Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность политической коммуникации;
- выделить основные средства политической коммуникации;
- рассмотреть модели политической коммуникации в трудах зарубежных ученых

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования……………………………………………………………………5
1.1. Сущность коммуникации как политического процесса………………...5
1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7
1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9
2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14
2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14
2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17
2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР по СК.docx

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Тульский государственный  университет»
Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-курсовая работа по дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ»

 

 

на тему:

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА, МОДЕЛИ

 

 

 

 

Студентка гр. 820492 ____________________________________ Шиляева Д.Г.      

                                                                                                                              (подпись)

 

Науч. рук.: канд. социол. наук, доц.  _______________________   Бочарова О.Е.

                                                                  (подпись)

 

 

 

 

Тула 2011

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования……………………………………………………………………5

1.1. Сущность коммуникации  как политического процесса………………...5

1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7

1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9

2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14

2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14

2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17

2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе………………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………….25

Библиографический список………………………………………………………..26

Приложения……………………………………………………………………..…..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость комплексного исследования политической коммуникации обусловлена ее значением в период демократических преобразований, который  характеризуется определенной нестабильностью  политической системы России. Политическая жизнь России на современном этапе  является результатом процесса политической трансформации, затронувшего все сферы  жизнедеятельности общества, в том  числе и ее информационно-коммуникационную: распад советской политической системы  повлек за собой разрыв старых взаимосвязей и появление новых. С изменением политических процессов, институтов начинают развиваться новые отношения  в политико-коммуникационной сфере, отражающие характер протекающих в  общественно-политической жизни преобразований. От того, какими будут эти отношения, во многом зависит стабильность политической и социальной систем. Таким образом, политическая коммуникация - одно из условий  и одновременно результат трансформации  политической системы России. Формированию современных, объективных демократических  принципов способствуют информационно-коммуникационные процессы, расширяющие и углубляющие  политическое коммуникативное пространство. Этим объясняется актуальность данной темы контрольно-курсовой работы.

Повышение роли политической коммуникации в процессе системных  преобразований актуализировало ее изучение в зарубежных и российских научных кругах и вместе с тем  значительно расширило понимание  этой проблемы. В этих условиях используется всё разнообразие подходов к изучению предмета политической коммуникации и  политического коммуникационного  пространства. К научным трудам, раскрывающим природу коммуникации как результат общественного развития, анализирующим принципы функционирования и структуру политической коммуникации, относят работы как отечественных ученых – М.М. Бахтин, В.П. Конецкая, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев и зарубежных – Ч. Кули, П. Лазарсфельд, М. Маклюэн, Ю. Хабермас. Несмотря на наличие научной литературы по проблемам политической коммуникации и смежных с ней проблем, общие принципы и подходы, объединенные в рамках предмета исследования работы, мало актуализируются и разрабатываются. Состояние изученности проблемы в сочетании с ее актуальностью определяет необходимость настоящего исследования.

Объект исследования –  политическая коммуникация как совокупность разнообразных средств, способствующих, формированию открытых, устойчивых отношений  в политической системе. Предмет  исследования – состояние, сущность, теории и модели коммуникационных процессов в политической сфере.

Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном  исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.

Данная цель потребовала  решения следующих задач:

- рассмотреть структуру  и сущность политической коммуникации;

- выделить основные средства  политической коммуникации;

- рассмотреть модели политической  коммуникации в трудах зарубежных ученых.

Гипотеза исследования: политическая коммуникация один из важных факторов консолидации общества, высокого уровня легитимности политических институтов, согласования политических интересов, разрешения общественно-политических конфликтов, открытого диалога власти и общества и, как следствие, – стабильности политической системы.

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования

1.1. Сущность коммуникации  как политического процесса

Политическая коммуникация – это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:

- собственно коммуникативные  аспекты;

- функционирование и роль  средств массовой информации;

- избирательный процесс;

- коммуникация власти  с общественностью1.

В отечественной политологии  одно из первых определений политической коммуникации принадлежит М.Ю. Гончарову. Согласно этому определению, «термин  «политическая коммуникация» должен описывать циркуляцию информации в  сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие  воздействие на отношения между  классами, нациями и государствами».

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот информации – тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются «источники» и «потребители» – взаимодействующие в обществе индивиды, общности, институты.

Таким образом, политическая коммуникация выступает как смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом  информации, без которой невозможно движение политического процесса. Посредством  коммуникации, передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с  установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выступает как специфический  вид политических отношений, посредством  которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение  общественно-политических идей своего времени.

В последнее время политическая коммуникация рассматривается как  функциональный элемент политической системы общества, обеспечивающий взаимосвязь  между другими ее компонентами. Но в то же время политическая коммуникация выступает и как процесс, как  непосредственная деятельность политических акторов по производству и распространению  политически значимой информации, направленная на формирование (стабилизацию или  изменение) образа мыслей и действий других социальных субъектов.

