Характеристики та функції масової комунікації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий характер на общемировом уровне.
Массовая коммуникация является мощным источником и средством распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.

Содержание

Введение
1. Определение массовой коммуникации
2. Характеристики массовой коммуникации
3. Функции массовой коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТК.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


Одеський  національний політехнічний університет

 

 

Кафедра документознавства та інформаційної  діяльності

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

 

з дисципліни«Теорія  комунікації»

 

на тему: «Характеристики та функції масової комунікації»

 

 

 

Студентки 3 курсу, групи ІД-101

Напряму підготовки:

документознавство

та інформаційна діяльність         

Спеціальності: 6.020105–

документознавство

та інформаційна діяльність

Цивіної Катерини Юріївни

Керівник канд.пед.наук.,

доцент кафедри ДІД  Барабанова Н.Р.

 

Національна шкала _____________________

Кількість балів: _____________________

Оцінка:  ECTS ______________________

 

                                                                     Члени комісії          ________________  ___________________________

                                                                                                                                             (підпис)                        (прізвище та ініціали)

                                                                                                      ________________  ___________________________

                                                                                                                                              (підпис)                        (прізвище та ініціали)

                                                                                                      ________________  ___________________________

                                                                                                                                              (підпис)                         (прізвище та ініціали

 

 

 

 

 

 

 

м. Одеса – 2013

План

 

Введение

  1. Определение массовой коммуникации
  2. Характеристики массовой коммуникации
  3. Функции массовой коммуникации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: значение массовой коммуникации имеет  всевозрастающий характер на общемировом  уровне.

Массовая коммуникация является мощным источником и средством  распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.

П. Лазарсфельд  и Р.Мертон ещё в 1948 году писали: «Понятно, что массовая коммуникация охватывает огромную аудиторию. Приблизительно сорок  пять миллионов американцев посещают кинотеатры каждую неделю. Тираж ежедневных газет составляет пятьдесят четыре миллиона экземпляров. Около сорока шести миллионов домовладений оснащены телевизорами, причем средняя длительность просмотра телепередач составляет три часа в день». Сегодня типичная американская семья имеет до десятка телевизоров, несколько компьютеров и ноутбуков, имеет доступ к спутниковому и кабельному ТВ, меняет мобильные телефоны чаще, чем одежду. Мужчины от 18 до 34 лет, по данным Nielsen Media Research, опубликованным в ноябре 2004, проводят 14 часов в неделю за видеоиграми и лишь 12 часов перед экраном телевизора. Сегодня уже никого в США не удивишь системой «видео по требованию», когда абонент кабельной сети сам выбирает программу для просмотра из предложенного оператором списка.

Среднестатистическая  украинская семья, разумеется, обладательница меньшего количества телевизоров, компьютеров, она имеет меньший доступ к информации, предоставляемой современными информационными технологиями, но в украинском обществе уже складываются в определённых аспектах жизни те же тенденции.

Субъектами  массовой коммуникации выступают субъекты внедряемых ценностей, то есть социальные общности, группы, стремящиеся представить собственные ценности в качестве общих для всего общества, и, соответственно, свои оценки в качестве общезначимых, свои социальные установки в качестве общих для всех.

Объектом массово-коммуникационной деятельности является массовое сознание. Функцией массовой коммуникации как  деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными  социальными группами определенного  фрагмента продуктов специализированного сознания в форме оценок определенного вида явлений и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятия, сущности, характеристики и функции массовой коммуникации в современном обществе, выявить их влияние на человека и общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение массовой коммуникации

 

Понятия «массовая  коммуникация», «массовая информация»  активно вошли в язык в конце XX столетия. Это связано с осмыслением  социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

  Массовая  коммуникация - одно важнейших явлений  совpеменного общества, котоpое оказывает непосредственное влияние на экономику, политику и культуpу, охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения. СМК оказывают возpастающее воздействие как на матеpиально - пpоизводственную, так и на социально - политическую, культуpно - идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.

  В отношении  определения понятия «массовая  коммуникация» единой точки зрения  нет. Одни рассматривают ее  как «институциализированное производство  и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации». Другие анализируют массовую коммуникацию как «процесс распространения информации на численно большие, рассредоточенные аудитории», подчеркивая необходимость технических средств (прессы, радио, телевидения и др.). Третьи говорят о ней как о «разновидности духовно-практической деятельности - деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными».

Одним из основных отличий массовой коммуникации является то, что она имеет свои специфичные средства распространения - специальные каналы и передатчики, благодаря которым распространение информационных сообщений происходит на большие территории.

  Массовая  коммуникация – систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. "Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации". Массовая коммуникация - это разновидность духовно-практической деятельности, т.е. деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными.     Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Сущность ее всегда остается неизменной, а явление, содержание и формы осуществления могут изменяться в зависимости от условий функционирования всей СМК. Цель массовой коммуникации: изменение социальных субъектов в интересах других субъектов или всего общества. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

  Согласно  определению отечественного ученого  Б. Фирсова, «массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

  Под массовыми  коммуникациями можно подразумевать  и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющем осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

  Отправителем  сообщения в массовой коммуникации  выступает или часть организованной  группы, или (чаще всего) представитель какого-либо института.

  В качестве  принимающей стороны выступает  индивид. В массовой коммуникации  он рассматривается передающей  организацией как часть группы  с присущими ей общими характеристиками.

  Цели массовой  информации определяются через  субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д..

  Массовая  коммуникация представляет собой  систему, состоящую из источника  сообщений и их получателя, связанных  между собой физическим каналом  движения сообщений. Такими каналами  являются:

а) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты);

б) радио и  телевидение – сеть широковещательных  станций и аудиторий, имеющих радио – и телеприёмные устройства;

в) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью  кинотеатров;

г) звукозапись (система производства и распространения  грампластинок, магнитофонных роликов  или кассет);

д) видеозапись.

  Характерными  особенностями массовой коммуникации  являются:

  • сообщения обычно обладают достаточно сложной структурой;
  • наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность;
  • многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации;
  • опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
  • определенное неравноправие в отношениях передающей и принимающей сторон;
  • публичный характер и открытость;
  • социальная значимость информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации массовость аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
  • отправитель сообщения является частью организованной группы, а зачастую и представителем института;
  • в качестве принимающей стороны выступает индивид. Он часто рассматривается передающей организацией как часть группы с присущими ей общими характеристиками;
  • многочисленность адресатов сообщений;
  • канал сообщения представляет собой технологически сложные системы распространения информации. Они включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм общества, привычек и ожиданий аудитории;
  • ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

  Согласно  Лазарсфельду и Р. Мертону массовая  коммуникация представляет собой  поток коммуникативных действий  с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

1) присвоения  статуса общественным проблемам,  личностям, организациям и общественным движениям;

2) укрепления  социальных норм;

3) непреднамеренного  преобразовывания энергии людей  от активного участия к пассивному  знанию.

  Массовые  коммуникации - важный социальный  и политический институт современного  общества, выполняющий в широких масштабах функции:

· идеологического  и политического влияния;

· поддержания  социальной общности;

· организации;

· информирования;

· просвещения;

· развлечения.

  Относительно  структуры массовых коммуникаций  единого мнения на сегодняшний день нет. Различные подходы к ее пониманию и функционированию, отраженные в описательных и графических моделях - обобщенных схемах, базируются на основных, обязательных компонентах, впервые представленных в модели коммуникативного акта Г. Лассуэлла в    1948 г. Данная модель коммуникации представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом. Следовательно, в целом, массовые коммуникации имеют такую же схему передачи сообщения, как и обычные, а соответственно и такие же модели. Но специфичность массовой коммуникации отличает ее от межличностной коммуникации практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса:

1. Источником  сообщения в межличностной коммуникации  является семья, соседи, друзья и т.д. В массовой же коммуникации - источником служит некий институт.

2. Канал распространения  межличностной коммуникации можно  назвать «лицом к лицу». Массовый  канал предполагает наличие технологий  распространения. 

3. Время передачи  в межличностной коммуникации - непосредственное, расстояние минимальное, замкнутое. В массовой - время передачи непосредственное или с задержкой во времени, расстояние - значительное, или даже неограниченное.

4. Приемником  в межличностной коммуникации  является семья, соседи и др., то есть непосредственное окружение. В массовой коммуникации - анонимная разнородная аудитория.

Информация о работе Характеристики та функції масової комунікації