Юридические способы предупреждения конфликтов: институционализация, нормативное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:02, контрольная работа

Краткое описание

Предупреждение конфликта, конечно, гораздо более разумно и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия общества и государства. В основном это связано с межгосударственными и криминальными конфликтами, угрожающими жизни, здоровью, имуществу граждан, общественным интересам и ценностям. В 90-е годы в нашей стране, да и в некоторых других странах (США, Индия, Испания) стали обращать серьезное внимание и на предупреждение межнациональных конфликтов. Правда, это направление государственной деятельности приобрело общепризнанное значение сравнительно поздно – когда межнациональные конфликты уже развернулись в полной мере.

Содержание

Общие положения……………………………….……………………………3
Устранение причин.………………………………………………………….4
Поддержание сотрудничества..……………………………………………….6
Институционализация отношений………..…………………………………8
Нормативные механизмы………………………………….......……..……..11
Юмор в конфликте……………………………………………………..…….14
7. Список используемой литературы…………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет   Управление и информационных технологий

 

Кафедра «Управления персоналом»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конфликтология»

 

на тему:

ЮРИДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса 771 группы

Баранова Ю. С.

 

 

 

 

Проверила:

ст.пр. Кривошеева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Общие положения……………………………….……………………………3
  2. Устранение причин.………………………………………………………….4
  3. Поддержание сотрудничества..……………………………………………….6
  4. Институционализация отношений………..…………………………………8
  5. Нормативные механизмы………………………………….......……..……..11
  6. Юмор в конфликте……………………………………………………..…….14

7. Список используемой литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие положения

 

Предупреждение конфликта, конечно, гораздо более разумно  и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому  на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия общества и государства. В основном это связано с межгосударственными и криминальными конфликтами, угрожающими жизни, здоровью, имуществу граждан, общественным интересам и ценностям. В 90-е годы в нашей стране, да и в некоторых других странах (США, Индия, Испания) стали обращать серьезное внимание и на предупреждение межнациональных конфликтов. Правда, это направление государственной деятельности приобрело общепризнанное значение сравнительно поздно – когда межнациональные конфликты уже развернулись в полной мере.

Предупреждению межгосударственных конфликтов постоянно уделяют внимание такие органы мирового сообщества, как Совет Безопасности и Генеральная  Ассамблея ООН, а также региональные военно-политические организации.

Нельзя не отметить, к  сожалению, что эффективность предупреждения конфликтов во всех отмеченных направлениях невелика.

Объясняется это главным  образом тем, что проблема постороннего вмешательства в конфликт на его  ранней, а тем более латентной стадии имеет препятствия. С одной стороны, такое вмешательство (а при раннем предупреждении – даже «предвмешательство») социально полезно, часто – необходимо и, во всяком случае, более продуктивно, чем, бесстрастное ожидание развязки. Достаточно вспомнить историю возникновения второй мировой войны, чтобы убедиться в справедливости этого вывода.

Но, с другой стороны, конфликт нередко рассматривается (и не без основания) как частное  дело сторон. С позиций гуманизма  и невмешательства в чужие  дела навязывать свое решение, а тем более принуждать стороны к согласию или определенному поведению неэтично, неправомерно или несвоевременно. Поэтому и получается, что вмешательство в конфликт (а предупреждение – одна из форм вмешательства) возможно только тогда, когда конфликт перерастает рамки личных (групповых) отношений и становится – по масштабам интенсивности, объекту и др. – общественно значимым событием, затрагивающим жизненные интересы других сторон.

Предупреждение конфликта  заключается в воздействии на его элементы: участников, мотивы их поведения, объекты, используемые силы и средства до того, как противостояние возникло. Поэтому, в зависимости от характера конфликта, предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной. Остановимся на некоторых ее аспектах.

 

2. Устранение причин

 

Наиболее эффективной  формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Эта деятельность проявляется на разных уровнях.

На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную и государственную жизнь. Перекосы в экономике, резкий разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоев населения, политическая неустроенность, неорганизованность и неэффективность системы управления – все это служит постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Предупреждение их предполагает последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всего общества, укрепление правопорядка и законности, повышение духовной культуры людей. Это – так называемое «общее предупреждение» любых социально негативных явлений в обществе, в том числе и конфликтных ситуаций. Для его планомерного осуществления нужна продуманная стратегия развития общества, пользующаяся массовой поддержкой населения.

Существенное значение в профилактической работе принадлежит  изменению ценностных ориентаций населения в направлении повышения уважения к человеку, укрепления доверия к нему, борьбы с насилием, нетерпимостью к чужим мнениям. Терпимость, плюрализм мнений, гласность – относительно новые явления в нашем обществе, они еще не вошли органически в его «плоть и кровь». Тем более актуальна настойчивая работа по преодолению отрицательных явлений, изживанию «субкультуры насилия», характерной для многих слоев населения, по уважению и защите прав человека, законных интересов личности.

В целях общесоциального  предупреждения конфликтов необходимо выявление и изучение многочисленных конфликтов, возникающих в общественной жизни, чему должно способствовать развитие конфликтологических исследований. Каждый конфликт на производстве, в быту, сфере досуга возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Это конкретное обычно отражает более общие проблемы и противоречия той или иной сферы жизни. Поэтому анализ и объяснение объективных причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее обобщение данных может сыграть важную роль в определении круга социальных проблем, нуждающихся в безотлагательном решении, – экономических, политических, социальных. Психологические исследования, срез общественного мнения, массового настроения дают существенные результаты для определения направленности усилий социальных институтов и властных структур.

В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующего участника.

Особо важное значение имеет предупреждение межличностных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием. Анализ мотивов преступления в процессе расследования, являющийся, согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства, обязательной стороной расследования, чаще всего ограничивается самым общим указанием на мотивы, обозначаемые в устаревших юридических категориях безотносительно к их подлинному психологическому содержанию. Нередко, как известно, утверждается о «беспричинности» совершаемых преступных действий. Это мнение характерно и для средств массовой информации, которые подменяют им свое неумение проанализировать ситуацию.

Глубокий и компетентный анализ сути конфликтных ситуаций и  мотивов поведения субъектов  еще на ранних стадиях, пока разногласия  не переросли в насилие, помог бы избежать многих оплошностей в работе правоохранительных органов. Как известно из практики развитых стран, предупреждение бытового насилия начинается с контроля за ситуациями, характеризующимися затяжными конфликтами. Иными словами, предупреждение криминальных конфликтов требует выделения в работе правоохранительных органов специальных функций.

 

3.Поддержание сотрудничества

 

Прежде чем вступить в противоборство, будущие соперники  находятся скорее всего в нейтральных  взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают между собой (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства). В таком случае весьма надежный путь предупреждения конфликта состоит в том, чтобы не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, а укрепить его, поддержать и усилить. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие методы:1

а) согласие, состоящее  в том, что возможного будущего противника вовлекают в дело. Так, например, поступил Президент Российской Федерации в 1993 г. при подготовке нового проекта Конституции РФ. Созвав Конституционное совещание, он пригласил участвовать в нем не только своих сторонников, но и вероятных противников, в том числе депутатов Верховного Совета РФ и представителей многих политических партий;

б) практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение  партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь;

в) сохранение репутации  партнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расходятся;

г) взаимное дополнение состоит  в использовании таких черт партнера (будущего соперника), которыми не обладает первый субъект. Развивая и используя  эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта;

д) исключение социальной дискриминации означает недопущение  подчеркивания различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосходства  одного над другими. «Даже если Вы делаете работу лучше других, не ведите себя, как победитель», – советует японский автор2;

е) разделение заслуг. Общие  заслуги, хотя большая их часть, допустим, принадлежит одному лицу, в тактических  целях нужно разделить между  всеми участниками той или  иной работы. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.

ж) психологическое настраивание довольно многообразно. В своих конкретных проявлениях оно может состоять, например, в своевременном информировании партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждении с ним последствий этого и т.д. В нашей действительности государственные руководящие органы зачастую совершенно пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов. Достаточно напомнить проведение в 1993 г. денежной реформы (изъятие денег образца до 1992 г.), о котором население не только не было заранее предупреждено, но, напротив, введено в заблуждение предыдущими обещаниями;

з) психологическое «поглаживание». Речь идет о поддержании хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым заметно затрудняет возникновение конфликтной ситуации.

Названные методы поддержания  и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Все что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает. его возникновение, а если уж он начался – способствует. его скорейшему разрешению.

 

4.Институциализация отношений

 

Для того чтобы не допустить  конфликта, полезно укреплять позитивные отношения возможных его участников. Но не меньшую роль может сыграть  и институциализация этих отношений, т.е. создание постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон – таких форм, которые не ведут к конфликту, а приемлемы для общества и помогают решению спорного вопроса. Здесь – большое поле деятельности юридических, правоохранительных органов. Когда такие правовые и социальные институты существуют и действуют. еще до возникновения конфликта, то они могут сыграть весьма позитивную роль. Не исключено и создание такого рода организаций в условиях уже имеющегося конфликта.

Уже не раз был поставлен вопрос о создании так называемой конфликтологической службы, которая выполняла бы экспертные и консультационные функции. «Основная ее задача должна состоять в том, чтобы на базе серьезного диагностического и прогностического анализа отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов и в зависимости от их характера выдвигать обоснованные предложения по их локализации, рационализации и регулированию».

Заслуживает внимания и идея о создании этического кодекса конфликтолога. Предусматривая правила анализа, предупреждения и разрешения конфликта, а также поведение исследователя, такой документ мог бы сыграть важную профилактическую роль. С обоими названными предложениями хорошо сочетается идея развертывания конфликтологического обслуживания (образования). Конфликтология, как комплексная дисциплина, могла бы изучаться поначалу на таких факультетах, где преподаются социология, психология, право, политология.

Важное значение в предупреждении конфликтов принадлежит общественным объединениям. По мнению Т. Гейгера, классы и социальные слои – носители противоположных интересов могут сформировать временную общность, члены которой будут придерживаться разных взглядов, но сходиться во мнении, что так или иначе спорный вопрос должен быть разрешен ими самими. Иначе говоря, был бы создан некий «круглый стол» для обсуждения спорных проблем. При этом, борьбы как таковой уже не будет, ее подменит развитое переплетение общественных организаций.

Информация о работе Юридические способы предупреждения конфликтов: институционализация, нормативное регулирование