Методы исследования систем управления и их выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государст­венные учреждения, общественные объединения, научно-про­изводственные объединения, частные предприятия. Организа­ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различ­ное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Содержание

1. Введение………………………………………………………..3
2. Цели и направления исследования систем управления……..4
3. Методы исследования систем управления…………………...8
4. Принципы исследования……………………………………...19
5. Заключение…………………………………………………….24
6. Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

методы исследования систем управления и их выбор.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

1. Введение………………………………………………………..3

2. Цели и направления исследования систем управления……..4

3. Методы исследования систем управления…………………...8

4. Принципы исследования……………………………………...19

5. Заключение…………………………………………………….24

6. Список использованной литературы………………………....25

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государст­венные учреждения, общественные объединения, научно-про­изводственные объединения, частные предприятия. Организа­ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различ­ное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать сис­тему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с це­лью получения максимального конечного результата при опре­деленных ограничениях (наличия ресурсов, например).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сего­дня трудно обеспечить без исследования путей и возможностей, без выбора альтернативных направлений. Исследование управ­ления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Иногда для проведения исследова­ния приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного их решения зависит ус­пех работы этих организаций.

Объектом исследования является система управления (и ее составляющие элементы), относящаяся к классу социально-эко­номических систем, предметом — конкретная проблема, реше­ние которой требует проведения исследования. Результатом ис­следования будут рекомендации, модели, методы, способствую­щие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содер­жания, истоков, последствий.[1]

Исследования систем управления могут быть классифициро­ваны по различным основаниям.

По целям можно выделить практические исследования, пред­назначенные для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов, и научно-практические исследования, ори­ентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образова­тельного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систе­му научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжи­тельности, информационному обеспечению, организации их проведения. Поэтому в каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый вид исследования, исходя из поставлен­ных целей.

Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

•   распознавание проблем и проблемных ситуаций;

•   определение причин их происхождения, свойств, содержа­ния, закономерностей проведения и развития;

•   установление места этих проблем и ситуаций (как в сис­теме научных знаний, так и в системе практического управ­ления);

•   нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

•   разработку вариантов решения проблем;

•   выбор оптимального варианта решения проблемы по кри­териям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаи­мосвязи, и их оптимальное сочетание характеризует степень про­фессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.[2]

Проведение исследований и анализ любой конкретной сис­темы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке то­варов, для повышения эффективности функционирова­ния подразделений и организации в целом.

Исследования необходимо проводить не только, когда орга­низациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно дости­гают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что либо мешает, либо в большей сте­пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования органи­заций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и по­стоянно меняющегося спроса потребителей.[3]

Исследования необходимы как с научной, так и с практиче­ской точек зрения. С научной точки зрения исследование пред­полагает разработку и четкое формулирование методологии про­ведения исследований, с тем чтобы разработать фундаменталь­ные теоретические положения. С практической точки зрения ис­следования должны уметь проводить конкретные люди, следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить раз­личным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построе­ния определенной модели системы управления, к которой должна стремиться организация.[4]

Исследование систем управления включает:

•   уточнение цели развития и функционирования предпри­ятия и его подразделений;

•   выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

•   выявление факторов, обеспечивающих достижение сфор­мулированной цели и препятствующих ей;

•   сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

•   получение необходимых данных для привязки современ­ных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации уста­навливается роль и место данного предприятия в соответствую­щем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура пред­приятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предпри­ятия и др.

Главные направления исследований систем управления оп­ределяются проблемами организации и находятся в следующих важнейших областях:

•   конкурентного положения на рынке;

•   организации управления;

•   мотивации;

•   использования современных технических средств;

•   технологии разработки решений;

•   информационного обеспечения управления;

•   компетенции персонала и т.п.

Выбрать направления исследования и сосредоточить на нем внимание, как собственное, так и специалистов управления, счи­тается большим искусством менеджера. Эффективным исследо­вание будет только при соразмерности средств, использованных на его проведение средств, и полученных результатов.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность исследования систем управления во многом оп­ределяется использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований, грамотное применение которых спо­собствует получению достоверных и полных результатов относи­тельно проблем, возникших в организации. Правильность выбора методов, а также оптимальная интеграция их при проведении ис­следования определяются знаниями, опытом и интуицией спе­циалистов, проводящих такие исследования.[6]

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето­ды формализованного представления систем управления  и комплекси-рованные методы.[7]

Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опыт­ных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетради­ционных подходов к анализу деятельности организации. Данная группа включает методы: «мозговой атаки», типа «сценариев», экспертных оценок, типа «Дельфи», ти­па «дерева целей», «деловой игры», тестиро­вание и т.д.

Методы формализованного представления систем управления. Они основаны на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управ­ления. Среди них можно выделить следующие классы:

•   аналитические, которые включают методы классической математики (интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариа­ционное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

•  статистические, включающие теоретические разделы мате­матики (математическую статистику, теорию вероятностей) и направления прикладной математики, использующие стохастические представления (теорию массового обслужи­вания, методы статистических испытаний, методы выдви­жения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

•   теоретико-множественные, логические, лингвистические, се­миотические (разделы дискретной математики, составляю­щие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, инфор­мационно-поисковых языков);

•   графические, в том числе теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

Комплексированные методы. К ним причисляют системный анализ, методы факторного и корреляционного анализа, парамет­рический метод, функционально стоимостной анализ, социоло­гический исследования, социально-экономические эксперимен­ты, тестирование, комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем ин­теграции экспертных и формализованных методов.[8]

1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.

Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины харак­теризуют тот или иной подход к активизации выявления и обоб­щению мнений опытных специалистов-экспертов. Иногда все эти методы называют «экспертными» или. Однако есть и особый класс методов, связанных непо­средственно с опросом экспертов, так называемый метод экс­пертных оценок, поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином «качественные».

Методы типа мозговой атаки. Данная концепция получила широкое распространение с начала 1950-х гг. как «метод система­тической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, кол­лективной генерации идей (КГИ).

Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласова­ния представлений о проблеме или анализируемом объекте, из­ложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содер­жащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени.[9]

На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогрес­са и его социально-экономических последствий.

Методы экспертных оценок. Изучению возможностей и осо­бенностей применения экспертных оценок посвящено много работ. В них рассматриваются формы экспертного опроса, подходы к оцениванию, методы обработки результатов опроса, требования к экс­пертам и формированию экспертных групп, вопросы трениров­ки экспертов, оценки их компетентности, методики организации эксперт­ных опросов.

Методы типа «Дельфи». Метод «Дельфи», или метод «дель­фийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повы­шении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективно­сти экспертных опросов с использованием количественных оце­нок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

Информация о работе Методы исследования систем управления и их выбор