Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа
Библиотеки, обслуживающие детей, являются звеном единой общегосударственной системы страны.
В настоящее время детей обслуживают библиотеки системы Министерства культуры России, школьные библиотеки
системы Министерства просвещения России и др. библиотеки. Библиотечную сеть Министерства культуры России образуют государственные детские библиотеки; областные, краевые, региональные, республиканские детские библиотеки; централизованные библиотечные системы, объединяющие массовые библиотеки для взрослых и детей, самостоятельные централизованные библиотечные системы детских библиотек.
Библиотечное обслуживание детей и подростков.
Библиотеки, обслуживающие детей, являются звеном единой
общегосударственной системы страны.
В настоящее время детей
обслуживают библиотеки системы
системы Министерства просвещения России и др. библиотеки.
Библиотечную сеть Министерства культуры России образуют государственные детские библиотеки; областные, краевые, региональные, республиканские детские библиотеки; централизованные библиотечные системы, объединяющие массовые библиотеки для взрослых и детей, самостоятельные централизованные библиотечные системы детских библиотек.
Государственные детские библиотеки - это крупные учреждения с развернутой дифференцированной структурой обслуживания читателей и значительными по объему универсальными книжными фондами. Они являются научно-методическими и кординациоными центрами для всех библиотек региона, незовисемо от их ведомственной принадлежности, по вопросам библиотечной роботы с детьми. Их деятельность регламентируется уставами. Организация функционирование ЦБС определяется «Положением о централизации государственных массовых библиотек».
Есть два типа ЦБС, в которых осуществляется библиотечное обслуживание детей.
Существует внестационарное библиотечное обслуживание, цель которого - приблизить книгу к месту жительства, учебы, отдыха детей и подростков - строится по единому плану. Оно составляется ЦДБ вместе с отделом организаций и использования единого и МБА центральной библиотеки на основе предложения с мест и изучения целесообразности организаций такого обслуживания.
ЦГДБ (или ЦБ при совместной централизации) организуются библиобусы по определенному графику. Он строится в соответствии с режимом работы школы или тех учреждений, которые посещают дети. Библиобус обычно обслуживают удаленные
от ЦБ новые жилые районы городов (где еще либо нет библиотек, либо вновь организованные библиотеки не имеют хороших книжных фондов), а также небольшие населенные пункты в сельских районах.
Библиотеки-филиалы обслуживания ЦДБ организуют работу библиотечных пунктов. Они действуют в зоне обслуживания данной библиотеки: на детских площадках, в детских садах, клубах и т.д. Важна их организация в детских лагерях во время каникул.
Рационально организовать библиотечное обслуживание детей можно только тогда, когда библиотекари знают свой район обслуживания, количество в нем школ, вид библиотек, расположенных поблизости. Чтоб иметь подобную информацию, нужно вести учет. Формы учета могут быть различными. Многие детские библиотеки страны используют «картотеку охвата».
Удобная форма учета представляется карточка (используется форма
каталожной карточки).
Опорная библиотека вместе со школьными выявляют нечитающих и редко посещающих библиотеку; определяет , какая библиотека зоны и каким образом должна привлечь их в библиотеки и актевезировать посещение. Если школа находится далеко от библиотеки и имеет плохой книжный фонд, нужно активизировать нестационарное обслуживание.
Классный руководитель может подсказать библиотекарю, чем эти школьники, какие у них любимые школьные предметы, какова общественная активность и т.д. Сведения о школьниках, которые не читают в библиотеках, помогут библиотекарю найти пути пробуждения интереса к библиотеке. Библиотекарю нужно привлечь внимания таких школьников к тем разделам книжных фондов, которые могут быть им интересны в связи с увлечениями, познавательными потребностями. Можно попытаться информировать их индивидуально о новых книгах, о литературе, материалох периодики, которые им будут интересны, и т.д.
В ЦДБ любой ЦБС должна быть развернутая структура: отдел обслуживания читателей- дошкольников и учащихся 1-3х классов (с абонементом и читальным залом); отдел обслуживания читателей-учащихся 4-9 классов (с абонементом и читальным залом). Даже небольшие ЦДБ районных систем должны стремится к тому, чтобы как минимум иметь два возрастных отдела обслуживания. Если условия не позволяют иметь в каждом отделе читальный зал, можно организовать один общий.
Детским библиотекам-филиалам, как при совместной так и при раздельной централизации, присущи одинаковые функции – деференцированное обслуживания читателей в своей библиотеке и организаций этой работы своей зоне. Распростроненый вариант структуры таких библиотек - один абонемент с выделением возрастных групп читателей, общий читальный зал.
