Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа
Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность политической коммуникации;
- выделить основные средства политической коммуникации;
- рассмотреть модели политической коммуникации в трудах зарубежных ученых
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования……………………………………………………………………5
1.1. Сущность коммуникации как политического процесса………………...5
1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7
1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9
2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14
2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14
2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17
2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
КОНТРОЛЬНО-курсовая работа по дисциплине
«СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ»
на тему:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА, МОДЕЛИ
Студентка гр. 820492 ______________________________
Науч. рук.: канд. социол. наук, доц. _______________________ Бочарова О.Е.
Тула 2011
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Политическая коммуникация:
теоретико-методологические основы исследования………………………………………………
1.1. Сущность коммуникации
как политического процесса…………
1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7
1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9
2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14
2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14
2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17
2.3. Особенности политической
коммуникации в информационном обществе…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость комплексного
исследования политической коммуникации
обусловлена ее значением в период
демократических
Повышение роли политической
коммуникации в процессе системных
преобразований актуализировало ее
изучение в зарубежных и российских
научных кругах и вместе с тем
значительно расширило
Объект исследования – политическая коммуникация как совокупность разнообразных средств, способствующих, формированию открытых, устойчивых отношений в политической системе. Предмет исследования – состояние, сущность, теории и модели коммуникационных процессов в политической сфере.
Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру
и сущность политической
- выделить основные средства политической коммуникации;
- рассмотреть модели
Гипотеза исследования: политическая коммуникация один из важных факторов консолидации общества, высокого уровня легитимности политических институтов, согласования политических интересов, разрешения общественно-политических конфликтов, открытого диалога власти и общества и, как следствие, – стабильности политической системы.
1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования
1.1. Сущность коммуникации как политического процесса
Политическая коммуникация – это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:
- собственно коммуникативные аспекты;
- функционирование и роль средств массовой информации;
- избирательный процесс;
- коммуникация власти с общественностью1.
В отечественной политологии
одно из первых определений политической
коммуникации принадлежит М.Ю. Гончарову.
Согласно этому определению, «термин
«политическая коммуникация»
Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот информации – тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются «источники» и «потребители» – взаимодействующие в обществе индивиды, общности, институты.
Таким образом, политическая коммуникация
выступает как смысловой аспект
взаимодействия субъектов политики
путем обмена информацией в процессе
борьбы за власть или ее осуществление.
Она связана с целенаправленной
передачей и избирательным
В последнее время политическая коммуникация рассматривается как функциональный элемент политической системы общества, обеспечивающий взаимосвязь между другими ее компонентами. Но в то же время политическая коммуникация выступает и как процесс, как непосредственная деятельность политических акторов по производству и распространению политически значимой информации, направленная на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий других социальных субъектов.
Таким образом, политическая коммуникация, охватывая все многообразие социально-политических связей – межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет в себе политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов2.
1.2. Теории политической коммуникации
Впервые политическую систему
как информационно-
В соответствии с этим подходом
государство должно лишь в малой
степени следовать воле и интересам
отдельных граждан и групп. В
качестве же одновременно и ориентира,
и средства деятельности должна рассматриваться
логика современной техники, ее требования,
имеющие императивный характер. «Власть
аппаратуры», повышение эффективности
использования техники
Современный опыт развития
политических систем действительно
продемонстрировал определенные тенденции
к возрастанию роли технико-информационных
средств в организации
В целом, различные теории,
проникшие и проникающие в
область изучения политической коммуникации,
создают своим многообразием
изрядные затруднения методологического
плана. Современная микроуровневая
политическая коммуникативистика, подобно
любой развивающейся области
знания, отнюдь не свободна от существенного
расхождения во мнениях по целому
ряду фундаментальных проблем. Теоретики
продолжают спорить по поводу предмета
исследований и того, какой характер
эти исследования должны иметь –
преимущественно
1.3. Структура и модели политической коммуникации
Структура политической коммуникации (Приложение 1):
1. Коммуникация формирует
определенные связи и
2. Институты-коммуникаторы
производят информацию, кодируют
и передают ее потребителям, изучают
общественное мнение о
3. Средства коммуникации
- это СМИ, технико-
4. Типы, методы и формы
политической коммуникации - рациональная
и спонтанная коммуникация, неформальные
контакты, общение граждан с
5. Содержание коммуникации
оказывает воздействие на
Начало исследования политической
коммуникации положил американский
политолог Г. Лассуэлл. Лассуэлл рассматривал
коммуникацию как сложный процесс,
имеющий свои социальные функции, внутреннюю
структуру и общую
Г. Лассуэлл начал изучать
не только единичные «акты» коммуникации,
понимаемые как контакты, в которых
сообщение проходит через определенные
фазы от субъекта к объекту, но и
важнейшие структурные
1. Кто говорит? – коммуникатор – это инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию.
Информация о работе Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели