Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: Отечественная
история
Реферат
Язычество и принятие
христианства на Руси
Студент группы 1-М- I
Иванов В.И.
Руководитель:
канд. ист. наук, доцент
Каргапольцев С. Ю.
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
1. Введение
Христианство в Древней Руси существовало
еще задолго до придания ему статуса официальной
религии, но оно было слабо распространенным
и, конечно, не могло конкурировать с язычеством,
но, будучи распространено по всей Руси,
языческое мировоззрение наших предков,
в то же время, воспринимало посторонние
религиозные влияния. Если славяне легко
примешивали к своим старым суевериям
суеверия диких финнов и подпадали под
влияние финских шаманов - "волхвов"
и "кудесников",- то тем более должна
была влиять христианская сфера на тех
из славян, которые могли ее узнать.
Христианство на Руси проповедовал еще
апостол Андрей Первозванный - один из
учеников Христа. В начале нашей эры апостол
Андрей - старший брат апостола Петра отправился
в Скифию. Как свидетельствует "Повесть
временных лет", апостол Андрей поднялся
до среднего течения Днепра, установил
на киевских холмах крест и предсказал,
что Киев будет "матерью городов русских"1.
Дальнейший путь апостола лежал через
Новгород, где, по словам летописца, на
Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Христианство
так же приняла княгиня Ольга во время
своего визита в Константинополь в 957 г. это показывает, что христианство постепенно
входило в жизнь древнерусского общества2.
Важнейшим внутриполитическим мероприятием
Киевского государства было крещение
Руси в 988 г., связанное с упрочением единства
страны, необходимостью установления
прочных связей с внешним миром.
Князь Владимир пытаясь заменить славянский
языческий пантеон авторитетной монотеистической
(единобожие) религией, выбирал между четырьмя
вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры
был вопросом о выборе политической и
культурной ориентации и шире - самого
характера народа и его психологии3.
2. Язычество
славян
Язычество – религия, основанная
на веровании в нескольких богов одновременно,
а не в одного Бога-создателя, что свойственно,
в частности, христианству.
Сам термин «язычество» является
не совсем точным, так как включает в себя
несколько понятий, а не одно единственное.
Сегодня язычество понимается не только
и не столько как религия, сколько как
совокупность религиозных и культурных
убеждений, а вместо язычества веру в нескольких
богов обозначают как «тотемизм», «политеизм»
или «этническая религия».
Язычество древних славян –
это термин, который используют для обозначения
комплекса религиозных и культурных воззрений
на жизнь древних славянских племен до
того, как они приняли христианство и перешли
в новую веру. Существует мнение, что сам
термин в отношении древней религиозной
и обрядовой культуры славян произошел
не от понятия политеизма (множества божеств),
а от того, что древние племена, хоть и
жили разрозненно, но имели в основе один
язык. Так Нестор-летописец в своих записях
говорит об этих племенах, как о язычниках,
то есть, имеющих один язык, общие корни.
Позднее этот термин постепенно стали
относить к славянским религиозным воззрениям
и вообще употреблять для обозначения
религии.
Славянское язычество начало
формироваться примерно во 2-1 тысячелетии
до нашей эры под влиянием индоевропейской
культуры, когда славяне стали из нее выделяться
в самостоятельные племена. Перемещаясь
и занимая новые территории, славяне знакомились
с культурой своих соседей и перенимали
определенные черты у них. Так, именно
индоевропейская культура принесла в
славянскую мифологию образы бога грозы,
бога скота и образ матери-земли. Немалое
влияние на славянские племена оказали
и кельты, которые также обогатили славянский
пантеон и, кроме того, принесли славянам
само понятие «бог», ранее не использовавшееся.
Славянское язычество имеет немало общего
с германо-скандинавской культурой, оттуда
славяне взяли образ мирового древа, драконов
и многих других божеств, которые позднее
трансформировались в зависимости от
условий проживания и особенностей славянской
культуры.
После того, как славянские
племена сформировались и начали активно
заселять новые территории, уходить друг
от друга и разъединяться, трансформировалось
и язычество, в каждом племени появились
свои особенные ритуалы, свои названия
для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку
религия восточных славян довольно ощутимо
отличалась от религии западных славян.
Также следует отметить, что
очень часто верования верхушки общества
довольно сильно отличались от верований
низших слоев и то, во что верили в крупных
городах и поселениях не всегда совпадало
со взглядом на язычество мелких деревень.
С того момента, как славянские
племена стали объединяться, начало формироваться
единое централизованное государство,
начали развиваться внешние связи славян
с Византией, постепенно язычество стало
подвергаться гонениям, все чаще старые
верования подвергали сомнения, появились
даже поучения против язычества. В итоге,
после Крещения Руси в 998 году, когда христианство
стало официальной религией, славяне стали
постепенно отходить от старых традиций,
хотя отношения язычества и христианства
были непростые. По некоторым сведениям,
на многих территориях язычество сохраняется
до сих пор, а на Руси оно еще довольно
долго существовало, до 12 века.
Первоначально славяне верили
в добрых и злых духов природы - берегинь
и упырей. Представления о них были довольно
туманны, по всей видимости, человек еще
не придавал этим духам антропоморфных
черт. И тем и другим люди приносили жертвы,
чтобы возблагодарить добрых и умилостивить
злых.
Затем наступила эпоха великих богов.
Род, всегда выступавший в окружении двух
рожаниц4. Этому богу придавался характер
главы пантеона, демиурга, создателя вселенной
(не все исследователи согласны с этим
мнением).
3.Основные языческие
Боги
1. Мать Сыра Земля, в
славянской мифологии важный
персонаж с древнейших времен. Земля
представлялась воображению язычника,
обожествлявшего природу, живым человекоподобным
существом. Травы, цветы, кустарники, деревья
казались ему ее пышными волосами; каменные
скалы признавал он за кости (заметно созвучие
слов «скала» и «скелет»); цепкие корни
деревьев заменяли жилы, кровью земли
была сочившаяся из ее недр вода. И, как
живая женщина, она рождала существ земных,
она стонала от боли в бурю, она гневалась,
учиняя землетрясения, она улыбалась под
солнцем, даруя людям невиданные красоты,
она засыпала студеною зимой и пробуждалась
по весне, она умирала, обожженная засухой
и возрождалась после дождей. И, точно
к истинной матери, прибегал к ней человек
во всякую пору своей жизни. Помните в
сказках? Припадет богатырь к сырой земле
- и преисполнится новых силушек. Ударит
в землю копьем - и она поглотит черную,
ядовитую змееву кровь, воротив жизнь
загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы,
тому она, по словам пахаря, не даст хлеба
- не то что досыта, а и впроголодь; кто
сыновьим поклоном не поклонится Матери
Сырой Земле, на гроб того она ляжет не
пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не
захватит с собою в дальний путь горсти
родной земли - никогда не увидит больше
родины, верили наши предки.
2. Перун, в славянской мифологии
самый знаменитый из братьев Сварожичей.
Он бог грозовых туч, грома и молнии. Может,
именно за буйный нрав князья и воины выбрали
Перуна своим небесным предводителем.
Великий князь Владимир Святославич поставил
его во главе остальных богов и установил
монумент рядом с княжеским дворцом в
Киеве. После крещения Руси сам же велел
его свергнуть и утопить в водах Днепра.
Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай,
Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны
выбросили на берег деревянную статую
Громовержца, и по сей день называется
Выдубичами. На Подоле была построена
одна из древнейших в Киеве церквей Ильи
Пророка (христианская замена Перуну).
Перед входом в церковь изображен седовласый
мужчина, возносящийся на небо на колеснице,
запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада
(от ее второго имени, Слава, произошло
название славян). Появление на свет Перуна
ознаменовалось мощным землетрясением
3. Велес — один из величайших
богов древнего мира. Его главным деянием
стало то, что он привел сотворенный Родом
и Сварогом мир в движение. День стал сменять
ночь; за зимой неизбежно следовали весна,
лето и осень; за выдохом — вдох, после
печали — радость. Это было не однообразное
повторение одних и тех же циклов, а обучение
основам жизни. Люди учились преодолевать
трудности и ценить счастье. Коловращение
происходит по высшему закону Прави вслед
за движением Солнца по небу — Посолонь.
Направляющей силой является Великая
Любовь, помогающая в испытаниях. Именно
об этой силе написал итальянский поэт
Данте в «Божественной комедии»: «Любовь,
что движет Солнце и светила».
В «Повести временных лет» летописец
Нестор называет Велеса «скотьим богом»,
покровителем домашних животных. Возможно,
этот монах плохо знал дохристианскую
мифологию Руси или постарался приуменьшить
значение сына Рода, брата Сварога.
4. Лада, в славянской мифологии
богиня любви и красоты. Именем
Лада древние славяне называли
не только изначальную богиню
любви, но и весь строй жизни
— лад, где все должно было
ладно, то есть хорошо. Все люди
должна уметь ладить друг с
другом. Жена называла любимого
ладо, а он ее — ладушкой. «Лады»,
— говорят люди, когда решили
какое-то важное дело, а в древности
ладником называли уговор о
приданом: лады — помолвка, ладило
— сват, ладканя — свадебная
песня.
5. Сварог. Со священного языка
арийцев санскрита, слово «сварог» переводится
как «ходящий по небу». В давние времена
им обозначали дневной путь солнца по
небу, потом им стали называть небо вообще,
небесный свет. Иными словами, сын Рода
бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда
его называли просто Бог.
Сварог сварганил (сварил, создал)
землю. Он нашел волшебный камень Алатырь,
произнес магическое заклинание — камень
вырос, стал огромным бел-горюч камнем.
Бог вспенил им океан. Загустевшая влага
стала первой сушей. В индийских Ведах
это творение названо Пахтанием океана.
Алатырь он использовал и для других важных
целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся
во все стороны искр рождались новые боги
и ратичи — небесные воины. В более поздние
времена великий волшебник полуконь Китоврас
(греки называли его кентавром Хироном)
построил вокруг Алатыря храм в честь
Всевышнего. Так появилось слово алтарь
— самое святое место в храме.
