Владимир мог бы креститься
и в собственной столице своей, где уже
давно находились церкви и священники
христианские; но князь хотел блеска и
величия при сем важном действии: одни
цари греческие и патриарх казались ему
достойными сообщить целому его народу
уставы нового богослужения. Гордость
могущества и славы не позволяла также
Владимиру унизиться, в рассуждении греков,
искренним признанием своих языческих
заблуждений и смиренно просить крещения:
он вздумал, так сказать, завоевать веру
христианскую и принять ее святыню рукою
победителя.
Собрав многочисленное войско,
Великий князь пошел на судах к греческому
Херсону, которого развалины доныне видимы
в Тавриде, близ Севастополя. Сей торговый
город, построенный в самой глубокой древности
выходцами гераклейскими, сохранял ещё
в X веке бытие и славу свою, несмотря на
великие опустошения, сделанные дикими
народами в окрестностях Черного моря,
со времен Геродотовых скифов до козаров
и печенегов. Он признавал над собою верховную
власть императоров греческих, но не платил
им дани; избирал своих начальников и повиновался
собственным законам республиканским.
Жители его, торгуя во всех пристанях черноморских,
наслаждались изобилием. Владимир, остановясь
в гавани или заливе Херсонском, высадил
на берег войско и со всех сторон окружил
город. Издревле привязанные к вольности,
херсонцы оборонялись мужественно. Великий
князь грозил им стоять три года под их
стенами, ежели они не сдадутся, но граждане
отвергали его предложения, в надежде,
может быть, иметь скорую помощь от греков;
старались уничтожать все работы осаждающих
и, сделав тайный подкоп5, как говорит летописец, ночью
уносили в город ту землю, которую россияне
сыпали перед стенами, чтобы окружить
оные валом, по древнему обыкновению военного
искусства. К счастью, нашелся в городе
доброжелатель Владимиру, именем Анастас:
сей человек пустил к россиянам стрелу,
с надписью: за вами, к востоку, находятся
колодези, дающие воду херсонцам чрез
подземные трубы; вы можете отнять её.
Великий князь спешил воспользоваться
советом и велел перекопать водоводы (коих
следы еще заметны близ нынешних херсонских
развалин). Тогда граждане, изнуряемые
жаждой, сдались россиянам.
Завоевав славный и богатый
город, который в течение многих веков
умел отражать приступы народов варварских,
российский князь ещё более возгордился
своим величием и через послов объявил
императорам, Василию и Константину, что
он желает быть супругом сестры их, юной
царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет
Константинополь. Родственный союз с греческими
знаменитыми царями казался лестным для
его честолюбия. Империя, по смерти героя
Цимисхия, была жертвой мятежей и беспорядка:
военачальники Склир и Фока не хотели
повиноваться законным государям и спорили
с ними о державе. Сии обстоятельства принудили
императоров забыть обыкновенную надменность
греков и презрение к язычникам. Василий
и Константин, надеясь с помощью сильного
князя российского спасти трон и венец,
ответствовали ему, что от него зависит
быть их зятем; что, приняв христианскую
веру, он получит и руку царевны, и царство
небесное. Владимир, уже готовый к тому,
с радостью изъявил согласие креститься,
но хотел прежде, чтобы императоры, в залог
доверенности и дружбы, прислали к нему
сестру свою. Анна ужаснулась: супружество
с князем народа, по мнению греков, дикого
и свирепого казалось ей жестоким пленом
и ненавистнее смерти. Но политика требовала
сей жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников
служила ей оправданием или предлогом.
