Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:07, реферат
Принятие христианства на Руси - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси выступает не только, как важное историческое событие, но и как чрезвычайно сложная научная проблема: существует множество противоречий во взглядах исследователей, как на само крещение, так и на его духовные, общественно-политические и культурные последствия. Почему Христианство возникло, как мировая религия?
ВВЕДЕНИЕ 3
Предпосылки принятия христианства 5
Принятие христианства и Крещение Руси 10
Историческое значения принятия христианства 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список литературы 16
Из двенадцати апостолов Иисуса Христа к нам на Русь пришел принести Евангелие Андрей Первозванный, брат апостола Петра, а Первозванный - потому что первый призван был Господом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы “Х”, сейчас это называется Андреевским крестом. Уже в “Повести временных лет” рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места. В последствии Киевская Русь превратила Андрея Первозванного покровителя русской государственности.8
Первые сведения о христианстве у русских относятся к 860 – 870 годам, но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 г. скрепляется двоякой клятвой, как Перуну, так и христианскому Богу.9 Христианство представляло в то время значительную политическую культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Как мы все знаем Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность. Вообще христианизация Руси очень связано с Болгарией, потому к середине Х века в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь.
Первая кто из правителей принял христианство это вдова Игоря, княгиня Ольга в 955 г., совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод – любой народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианство, предпочитала такие равноправные отношения с Византией, которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный – восприемник Ольги при крещении – “нарек ее дщерью”, то есть подчиненной ему, а не равноправной “сестрой”.10
От этих событий еще 50 лет Руси нужно было прожить до официального принятия христианства.
Христианские миссионеры принесли на Русь религию, которая отличалась от язычества. Они с дерзновением проповедовали Евангелие, хотя их постоянно избивали и изгоняли, они возвращались обратно, одевшись в “доспехи славы Божьей и Словом на устах”. Люди удивлялись их упорству и упрямости. У этих людей была сильная вера, которой не было ни у одного из язычников на Руси, благодаря их вере в слово Иисуса они добились своего.
Владимир присматривался ко многим вероучениям и религиям и проводил анализ каждой. Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пригляделось сластолюбивому князю, но увы, вина ему хотелось и обрезание не нравилось. “Вино, - сказал он - есть веселие для русских, не можем быть без него.” Затем он выслушал немецких католиков и отослал их подальше от Руси, сказав, что не собирается подчинятся, какому-то там Папе, в каком-то там Риме. Следующих кого выслушал Владимир были иудеи. Обладая, как я уже говорил, широким умом он посмотрел на положение евреев и не захотел подобно им лишиться отечества. Наконец философ рассказал Владимиру все содержание Библии и в заключение показал Владимиру картину Страшного Суда, с изображением праведных идущих в рай, и грешных, осужденных на вечные муки. С этого момента начинается самое интересное. Факт в том, то Владимир был поражен рассказами о христианстве, причем князь был наслышан о твердых и непоколебимых христианских проповедниках.11
Вскоре, Владимир провел расследование, собрал дополнительную информацию об этой вере и на совете бояр сказал, что решил принять православие. Но у византийцев был некий юридический закон о том, что принявшие из их рук христианства означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Такие законы и некоторые поступки являлись страшной ошибкой Византийских правителей. Они многое делали для политической выгоды, глаголя от лица Божьего, потому что не боялись Его. Вскоре Византийской империи не стало.
Ни о каком вассалитете не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Как это не забавно, в Новгороде тот же Добрыня, который учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самих порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью.12 Все это читается просто, но на деле крестить Русь было очень сложно.
Конечно, русские люди были недовольны новым реформам. Некоторые люди тайком молились языческим богам и в деревнях продолжали справляться праздники старины.13
Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый Византией. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. Каждый князь мечтал иметь в рукаве епископа для своей столицы. Митрополиты и епископы владели землями и даже холопами. Князь на содержание церкви давал десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни, в которых и идеология были целиком перенесены из Византии. Новая русская церковь стала обильным источником доходов для ее духовной матери – константинопольской церкви и новым орудием для политических дрязг киевской знати.
Большинство монастырей и церквей на Руси строились князьями или боярами в качестве официальных государственных храмов, или в качестве фамильных усыпальниц, или для обслуживания культов излюбленных святых. Конечно, основатели церкви брали их на свое содержание. Так Владимир после крещения в Киеве поставил церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих приемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство. Новый христианский бог мыслился князьям, как их специальный княжеский бог, заменивший собой прежнего Перуна. Он верховный повелитель князей, дающий им власть венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающий их души в свои чертоги. Духовенство, осуществлявшее связь светской власти с богом, это скорее слуги князей, чем слуги бога. Часто княжеская власть, не стесняясь, показывала свою силу: князья не раз сгоняли с кафедры неугодных им епископов. Это преобладание светской власти над церковной во многом определило особенность развития Руси, где церковь никогда не стояла выше государства14
Это событие перевернуло многое в дальнейшем историческом продвижении Руси и предопределило ее будущее.
Принятие Христианства принесло большое множество событий и факторов, способствовавших развитию Руси во всех сферах:
Я, как и обещал, рассмотрел данный исторический вопрос. Принятие христианства было полностью верным шагом в религиозном, социальном и политическом развитии государства. Православие и дух русского народа создали национальную религию нашего государства, которая полностью пропитана русской культурой. Владимир знал, что Русь нуждается в религиозной реформе. Это нелегкое решение сплотило русские племена - пальцы сжались в кулак. Вся социально-политическая суть государства изменилась.
Как это все ни странно, но и Русь со временем приобщилась к христианству. Каким образом? Как этот народ так резко отказался от старого и принял новое? Что этому способствовало? Все это можно рассматривать очень долго и детально. Но факт в том, что Русь демократически относилась к вероисповеданиям других стран, потому что в русской культуре проблескивает запад и восток. Язычество, а точнее духовная сфера на Руси особенно важной не являлось для людей, разве что для единицы, как в принципе и в наши дни.
Конечно, православие было политически удобно, даже для Владимира, который хотел попить вина. Из подобных фактов сразу вырисовывается патриотизм русских князей и их стремление сделать Русь крепче и сильнее. По Владимиру видно, что этот человек исполнял свой долг и ставил интересы государство выше своих, правители такого типа, были особой редкостью.
Труды Андрея Первозванного не прошли даром. Миссионеров-проповедников больше не изгоняли. Радость этих людей была велика, когда они узнали, что труды всей жизни показали себя.
У разных народов мира была своя христианская
история. Я могу сказать точно, что миссия
Христова исполнилась вполне.
1 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. С.586
2 Нечволодов А. Сказания о Русской земле. С. 676
3 Н. М. Карамзин. История государства Российского. С 990
4 А. Нечволодов. Указанное сочинение. С. 684
5 Соловьев С. М. Указанное сочинение. С. 593
6 А. Нечволодов. Указанное сочинение. С. 687
7 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 294
8 А. Нечволодов. Указанное сочинение. С. 702
9 Там же
11 Карамзин Н. М. Указанное сочинение. С. 1003
12 Н. М. Никольский. История русской церкви. С. 131-133
13 Там же.
14 С. М. Соловьев. Указанное сочинение. C. 605
Информация о работе Язычество и принятие христианства на Руси