4. Крещение
Руси
Крещение Руси, положившее начало
становлению российской православной
цивилизации, было вызвано целым множеством
факторов.
Со временем древние славянские
племена по мере классового расслоения
стали переходить к государственным формам
жизни, возникли и условия превращения
племенных культов в государственные.
И, как известно, к 9 веку образовалось
Киевское государство. Физическое и географическое
объединение восточных славян вызвало
более тесное межплеменное взаимодействие,
а также перемешивание различных культурных,
материальных и религиозных ценностей.
В связи с этим естественно возникали
трения между различными племенами, вызванные
различными ценностными воззрениями.
Таким образом вставала объективная необходимость
также и религиозного объединения народов
Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому
менталитету, эта попытка объединения
была произведена силовым путем. Так киевский
князь Владимир попытался создать общегосударственный
пантеон и государственный культ: "по
рассказу летописи, он в 980 г. собрал на
одном из холмов Киева целый сонм кумиров
различных богов (Перун, Велеса, Сварог,
Лада, Мать Сыра Земля) и велел молиться
им и приносить жертвы. Некоторые исследователи,
критически настроенные, считали, что
эти Боги были с самого начала княжескими
или дружинными богами и культ их не имел
корней в народе. Но это маловероятно.
Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие,
женская богиня Макошь, видимо, были и
народными божествами; Владимир лишь пытался
сделать из них как бы официальных богов
своего княжества. Но, по-видимому, эта
попытка не удовлетворила Владимира. Причинами
его неудачи стало попытка частного изменения
язычества, принуждение людям верить в
того, в кого они не верят. Однако сама
суть – многобожие так и оставалось нетронутым.
Язычество к моменту образования Киевского
государства уже изжило себя и нужна была
совершенно другая религия, способная
придать княжеству идеологическое единство,
объединить людей в служении единому богу.
Именно такая религия как Христианство
наиболее подходила для решения задачи
становления религиозного единства государства,
а также соответствовала формировавшимся
феодальным отношениям. К этому надо добавить,
что гуманное Христианство легко сливалось
с внутренним, духовным содержанием русского
человека. Т.е. Владимир стремится укрепить
государство и его территориальное единство.
Попытка достичь этих целей с помощью
создания единого пантеона языческих
богов во главе с Перуном не привела к
преодолению племенного сепаратизма и
усилению княжеской власти. Только единобожие
могло сплотить страну и осветить авторитет
единоличной княжеской власти.
К 10 веку нашей эры Русь представляла
собой очень молодое, но быстро развивающееся
государство. С чем же было связано это
быстрое развитие? Дело в том, что развитие
практически любого государства зависит
от развития ремесла. Русское же ремесло
развивалось в основном вследствие активной
торговли. В то время Русь граничила на
юге с Византией – государством, имевшим
двух- тысячелетнюю историю, и являющимся
обширным кладезем знаний. Конечно же
Византия намного обгоняла Русь в развитие
и с этим связан распределение потока
товаров – из Руси шло в основном сырье
– мех, зерно, а из Византии – предметы
ремесла – различные приспособления,
оружие, книги, картины. Но вместе с материальными
товарами, Русь получала от Византии технологии,
научные открытия, знания, культуру. Русские
люди всегда испытывали благоговейное
уважение к Империи, к блестящим формам
ее жизни, которые так поражали их воображение;
таковы бывают постоянно отношения народов
необразованных к образованным. Они, приезжавшие
в Константинополь неизмеримо удивлялись
культурным достижениям византийцев,
величию христианских храмов. Не одна
надежда корысти могла привлекать нашу
Русь в Константинополь, но также и любопытство
посмотреть чудеса образованного мира;
сколько дивных рассказов приносили к
своим очагам русские, которые побывали
в Византии. Как вследствие этого возвышался
тот, кто был в Константинополе, и как у
других разгоралось желание побывать
там.
Таким образом, процветающая
Византия демонстрировала пример тому,
что может сделать монотеистическая религия
для развития государства. Как важно идеологическое
единство народа, живущего в нем.
Следует учитывать, что принятие
христианства вводило Русь в семью европейских
народов, а язычество обрекало на изоляцию
и враждебность со стороны христианизированных
соседей, относящихся к язычникам как
к нелюдям. При этом надо иметь в виду,
что окончательный раскол христианства
на католическую и православную ветви
произошел лишь в 1054 г.
Вероятно, сказались и какие-то
личные соображения Владимира и некоторые
эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал
во внимание крещение своей бабки Ольги,
оставившей по себе добрую память. Не исключено,
что его греховное языческое прошлое,
например, братоубийство во время борьбы
за власть, насилие, многоженство, в итоге,
заставили задуматься о духовном очищении,
которое могло бы оставить о нем добрую
память. Но, скорее всего, он действовал,
исходя из прагматических соображений.
Дело в том, что принятие им христианства
было обусловлено женитьбой на сестре
византийского императора. Это необычайно
поднимало его авторитет, а следовательно,
укрепляло и княжескую власть.
5. Крещение
Руси Князем Владимиром