Горестная царевна отправилась в Херсон
на корабле, сопровождаемая знаменитыми
духовными и гражданскими чиновниками;
там народ встретил её как свою избавительницу
со всеми знаками усердия и радости. В
летописи сказано, что Великий князь тогда
разболелся глазами и не мог ничего видеть;
что Анна убедила его немедленно креститься
и что он прозрел в самую ту минуту, когда
святитель возложил на него руку. Бояре
российские, удивленные чудом, вместе
с государем приняли истинную веру (в церкви
св. Василия, которая стояла на городской
площади, между двумя палатами, где жили
Великий князь и невеста его). Херсонский
митрополит и византийские пресвитеры
совершили сей торжественный обряд, за
коим следовало обручение и самый брак
царевны с Владимиром, благословенный
для России во многих отношениях и весьма
счастливый для Константинополя6, ибо Великий князь, как верный
союзник императоров, немедленно отправил
к ним часть мужественной дружины своей,
которая помогла Василию разбить мятежника
Фоку и восстановить тишину в Империи.
Сего недовольно: Владимир отказался
от своего завоевания и, соорудив в Херсоне
церковь - на том возвышении, куда граждане
сносили из-под стен землю, возвратил сей
город царям греческим в изъявление благодарности
за руку сестры их. Вместо пленников, он
вывел из Херсона одних иереев и того Анастаса,
который помог ему овладеть городом; вместо
дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента
и Фива, ученика его, также два истукана
и четырех коней медных, в знак любви своей
к художествам (сии, может быть, изящные
произведения древнего искусству стояли
в Несторово время на площади старого
Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной
церкви). Наставленный херсонским митрополитом
в тайнах и нравственном учении христианства,
Владимир спешил в столицу свою озарить
народ светом крещения.
6. Заключение
Утверждение монотеистической
религии способствовало укреплению
великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной
раздробленности», присущей Руси вплоть
до конца Х в., когда в ряде восточнославянских
земель существовали собственные князья
под эгидой Киева.
Христианство сыграло исключительно
крупную роль в идеологическом обосновании
власти киевских князей. «С момента крещения
на князя «взирает... всемилостивое око
благого бога». Князя сажает на престол
сам бог».
Утверждение христианства на
Руси в качестве государственной религии
оказало большое влияние на разные сферы
общественной и духовной жизни страны.
Ускорилось изживание местных, племенных
различий в отдельных областях Руси и
формирование древнерусской народности
с единым языком, культурой, этническим
самосознанием. Ликвидация местных языческих
культов также способствовала дальнейшей
этнической консолидации, хотя различия
в этой сфере продолжали сохраняться и
обнаружили себя позже, когда в период
феодальной раздробленности, усугубленной
татаро-монгольским нашествием, отдельные
части Руси обособились друг от друга
или попали под власть иноземных завоевателей.
Крещение Руси было важным этапом
в развитии ее культуры. Во многих отношениях
древнерусская культура обрела принципиально-новые
черты и особенности. Подобно тому, как
христианизация Руси явилась фактором,
заметно ускорившим складывание
единой древнерусской народности
из восточнославянских племен с их различными
культами, христианство способствовало
и консолидации древнерусского сознания
— как этнического, так и государственного.
Заметим также, что христианство, принеся
на Русь славянскую письменность, не могла
не усилить и сознание единства происхождения
славян и славянской общности. Чувство
этой общности часто переплеталось с древнерусским
этническим самосознанием. Это характеризует
многие памятники древнерусской письменности.
По этому поводу высказался Нестор Летописец:
«Бе один язык словенеск... А словеньскый
язык и рускый одно есть».
7. Список использованной
литературы:
1. Гальковский Н. М. “Борьба
христианства с остатками язычества в
древней Руси”. 1916
2. Карамзин Н.М. “История
государства Российского”. Издание Эксмо,
2005
3. Нестор “Повесть временных
лет”
1 Повесть
временных лет. часть 1стр. 48
2 Повесть
временных лет. часть 1стр. 149
3 Повесть
временных лет. часть 1стр. 284
4 Гальковский
Н. М. том 1, стр. 153
5 Н.М. Карамзин;
том 1, стр.77
6 Н.М. Карамзин;
том 1, стр.80