Условия библиотечного обслуживания детей в сельской местности иные, чем в городе. На селе их обслуживают, в основном, школьные и сельские библиотеки, а также внестоционарная сеть ЦБС. Из 8,5 тыс. детских филиалов ЦБС лишь 2,2 тыс. (24 %) находятся в сельской местности, только 0,5 % сельских библиотек имеют отделения для читателей-детей, в том время как 60 % учащихся 1-9-х классов читают в сельских библиотеках. Как правило, книжный фонд библиотеки- филиала для детей составляет 10 - 15 тыс. экз. , в то время как сельская библиотекой библиотеки филиала – всего 2 – 4 тыс.экз.
Важнейшим фактором улучшения библиотечного обслуживания детей в сельской местности являются упорядочение и развитие структурных сетевых подразделений (как стационарных, так и внестационарных) ЦБС; координация и кооперация работы подразделений как внутри ЦБС, так между ЦБС и школьными библиотеками, а также другими библиотеками в сельской местности. Следует добавить организации дифференцированной работы с детьми и подростками во всех библиотеках района. Центральная библиотека должна постоянно анализировать состояние обслуживания детей по району в целом, в каждом населенном пункте (количество и дошкольников с 5 лет; число библиотек; их фонды; количество читателей, книговыдача, показатели читаемости, посещаемости, обращаемости; профессиональный уровень кадров и т.д.). Такие сведения собираются в приделах сельской Советов, которые могут быть и зонами библиотечного обслуживания детей (ответственность за его организацию несут сельские библиотеки-филиалы). Если территория сельского Совета большая на ней несколько сельских библиотек-филиалов, нужно определить для них микрорайоны обслуживания (одно или несколько сел). Обычно библиотека в центре сельского Совета является головной. Если на селе есть библиотека-филиал для детей, естественно, на нее ложится ответственность за организацию обслуживания детей на территории сельского Совета. Во многих республиках сложилась положительная практика, когда детская библиотека-филиал является зональной библиотекой, т.е. отвечает за библиотечную работу с детьми определенной территории района.
Характеристика и возрастные особенности детей
1) Читатели дошкольного возраста
Потребности в чтении начинает формироваться за долго до школьных лет. В биографии будущего читателя решающую роль играют родители, детский сад. Чтобы чтение прочно вошло в духовную жизнь ребенка необходима предварительная эмоционально-эстетическая подготовка: прежде, чем ребенок самостоятельно прочитает первое слово, он должен слышать ежедневное чтение взрослого: мамы, папы, бабушки, воспитатель детского сада, библиотекаря, почувствовать красоту художественного образа.
Повышенная эмоциональность и непосредственность восприятия литературного произведения, вживания в художественный образ связный с еще недостаточным осознанием и познанием действительности. Но такое восприятие плодотворно, ибо способствует обогащению косвенного жизненного опыта ребенка. Ведь на уровне обыденной реальности возможности расширения личного опыта ограничены во многом зависят от взрослых.
Повышенная эмоциональность
Ребенок очень легко входит воображаемые ситуации, предложенные ему в сказке или произведении другого жанра. У него быстро возникают симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» или «плохим» героям.
На отношение детей к книги существенно влияют и такие психологические особенности возраста, как впечатлительность, острота восприятия, обусловленная их особым отношенная их особым отношение к слову. Воспринимая слово, дети отчетливо, представляют его предметное содержание; их поражают, удивляют слова, давно ставшие обычными для взрослых . Все это открывает библиотекарю широкие возможности для работы с дошкольниками.
Поэтому для библиотекаря, работающего дошкольниками, важна задача эмоционально-эстетической насыщенности процесса руководства чтением.
Широк круг произведений, отбираемый библиотекарем для чтения. Это стихи, рассказы, сказки детских писателей-классиков всех времен и народов; современных и советских писателей; сказки, легенды, эпос народов мира, изложенный в доступном детям форме; лучшие произведения соврименной зарубежной литературы для детей.
Нужно приобщать дошкольников к литературе познавательного характера (о растениях, животных, о вещах, окружающих ребенка). Воспитание и собственный опыт дошкольника постепенно изгоняются «волшебство» из сферы обычной жизни в сферу сказки, игры, между которыми в сознании большинства детей 4-5 лет уже возникает предельная грань. Библиотекарь, приобщая дошкольника к познавательной литературе, содействует тому, чтобы у него постепенно (к 6 годам) сложился «естественнонаучный» способ объяснения мира, когда он перестает приписывать жизни и сознание каждому встретившемуся на его пути объекту. Однако библиотекарь должен осознавать, что это работа будет длительной. Та легкость, с какой дошкольники входят в воображаемые ситуации, предлагаемые в литературном произведение, в игре, свидетельствуют о том, что на деле граница между сказкой и объеденной реальностью еще очень непрочная и фантазия, игра, искусство могут захватить на какой–то миг ребенка целиком
Специфика читательского развития дошкольников предполагает активное использование библиотекарем громких чтений, бесед о прочитонном, элементов различных литературных игр.
Например, маленькие дети прекрасно чувствуют рифму, они ее буквально ищут, им нравится, что слова звучат похожи, и часто радуются не столько смыслу, сколько их прекрасному созвучию. Читая детям новые стихи, можно пропускать последнее слово в четверостишии, чтобы дети сами догадались, что нужно произнести в слух. Такая игра доставит радость детям, они почувствуют себя умными, догадливыми сообразительными очень важно для них.
Литература для детей выполняет одновременно множество сложных воспитательных задач, раздвигая рамки представлений о мире, приобщает к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных (благодаря ритмичной и мелодичной природе стиха), учит добру и нравственности, культуру речи.
2) Читатели младшего школьного возраста (7-10 лет)
Дети этого возраста составляют очень своеобразную категорию читателей. Общее для детей 7 – 10 лет отношение к литературному произведению позволяет охарактеризовать этот возраст как единый – «детский» - тип читательского развития школьника.
У младших школьников продолжают развиваться важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия литературного произведения у читателя любого возраста, эмоциональная сфера, мышления, воображение.
Дети 7 -10 лет больше всего любят и запаминают в книгах то, что так или иначе знакома по повседневной жизни, но раскрыто с радующей подробностью деталей, неожиданно по-новому. Читатели этой группы гораздо острее воспринимают действия героя, связи между поступками и событиями. Но если библиотекарь направит внимание детей, они способны к относительно глубокому пониманию мотивов поведение героев, к проникновению в его внутренний мир.
Идейное содержание произведения дети постигают чаще всего через поступки героя, эпизоды сюжета. Нельзя заставлять ребенка высказываться по поводу того, что «самое главное» в рассказе, стихотворении и т.д. ответы будут однозначными, крайне наивными. Если же библиотекарь будет стремиться помочь им понять идейный смысл произведения в его эмоциональном богатстве, то выяснитса, что читатели этой возрастной группы способны к относительно многозначному, глубокому пониманию доступных им литературных произведений. Например характеризуя героя книги, ребята типичном для их возраста эмоционально-образном общении отмечают такие его поступки, в которых раскрывается сущность его характера.
С 7 – 8 лет учение становится ведущей деятельностью ребенка, освоение жизни в этом возрасте происходит в своеобразной форме – как накопление, узнавание и запоминание самых различных фактов и явлений окружающего мира.
Особый интерес вызывает происхождение и устройство окружающих ребенка предметов и вещей, мира животных и растений, которые знакомы ребенку. Дети еще не осознают научно-познавательную книгу как источник информации, не умеют связать свои познавательные запросы с чтением, их этому нужно учить. При целенаправленном руководстве к 9 годам читательские запросы на научно-познавательные книги значительно расширяются. Ребятам нравится книги энциклопедического характера («маленькие энциклопедии», словарики), они постепенно приобщаются к чтению детских журналов.
Начальный период школьного детства (7-8 лет) характеризуется несоответствием между относительно высокими возможностями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения. Переход к самостоятельному чтению - трудный этап в читательском развитии детей. На первых порах самостоятельного чтения умственная деятельность ребенка направлена на преодоление трудностей, связных с техникой чтения. Это служит препятствием полноценному восприятию и пониманию прочитанного. Скачок от «слушателя» к «читателю» нередко сопровождается как бы утратой непосредственности и живости эмоциональной реакций на книгу. Но когда 7-8-летний ребенок оказывается в привычной роли слушателя, постепенно исчезает затрудненность восприятия возникающая при самостоятельном чтении. С развитием и закреплением навыков чтения это противоречие исчезает.
Одной из задач, состоящих перед библиотекарем в руководстве чтение детей младшего школьного возраста, является воспитание устойчивого интереса к книге желания преодолеть трудности чтения. Записывая в библиотеку первоклассников, необходимо проверить, как они читают. Это во многом определит, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны неприменно познакомится, слушая чтения взрослого (родителей, библиотекаря).
В эмоциональной сфере детей 8-9
лет происходят определенные изменения:
чувства переживания
Читатели 8 – 9 лет уже способны смотреть на героев и события, изображенные в книге, не изнутри, как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому. Однако свое отношение прочитанному они еще могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом «нравится». Это универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.
Информация о работе Библиотечное обслуживание детей и подростков