Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:28, контрольная работа
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.
+Контрольная работа по курсу «Библиотечно-информационное обслуживание»
Студентки 202 группы
Поздновой В.В.
Библиотечные уроки
Перед современной
общеобразовательной школой
Главная задача библиотечных уроков - сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:
- ученики должны иметь
- научить детей пользоваться поисковыми
системами для самостоятельного поиска
требуемой информации в самых разных видах:
книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях,
справочниках;
- приучать учеников к справочной и информационно-
- закреплять интересы к узнаванию окружающего
мира, к школьным предметам.
Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы
библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но тем не менее, в измененной форме. Учителю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный урок в виде самостоятельной работы учеников над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у детей. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.
Главное задача библиотечного урока - выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
. ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА. 1. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока. 2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы; · Состояние группы как целого – какие процессы происходят в классе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно; · Состояние каждого участника – как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?); · Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участник. 3. Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; · Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Не упускать никого и ничего в процессе работы; · Не сталкивать мнения, а выслушивать; · Не оценивать; · Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину. 4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: · устанавливать контакт с партнером по общению; · отслеживать «состояние контакта» в процессе общения; · удержание контакта в процессе общения; · восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; · «настраивать» собеседника (организовать запрос); · «настроиться» на собеседника (понимать запрос); · собирать и анализировать информацию об интересах партнера; · изучать и правильно оценивать возможности партнера; · организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера); · Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера.
Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.