Характеристика метода проектов. Классификация учебных телекоммуникационных проектов. Этапы проведения учебного телекоммуникационного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ учебных телекоммуникационных проектов.
Для успешной реализации цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить характеристикику метода проектов.
Изучить классификацию учебных телекоммуникационных проектов.
Изучить этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

Содержание

Введение 3
Характеристика метода проектов 5
Игровые и ролево-игровые проекты: 10
Заключение 15
Библиография 16

Вложенные файлы: 1 файл

ИКТ.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

Характеристика  метода проектов. Классификация учебных  телекоммуникационных проектов. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой  педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [1, 362]. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Но суть ее остается прежней  стимулировать интерес ребят  к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Целью данной работы является изучение теоретических основ учебных телекоммуникационных проектов.

Для успешной реализации цели исследования были поставлены и  решены следующие задачи:

  1. Изучить характеристикику метода проектов.
  2. Изучить классификацию учебных телекоммуникационных проектов.
  3. Изучить этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

 

Характеристика метода проектов

 

Метод проектов привлек  внимание русских педагогов еще  в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно  с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской  власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, -- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков  учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -- индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой -- интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -- конкретный результат, готовый к внедрению. В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и “модным” что вселяет вполне не определенные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум[2.54]. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода м практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

         Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative leaming) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом,в сфере социальной;

- необходимость не  столько передавать ученикам  сумму тех или иных знаний,. сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения, новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных  навыков и умений, т.е. умений  работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др,);

- актуальность широких человеческих  контактов, знакомства с разными  культурами, разными точками зрения  на одну проблему;

- значимость для развития человека  умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает  указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Основные требования к  использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском,  творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (на пример, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и др.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная  значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и др.).

З. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной  части проекта (с указанием  поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских  методов: определение проблемы, вытекающих  из нее задач исследования, выдвижение  гипотезы их решения, обсуждение  методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов творческих отчетов, просмотров и др.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами  органов образования в рамках утвержденных программ. В других -- выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные[1, 89].

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Таким образом достигается  вполне естественная интеграция знаний. Например, очень острая проблема городов -- загрязнение окружающей среды  отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут  нужна информация из экологии, химии, биологии, социологии, физики. Или такая проблема: отечественные войны 1812 и 1941 -- 1945 годов: проблема патриотизма народа и ответственность власти. Здесь, требуется знание не только истории, но и политики, и этики. Или: проблема государственного устройства США, Рос сии, Швейцарии, Великобритании с позиции демократического устройства общества. Тут потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и др. А такая увлекательная тема: Золушка, Белоснежка и Царевна-Лебедь в сказках народов мира. Чем они похожи и в чем их отличие? Ее осилят младшие школьники, но им будет необходимо проявить много смекалки и творчества. Тем для проектов -- неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» -- дело совершенно безнадежное, поскольку это живой процесс, который нельзя никак регламентиров.

  1. Классификация учебных телекоммуникационных проектов

 

Имея общее  представление о том, что такое  телекоммуникационный проект, можно разработать классификацию возможных проектов с учетом специфических особенностей каждого предмета. Такая классификация позволяет четко определить тип проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конечные, так и промежуточные, определить методы исследования, виды творческой или игровой деятельности, определить те знания, умения, навыки, которые потребуются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эффективно организовать совместную деятельность учащихся.

Для примера  можно привести разработанную Бухаркиной М.Ю. типологию международных телекоммуникационных проектов:

 

  1. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты:
    1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.

1.2. Лингвистические, направленные на:

  • изучение языковых особенностей;
  • изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.);
  • изучение фольклора.

1.3. Филологические, направленные на изучение:

  • этимологии слов,
  • литературные исследования,
  • исследования историко-фольклорных проблем,
  • творческие.
  1. Культурологические (страноведческие) проекты:

2.1. Историко-географические, посвященные:

  • истории страны, города, местности,
  • географии страны, города, местности.

2.2. Этнографические, нацеленные на изучение:

  • традиций и быта народов,
  • народного творчества,
  • этнического состава народа, проживающего на данной территории,
  • национальных особенностей культуры разных народов и т.д.

2.3. Политические, цель которых ознакомление:

  • с государственным устройством стран,
  • с политическими партиями и общественными организациями,
  • со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику,
  • с законодательством страны и т.д.

2.4. Посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.

2.5. Экономические, посвященные проблемам:

  • финансовой и денежной системы,
  • налогообложения,
  • инфляции и т.д.

Информация о работе Характеристика метода проектов. Классификация учебных телекоммуникационных проектов. Этапы проведения учебного телекоммуникационного