Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:07, реферат
Принятие христианства на Руси - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси выступает не только, как важное историческое событие, но и как чрезвычайно сложная научная проблема: существует множество противоречий во взглядах исследователей, как на само крещение, так и на его духовные, общественно-политические и культурные последствия. Почему Христианство возникло, как мировая религия?
ВВЕДЕНИЕ 3
Предпосылки принятия христианства 5
Принятие христианства и Крещение Руси 10
Историческое значения принятия христианства 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список литературы 16
Кафедра истории
Дисциплина: Отечественная история
Студент группы 15-С-1
В.Ф.Смирнов
Руководитель:
канд. ист. наук, доцент
С.Ю.Каргапольцев
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Я рассмотрю очень интересное историческое событие в жизни нашего государства, а то и всей Европы. Принятие христианства на Руси - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси выступает не только, как важное историческое событие, но и как чрезвычайно сложная научная проблема: существует множество противоречий во взглядах исследователей, как на само крещение, так и на его духовные, общественно-политические и культурные последствия. Почему Христианство возникло, как мировая религия? Для Христианства не имело значение какого происхождения и к какой этнической группе принадлежит человек. Эта религия обращалась ко всем людям вне зависимости, во что он верует. Положения человека, свободный он или подневольный, то есть отношение к человеку, как таковому, было и есть на равных основаниях в Христианстве. В Ветхом Завете в книге “Исход” написано, про то, как Господь говорил израильтянам о равенстве их с туземцами, принявшими Бога. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую ложных богов и идолов ради идеалов - 7-ми благодетелей, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу и прогресс. Культурное наследие письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д. – все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением.
Многое можно сказать о духовной культуре Руси, но если вкратце, то она отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате взаимодействия славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся после Крещения Руси. Восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке, и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через эту литературу, и отчасти, переведенные на Руси греческие книги, страна приобщалась к различным культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской, христианской.
История всегда показывала, что никакое государство и никакой народ не может существовать без единой веры. Вот например, в XX веке наша страна прошла через множество событий, две мировые войны, революцию с гражданской войной. Как известно, после победы Большевиков, в гражданской войне 1917 г. Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашенным в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами аж до 1988 года. За эти 70 лет в Советском Союзе было выращено два поколения людей, не верящих в Бога, несмотря на это, после развала СССР 26 декабря 1991г в России начинается восстановление православных церквей и храмов. Христиане полагают, что в мире все связано с духовным миром и все происходит, по Божьему Слову. Взять, к примеру, развал Советского Союза, где гнали христиан.
В наше время, когда христианство не запрещено и всячески не притесняется, можно рассмотреть развал СССР в полной мере. Люди нашей страны признают, что все мы, будь то верующие или неверующие - соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины, но мне кажется, что если все люди имеют одну искреннюю веру, то это непобедимая сила с единым смыслом и единой целью, а объединить всех способна только любовь, которая есть основополагающим в Христианстве, причем не в религии, а в вере.
Я выбрал эту тему “Язычество и принятие христианства на Руси”, потому что я верующий, но рассматриваю эти факты с точки зрения истории и хотел бы выяснить: что способствовало принятию христианства; как люди верили раньше; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; насколько важным было это историческое событие.
В Х веке постепенно формировалась русская государственность. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей внутри Руси, соединяя всю Русь в единое государство, для этого князьям предстояла задача сплотить все славянские племена, приведя их к покорности. С другой стороны угроза извне требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.
В связи с этим вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею, как думали некоторые. А все как раз-таки наоборот – все было рассчитано на решение самых больших и важных государственных задач, это же первую очередь обеспечение безопасности от грозного влияния Хазарского Каганата. Эта проблема было решена вполне успешно: Каганат перестал существовать после похода русских на их земли. Вторая наиважнейшая из задач было создание хороших условий для торговли Руси с миром на западном побережье Черного моря, в сотрудничестве с Болгарией (западными славянами). Эта проблема не была выполнена, потому что Русь не смогла выдержать двойной натиск со стороны кочевников-печенегов и Византии.
Борьба с печенегами стала в Х веке настоящей проблемой для Руси. Лесостепь Руси, раскинувшаяся от Дуная до Жигулей, была плодородна и очень плотно покрыта русскими деревнями и городами. Она была обращена к степям и на ней промышляли кочевники, которые совершали постоянные внезапные набеги на русские земли. Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом для всех слоев общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался сын Святослава – Владимир.
По Никоновской летописи известно, что Владимир был сыном ключницы княгини Ольги - Малуши из города Любеча, охранявшем подступы к Киевской земле с севера. У Малуши был брат Добрыня, который являлся дядей Владимиру. В общем, Малуша стала наложницей князя Святослава (отца Владимира) и появился Владимир. Его происхождение было для него позором, Владимира называли “робичичем”. Воспитателем при Владимире был дядя Добрыня.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным и как потом оказалось трагическим походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу – Древлянская земля. В то же время новгородцы, недовольные властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители. Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде. Тогда Добрыня предложил новгородцам просить в князья Владимира. Так юный “робичич” стал князем – наместником в Новгороде.1
Через несколько лет после трагической гибели Святослава между братьями началась усобица, при этом бояре подливали масло в огонь, разжигая скандал. В результате Олег был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три года пробыв за морем, привел с собой наемную варяжскую дружину и в 980 г. двинулся на Киев. Но, кроме того, что он шел войной на Ярополка, он еще решил отбить у него невесту. Дело в том, что, будучи женат на гречанке – красавице, которую привез ему из похода отец, Ярополк сватался и к Рогнеде. Владимир также посватался к Рогнеде. Летописец говорит, что в ситуации двух женихов, отец Рогнеды Рогволод оставил решение на своей дочери. Но Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни. В этом случае Дружина не медля захватила Полоцк. Князь Рогволод с двумя сыновьями был убит, а Рогнеда взята Владимиром в жены.
Из Полоцка Владимир двинулся уже непосредственно на Киев. Ярополк желал помириться с братом, но был предательски убит двумя варягами при попытке помириться с братом. Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Он сразу женился на жене своего брата - той самой гречанке. Так как Русь была языческой, многоженство не осуждалось.2
Как пишет Карамзин: “Владимир с помощью злодеяний и храбрых Варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим”3. Варяги посчитали, что это они завоевали Киев и начали требовать дань с горожан. В этом случае Владимир также воспользовался своей хитростью. Он обещал варягам, что все для них будет и в это время укреплял силу своей дружины. Когда дружина окрепла, Владимир просто взял и вышвырнул наемников из Киева.
Князь Владимир был очень ярым убежденным язычником. Он стал сильно теснить христиан, которых в Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря они имели свой соборный храм – Святого Ильи. Владимир с детства знал только о язычестве. По княжескому приказу был изготовлен новый истукан Перуна – бога грозы и войны с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими истуканами. В летописе сказано, что туда стекался народ ослепленный, и земля осквернялась кровью ритуальных жертв. Добрыня, посланный племянником управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый кумир Перунов.4
Вообще христиан презирали и теснили повсюду, но люди были сильны верой, что не дало им сломиться. В Библии сказано об апостолах Иисуса Христа, как они ходили по земле и проповедывали Евангелие. Только один из двенадцати апостолов умер своей смертью, это был Иоанн Богослов, и то он был воскрешен Богом для написания последней книги Библии “Откровение”.
Продолжу о Владимире. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка (окаянного). От другой законной супруги, Чехини или Богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба (по другому источнику их мать была греческая царевна Анна). Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора, он презирал святость брачных союзов и невинность. Одним словом современники называли его Соломоном. Здесь сказано, что Владимир жил очень далеко от принципов и мотивов описанных в Библии, иными словами, он жил плотской жизнью и был, по сути, блудником.
Не смотря на свой нрав, он также был человеком душевным, нежели плотским. Владимир обладал острым хитрым и пытливым умом. Став великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, проживающих на пути “Из-Варяг-в-Греки”. В его планы внушительно входили военные походы. В 981–982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар. В 1006 г. с ними был заключен договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.5
Ко времени княжения Владимира относятся
первые столкновения Руси с западными
государствами. Конечно же первые, отведавшие
русского меча были поляки. В 981 г. к Руси
были присоединены Перемышль, Червен и
другие города Червонной Руси, отнятые
у Польши. Но завоеванием червенских городов
дело не кончилось: в 992 г. упоминается
еще поход Владимира на хорватов, и войну
на второй фронт с польским Мечиславом
“за многие провинности его” и одержал
победу за Вислой. После смерти Мечислава
был заключен мир, скрепленный дополнительно
родственным союзом дочери польской с
сыном Владимира Святополка.6
Раннефеодальное государство – Киевскую Русь, правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном слиянии государственного начала с личным: на место прежних “светлых князей”, стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей. В Новгород – Ярослава; Полоцк – Изяслава; Туров – Святополка; Ростов – Бориса; Муром – Глеба; Древлянская земля – Святополка; Волынь – Всеволода; Тмутаракань – Мстислава. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются наши русские, тогда еще нормальные, дороги.
Не смотря на все то, о чем написано выше, по-прежнему, оставалась не решенной главная задача внешней политики Руси – печенеги, наступащие на русские земли со всех сторон лесостепи.
В летописях написаны многие слова князя Владимира об организации государственной обороны. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь север заставил защищать южные границы. Близ Киева были построены города и несколько рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от страха набегов.7
Владимир понимал, что он нуждается в усилении военной мощи. В свою дружину он набирал прославившихся бойцов, так сказать богатырей. Так же место в княжеской дружине могли найти изгои – люди, вышедшие поневоле из родовых общин, этим, кстати, Князь Владимир содействовал дальнейшему распаду родовых отношений в деревне. Изгойство переставало быть страшной карой.
Владимир думал над тем, что может сплотить народ еще сильней, чем военное отражение врагов с русских земель. Вскоре он догадался, что это – вера. Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе привело к очень щекотливым спорам между племенами Руси. Каждый хотел видеть своего бога главным во главе, а тут им какого-то Перуна предложили, конечно, это привело к недовольству, и Владимир отказался от этой затеи.
Информация о работе Язычество и принятие христианства на Руси