола к Соглашению о создании СНГ и Декларации, Содружество Независимых Государств насчитывало 11 суверенных республик.

         Такое развитие событий в ядерной  сверхдержаве, в государстве, занимавшем 1/6 часть суши, всколыхнуло всё  мировое сообщество. Все задавались  вопросом - «Что же дальше?» 

         Первые международно-правовые последствия начала процесса эрозии СССР проявились уже в августе 1991 года, когда три бывшие союзные республики - Эстония, Литва и Латвия провозгласили независимость и официально вышли из Союза и были признаны международным сообществом в качестве суверенных государств - субъектов международного права3. Они вступили в дипломатические отношения со многими государствами, они стали участниками тогда ещё Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Генеральная Ассамблея приняла их в члены ООН.

         Вслед за прибалтийскими республиками  свою независимость провозгласили  Армения, Грузия и другие бывшие  союзные республики.

         Начавшийся процесс распада по  мере своего развития всё острее  ставил вопросы, волнующие весь  мир: что будет на месте СССР  и как его трансформация и возможный распад скажутся на положении в отдельных регионах и на мировом сообществе в целом, на международных правах и обязанностях, на долгах, и самое главное, что будет с ракетно-ядерным потенциалом этой сверхдержавы, кто будет контролировать советский военный потенциал, прежде всего ядерный, и т.д.

         Всем было ясно, что события  в СССР, со всеми вытекающими  последствиями, могли сыграть  дестабилизирующую роль в установившейся  международной системе, могли  нарушить мировой баланс, потрясая основы существовавшего миропорядка. Ведь речь шла не просто о крупном государстве, ядерной сверхдержаве, хотя одного этого обстоятельства было бы достаточно, чтобы тогда ещё поняли бы реальность вытекающих из этого факта изменений в международном сообществе. Но если ещё и вспомнить, что вместе с развалом СССР терпела поражение одна из господствующих идеологий, одухотворявшая миллионы людей, то совершенно очевидно, что ни у кого не вызывало сомнения, что следствие такого развития процессов не может не оказаться разрушительным для международного сообщества, поставив серьёзные вопросы перед её стационарностью, выживаемостью.

         Прогнозов на все эти вопросы  было предостаточно: от воссоздания  Союза на принципиально новой  основе до создания блока славянских государств. Среди многочисленных подходов и прогнозов, предугадывающих возможный ход этого процесса был и такой прогноз:

         «Ситуация, однако, радикально измениться, если Союз распадётся на свои  составные части и тем самым  прекратит существование как  субъект международного права. Следствием кончины нашего союзного государства стало бы прекращение его прав и обязанностей в мировом сообществе, в качестве члена ООН, стороны в международных договорах, должника и заимодавца и т.п. Эти права и обязанности соответственно перейдут к тем частям, на которые распадётся Союз. Все они стали бы правопреемниками «скончавшегося» СССР, так что ни у одной из республик не было бы правовых оснований единолично притязать на наследство Союза. Республикам придётся делить это международное наследство между собой».

         Процесс же развала СССР шёл  своим чередом, всё более активизируя  дезинтеграционные процессы. Страна  переживала глубокий кризис государственности,  усилился экономический кризис, упал жизненный уровень населения,  налицо была социальная нестабильность. Преодоление кризиса в СССР стало общим интересом и для большинства стран мира, ибо было ясно, что качественное изменение СССР может иметь серьёзные последствия для всего мира. Но ничто - ни экономическая, ни финансовая и гуманитарная помощь не могли остановить те процессы, которые имели место. К началу декабря 1991 года большинство союзных республик объявили себя независимыми государствами. Фактически и юридически в Союзе остались Россия и Казахстан.

         Нужно было сделать выбор - выбор между неконтролируемым развалом, вызывающим серьёзные нарушения геополитического равновесия в мире, эскалацию конфликтов внутри бывшего СССР, нестабильность государственной границы, растаскивание вооружённых сил, в том числе ядерного оружия, и предприятием срочных мер, чтобы предотвратить этот неконтролируемый распад государства, сформировать новую правовую основу для дальнейшего существования республик, связанных между собой тысячами нитей. Выбор был сделан - это был трудный и многоэтапный процесс формирования СНГ4.

         Новые реалии были признаны  всеми бывшими союзными республиками. 21 декабря 1991 года руководители 11 из этих республик в Алма-Ате подписали Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, в котором говорилось, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств», и приняли Алма-Атинскую Декларацию. Поэтому основание Содружества имеет две даты - 8 и 21 декабря 1991 года, а если говорить об учредительном акте СНГ, то им являются сразу три документа: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. Эти три документа составляют единое целое. 

         Но что же такое СНГ? В  правовом плане, по нашему мнению, это аморфное, в высшей степени неопределённое формирование, не имеющее аналогов в мировой истории - ни государство, ни надгосударственное образование, как подчёркивается в его учредительных документах. На наш взгляд, можно предполагать, что в будущем стратегической реальностью для СНГ станет правовой статус сегодняшнего ЕС - международной институции, занимающей промежуточное положение, далеко превзойдя международные организации и двигаясь к наднациональному, надгосударственному объединению федеративного или конфедеративного типа.

     1.2 Статус государств-участников  Содружества

         Как бы там ни было СНГ  существует, оно признано всеми.  Содружество состоялось и как  элемент глобального военно-политического  устройства.

         Главное, чего удалось достигнуть, - преодолены центробежные тенденции в позициях многих бывших республик бывшего Советского Союза. Страны СНГ все более и более осознают необходимость укрепления и развития интеграционных процессов в Содружестве.

         СНГ прошло стадию становления,  которая шла крайне болезненно и противоречиво: за относительно короткий промежуток времени была заложена договорно-правовая база, были созданы Совет глав государств, Совет глав правительств, созданы и функционируют органы многостороннего сотрудничества в сферах экономики, обороны, внешней политики и т.д., различные советы министров и межгосударственные комиссии и ряд других структур. На разных уровнях было подписано большое количество документов, регулирующих межгосударственные отношения участников СНГ. Подписан блок соглашений по политическим, экономическим, военным и другим вопросам, приняты разные решения. Среди всего этого комплекса были соглашения и решения, регулирующие вопросы, связанные с правопреемством государств, бывших союзных республик некогда существовавшего СССР, вошедших в состав СНГ.

         Итак, учредительными документами  Содружества Независимых Государств (Соглашение о создании СНГ  от 8 декабря 1991 года, Протокол к  Соглашению от 21 декабря 1991 года  и Алма-Атинская Декларация тоже  от 21 декабря 1991 года) было прекращено существование СССР как субъекта международного права. Правосубъектность бывшего Союза не перешла к Содружеству, чту однозначно вытекало из Алма-Атинской Декларации - Содружество «не является ни государством, ни надгосударственным образованием».

Информация о работе Юридическая сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР