Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:29, реферат

Краткое описание

Информационный обмен – глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Специфика межличностного информационного обмена определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Содержание

1. Введение.
2. Средства коммуникации: вербальные и невербальные.
3. Сравнительные характеристики и взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура речи.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Функции. Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексалъными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др. Условные символы, обозначающие реалии, оценочные отношения (например, движения головой при положительном или отрицательном ответах) так же не имеют мотивированности. Лишь иконические знаки, имитирующие формы или размеры объектов, являются мотивированными.

Изучение  взаимодействия вербальных и невербальных средств обнаруживает определенные закономерности в координации некоторых  жестов и разных частей речи, жестов и синтактики высказываний; интересны  процессы своеобразного взаимообогащения вербальных и невербальных единиц - все это входит в собственно лингвистический аспект проблемы. 

4. Заключение 

Специфика межличностного информационного обмена проявляется в различных аспектах общения. Она определяет характер восприятия, передачи и интерпретации информации. Несмотря на мощное информационное поле, в котором живёт современный человек, его способность особо выделять и усваивать сообщения, поступающие от другого лица, очевидна. Именно в непосредственном межличностном общении мы получаем самое большое количество информации – 80%. Видимо, личностный контакт делает её настолько значительной, что только при развитии явных признаках социальной дезадаптации мы можем говорить о стремлении человека получать информацию, минуя субъективные источники. Так, например, явление аутизма рассматривается современной наукой как признак отклоняющегося поведения или даже заболевание человека. Главной характеристикой аутизма является уход от контактов именно с людьми, а не с другими материальными источниками информации.

Вербальная  коммуникация безусловно является основной формой общения, поскольку речь, слова  несут в себе прямой и определенный смысл,  при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Однако слово не всегда способно передать всю эмоциональную окраску, которую хочет донести говорящий до слушателя. Порой же жест может нести в себе гораздо больший и полный смысл, чем слово.Невербальная коммуникации играет большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. 

5. Список использованной литературы 
 

  • Андреева  Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.
 
  • Леонтьев  А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
 
  • Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб, 1999.
 
  • Красшьнтова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи // Русская  разговорная речь. / Под. ред. Е.А. Земской. М., 1983.
 
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, история и теория. – СПб: ИГУП, 1999.
 
  • Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и  мимика в русской речи. Лингвострановедческий  словарь. М.: Русский язык, 1991.
 
  • Лабунская В.А. Введение в психологию невербального  поведения. Ростов-на-Дону, 1994.

Информация о работе Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации