19-й партийная конференция КПСС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

На конференции развернулась острая борьба сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство депутатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о необходимости экономической реформы и преобразования политической системы страны.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Раздел 1. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки........................................................................................5
Раздел 2. О демократизации советского общества и реформе политической системы.....................................................................................................................7
Раздел 3. О гласности............................................................................................13
Раздел 4. О правовой реформе.............................................................................21
Раздел 5. Съезды народных депутатов СССР.....................................................25
Заключение.............................................................................................................29
Приложение............................................................................................................30
Литература.............................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

История гос. управления.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

Конференция рассматривает гласность как  развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения  демократической сущности социалистического  строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам  общества, государства, коллектива, как  действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.

Конференция видит в гласности необходимое  условие реализации социалистического  самоуправления народа, конституционных  прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и аккумулирования  всего многообразия существующих в  советском обществе интересов, социалистического  плюрализма мнений, действенный путь укрепления интернационализма и  воспитания социалистического патриотизма, утверждения гуманистического облика социализма. Гласность во всех сферах жизни —одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости.

В конечном счете гласность, критика и самокритика  служат интересам народа, отражают открытость политической системы общества, свидетельствуют о его силе, политической жизнеспособности, нравственном здоровье.

2.  Вместе с тем конференция отмечает, что гласность, будучи острым оружием перестройки, сама нуждается в углублении и поддержке. Значительный массив информации еще остается недоступным широкой общественности, не используется для целей ускорения социально-экономического и духовного развития, повышения политической культуры масс, кадров управления. Имеют место попытки сдерживать гласность в деятельности партийных, советских и общественных организаций, коллективов, средств массовой информации. На ее пути нередко воздвигаются ведомственные и местнические барьеры. Стремление сделать достоянием общественности те или иные недостатки, злоупотребления, факты бюрократизма, другие негативные явления наталкивается на административное сопротивление. Не сокращается число писем трудящихся с различного рода жалобами в партийные органы и средства массовой информации. До сих пор имеют место преследования и даже расправы за критику. Не изжиты случаи, когда гласность используется в интересах личных и групповых амбиций, что разрушает нормальные связи взаимного общения и товарищеской требовательности между людьми. Не всегда проводится в жизнь неотъемлемый принцип подлинной гласности, заключающийся в том, что свобода выражения мнений должна служить делу возвышения личности и ограждению ее достоинства, а не унижению ее посредством наветов и оскорбительных ярлыков.

3. Конференция  видит неотложную задачу партии  в том, чтобы всемерно способствовать  утверждению и развитию основных  принципов гласности: неотъемлемого права каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны; права на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса.

Считать обязанностью партийных руководителей  всех уровней, членов выборных партийных  органов систематически выступать  как перед партийными организациями, так и перед трудовыми коллективами и населением с информацией и  отчетами о работе. Долг партийных  организаций — воспитание культуры гласности, умения вести демократическую  полемику, товарищеские дискуссии.

Конференция полагает необходимым привести в  соответствие с требованиями демократизации жизни партии, существующие инструкции и регламенты работы партийных комитетов  и организаций. Предусмотреть свободный  доступ членов выборных партийных органов  на заседания подотчетного им бюро партийного комитета, в том числе  Политбюро ЦК КПСС, право пользоваться документами, сведениями, данными, находящимися в распоряжении парткома и его  аппарата.

Конференция придает особое значение гласности  в кадровой политике, созданию демократичного, опирающегося на общественное мнение механизма выдвижения руководящих  кадров.

4. Конференция  подтверждает, что гласность, открытость  для контроля и критики масс  — непременное условие эффективного  функционирования органов государственной  власти. Следует расширять гласность  на всех стадиях их деятельности, планирования и управления, изучать  и учитывать общественное мнение, практиковать публичное обсуждение  общегосударственных и региональных  экономических, национальных, молодежных, экологических, социальных и других проблем.

Гласность — обязательная сторона деятельности народного контроля, правоохранительных органов. Следует систематически публиковать  данные об их работе, статистические сведения о состоянии преступности и мерах  по ее предупреждению.

5. Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности. Создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности, служебных тайн, установить ответственность за распространение сведений, составляющих государственную и военную тайну, нарушающих законные права граждан, наносящих ущерб общественному порядку, безопасности, здоровью и нравственности населения, а также ответственность за воспрепятствование реализации права граждан на информацию, за ее сокрытие, искажение и неправомерное употребление.

Недопустимо использование гласности в ущерб  интересам Советского государства, общества, правам личности, для проповеди  войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование гласностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. О  правовой реформе

 

1. Всесоюзная  партийная конференция отмечает, что за время, прошедшее после  апрельского (1985 г.) Пленума ЦК  КПСС, осуществлены крупные меры  по правовому обеспечению перестройки.  Однако их следует рассматривать  лишь как начало большой работы, связанной с формированием социалистического  правового государства. В ближайшие  годы в стране предстоит провести  широкую правовую реформу, которая  призвана обеспечить верховенство  закона во всех сферах жизни  общества, усилить механизмы поддержания  социалистического правопорядка  на основе развития народовластия.

2. Большое  значение приобретает улучшение  законодательной деятельности высших  органов власти Союза ССР, союзных  и автономных республик, направленной  на укрепление конституционного  режима в стране и решительное  повышение роли советских законов,  регулирующих важнейшие области  общественных отношений, последовательное  проведение принципа: разрешено  все, что не запрещено законом.  Особенно важно демократизировать  законодательный процесс, который  должен идти на основе гласности,  компетентной научной оценки  и обсуждения законопроектов  с участием широкой общественности, всего народа.

3. Неотъемлемую  часть правовой реформы должны  составлять кардинальный пересмотр,  кодификация и систематизация  законодательства. Под углом зрения  новых условий хозяйствования, гуманизации  и демократизации общественной  жизни, усиления профилактики  правонарушений предстоит внести  существенные изменения в законодательство  о социалистической собственности,  планировании, финансовых, налоговых  и хозяйственных отношениях, охране  окружающей среды, в нормы,  регулирующие гражданский оборот, трудовые, жилищные, пенсионные и  другие вопросы жизни трудящихся, радикально пересмотреть уголовное,  административное, процессуальное  и исправительно-трудовое законодательство. Первостепенное внимание необходимо уделить правовой защите личности, упрочить гарантии осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод советских людей. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед своим трудовым коллективом, государством и обществом в целом. В целях обеспечения строгого соответствия законов и постановлений правительства требованиям Конституции СССР было бы полезно учредить комитет конституционного надзора, а также усилить всю работу по контролю за тем, чтобы в ведомственных нормативных актах точно соблюдались предписания законов, а число таких актов было резко сокращено.

4. Конференция  считает одной из важных задач  перестройки повышение роли суда  в системе социалистической демократии. Необходимо значительно укрепить  гарантии осуществления таких  начал советского судопроизводства, как состязательность, гласность,  неукоснительное соблюдение презумпции  невиновности, недопустимость как  обвинительного уклона, так и  попустительства по отношению  к тем, кто посягнул на советский  закон. Нужно поднять авторитет  суда, обеспечить безусловную независимость  судей и подчинение их только  закону, определить конкретные меры  ответственности за вмешательство  в их деятельность и за неуважение  к суду. Одной из гарантий укрепления  независимости судей должно стать  избрание районных, городских, окружных, областных и краевых судов  вышестоящими Советами народных  депутатов, а также установление  более продолжительного срока  их полномочий. В целях повышения  объективности правосудия, роли  и ответственности народных заседателей  целесообразно пойти на увеличение  их числа при рассмотрении  в суде наиболее сложных дел.

5. В условиях  экономической реформы, внедрения  хозрасчета, самоуправления и самофинансирования  возникает потребность расширить  полномочия Государственного арбитража  в деле укрепления договорной  дисциплины, защиты прав предприятий  и кооперативов, существенно поднять роль органов юстиции, укрепить юридические службы в Советах народных депутатов, министерствах и ведомствах, хозяйственных организациях.

6. Необходимо  решительно повысить ответственность  прокуратуры, в полной мере  восстановить ленинские принципы  прокурорского надзора, призванного  строго следить за исполнением,  единообразным пониманием и применением  законов по всей стране, настойчиво  бороться с нарушениями социалистической  законности, от кого бы они  ни исходили. Этой задаче должно  служить дальнейшее укрепление  независимости прокуроров, исключение  любого давления на них и  вмешательства в их деятельность.

7. Постоянного  внимания требует улучшение работы  милиции, повышение культуры и  профессиональной грамотности сотрудников  органов внутренних дел, строжайшее  соблюдение ими социалистической  законности, укрепление связей с  трудовыми коллективами и населением, устранение имеющихся здесь злоупотреблений.  В интересах лучшего использования  возможностей органов внутренних  дел в борьбе с преступностью  представляется целесообразным  сосредоточить расследование основной  массы уголовных дел в следственном  аппарате МВД, выделив его в  самостоятельную структуру, не  подчиненную республиканским и  местным органам внутренних дел,  повысить ответственность следователей, укрепить правовые гарантии законности  их деятельности, усилить прокурорский  надзор за предварительным следствием.

8. Конференция  придает важное значение повышению  роли адвокатуры как самоуправляющейся  ассоциации по оказанию юридической  помощи гражданам, государственным  предприятиям и кооперативам, представительству  их интересов в суде, других  государственных органах и в  общественных организациях. Должно  быть расширено участие защитников  в предварительном следствии  и судопроизводстве.

9. Неотложным  делом является кадровое обеспечение  правовой реформы, предполагающее  создание стройной системы подбора,  воспитания, подготовки и переподготовки юристов, направляемых на работу в Советы народных депутатов, народное хозяйство, милицию и другие правоохранительные органы. С этой целью следует осуществить реорганизацию подготовки научных и преподавательских кадров высшей квалификации, устранить отрыв их от практики, повысить компетентность в решении правовых вопросов, связанных с проведением хозяйственной реформы.

10. Формирование  социалистического правового государства,  реформа политической системы  и внедрение новых методов  хозяйствования требуют принятия  эффективных мер по перестройке  правового воспитания населения,  организации юридического всеобуча  как единой общегосударственной,  общепартийной программы, охватывающей  все слои трудящихся, все кадры  в центре и на местах. Правовая  литература должна быть доступна  для каждого советского человека  и издаваться необходимыми тиражами. В воспитании уважения к советскому  закону, культуры социалистического  демократизма, высокой гражданской  активности и ответственности  важное место должно принадлежать  средней, профессиональной и высшей  школе, средствам массовой информации, творческим союзам и другим  общественным организациям.

11. Конференция  считает целесообразным, чтобы Центральный  Комитет КПСС, Верховный Совет  СССР, Совет Министров СССР с  участием общественных и научных  организаций уже в ближайшее  время разработали и осуществили  конкретный план действий по  проведению правовой реформы  в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Съезды народных депутатов СССР

На состоявшемся в мае 1989 г. I Съезде народных депутатов СССР развернувшаяся дискуссия выявила наличие широкой группы радикально настроенных депутатов, таких как А. Собчак, Е. Евтушенко, А. Адамович, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Лидером демократического крыла стал академик А. Сахаров. У радикалов не было четкой программы и стратегии поведения на Съезде. Их оппозиционная линия развивалась стихийно, постепенно сплачивая вокруг себя единомышленников. Критике радикалов подверглись все аспекты горбачевского курса, в первую очередь, экономический. К началу Съезда экономика находилась в кризисном состоянии, постоянно углублялся товарный дефицит и скрытая инфляция. С прилавков исчезли самые необходимые товары: мыло, соль, стиральный порошок, хлеб, молоко, обувь, постельное белье. Народ все меньше верил КПСС во главе с Генеральным секретарем. Отражением экономического кризиса в стране стал накал политических страстей на Съезде. Депутат Ю.А. Черниченко, выступая на Съезде, назвал сторонников М.С. Горбачева “агрессивно-послушным большинством”, а Г. Попов открыто заявил об оппозиции этому большинству и призвал к формированию межрегиональной независимой депутатской группы. Фактически на Съезде произошло разделение единого лагеря сторонников перестройки на умеренных во главе с М.С. Горбачевым и радикалов (ведущую роль среди них играли А. Сахаров и Б. Ельцин).

Информация о работе 19-й партийная конференция КПСС