Таким образом, политическая коммуникация, охватывая все многообразие социально-политических связей – межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет в себе политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов2.

 

 

1.2. Теории политической коммуникации

Впервые политическую систему  как информационно-коммуникативную  систему представил К. Дойч. В то же время заявленный им подход впоследствии получил двоякое теоретическое  продолжение. Так, Ю. Хабермас делал  акцент на коммуникативных действиях  и соответствующих элементах  политики (ценностях, нормах, обучающих  действиях), представляя их в качестве основы социального и политического  порядка. В противоположность этому  немецкий ученый Г. Шельски сформулировал  идею «технического государства» (1965), выдвинув на первый план не социальные, а технические аспекты политической организации власти.

В соответствии с этим подходом государство должно лишь в малой  степени следовать воле и интересам  отдельных граждан и групп. В  качестве же одновременно и ориентира, и средства деятельности должна рассматриваться  логика современной техники, ее требования, имеющие императивный характер. «Власть  аппаратуры», повышение эффективности  использования техники превращают государство и всю политику в  целом в инструмент рационального  и безошибочного регулирования  всех социальных отношений. Впоследствии в развитие этих взглядов и в обоснование  возникновения «информационного общества»  ряд ученых (Д. Мичн, Р. Джонсон) предложили гиперрационалистские трактовки политических коммуникаций, отводя компьютерной технике  решающую роль в победе над социальными  болезнями (голодом, страхом, политическими  распрями).

Современный опыт развития политических систем действительно  продемонстрировал определенные тенденции  к возрастанию роли технико-информационных средств в организации политической жизни, прежде всего в индустриально  развитых государствах. Особенно это  касается появления дополнительных технических возможностей для проведения голосований (в частности, электронных  систем интерактивной связи), повышения  роли и значения СМИ в политическом процессе, разрушения многих прежних  иерархических связей в государственном  управлении, усиления автономности низовых структур управления в государстве и т.д. Однако это только предпосылки, расширяющие возможности институтов и субъектов власти для маневра, поскольку не устраняют ведущей роли политических интересов групп, конфликтов и противоречий между ними.

В целом, различные теории, проникшие и проникающие в  область изучения политической коммуникации, создают своим многообразием  изрядные затруднения методологического  плана. Современная микроуровневая политическая коммуникативистика, подобно  любой развивающейся области  знания, отнюдь не свободна от существенного  расхождения во мнениях по целому ряду фундаментальных проблем. Теоретики  продолжают спорить по поводу предмета исследований и того, какой характер эти исследования должны иметь –  преимущественно объективистский  или же, напротив, критически-субъективистский. Между тем существующие противоречия относительно позиций, с которых  должна изучаться политическая коммуникация на микроуровне, практически не отразились на становлении политической кибернетики  как когнитивной метатеоретической  конструкции, концептуально отображающей наиболее общие закономерности информационного  взаимодействия и обмена на уровне политической системы и общества в целом3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Структура и модели политической коммуникации

Структура политической коммуникации (Приложение 1):

1. Коммуникация формирует  определенные связи и отношения  субъектов политики.

2. Институты-коммуникаторы  производят информацию, кодируют  и передают ее потребителям, изучают  общественное мнение о воздействии  и качестве информации.

3. Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные  системы (центры, банки данных, сети  и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

4. Типы, методы и формы  политической коммуникации - рациональная  и спонтанная коммуникация, неформальные  контакты, общение граждан с представителями  политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов,  референдумов, демонстраций и других  политических акций.

5. Содержание коммуникации  оказывает воздействие на мотивацию  поведения субъектов политики, формирование  общественного мнения; его социально-политические  последствия могут быть позитивными  и негативными. Сущность политической  коммуникации заключается в целенаправленных  контактах между людьми посредством  обмена информацией и духовного  общения в политическом процессе4.

Начало исследования политической коммуникации положил американский политолог Г. Лассуэлл. Лассуэлл рассматривал коммуникацию как сложный процесс, имеющий свои социальные функции, внутреннюю структуру и общую направленность. Поскольку коммуникации пронизывают  все формы жизни, функции социальной коммуникации очень схожи с процессами сигнализации и управления в живом  организме и в животном мире, и  важнейшей ее функцией является поддержание  равновесия любой системы. Не случайно поэтому разработанная им в 1939–1940 гг. и опубликованная в 1948 г. модель сегодня «хрестоматийно» называется линейной, «однонаправленной», бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул – реакция).

Г. Лассуэлл начал изучать  не только единичные «акты» коммуникации, понимаемые как контакты, в которых  сообщение проходит через определенные фазы от субъекта к объекту, но и  важнейшие структурные компоненты процесса массовой коммуникации, и  описал его сначала как однонаправленную «пятивопросную» модель, т. е. как:

1. Кто говорит? – коммуникатор – это инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию.

Информация о работе Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели