Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:17, реферат
Сам термин Triple Play (3P) изначально — чисто маркетинговый, отражавший некое совместное предоставление услуг на базе сетей нового поколения. Опыт показал, что все современные услуги связи (любой сложности) являются для абонента-физлица набором трех базовых услуг:
Телефонного сервиса;
Доступа в Интернет;
Сам термин Triple Play (3P) изначально — чисто маркетинговый, отражавший некое совместное предоставление услуг на базе сетей нового поколения. Опыт показал, что все современные услуги связи (любой сложности) являются для абонента-физлица набором трех базовых услуг:
Скоростной Интернет. Технологии, используемые
для построения оптоволоконных сетей,
обеспечивают высокую скорость передачи
данных. "Последняя миля" до абонента
обеспечивается по технологии FastEthernet
100BaseTX (до 100 Мбит/с), а подключение узлов
сети к магистральным каналам связи производится
по оптическим каналам GigabitEthernet (до 1000
Мбит/с), что исключает проявление эффекта
"бутылочного горлышка".
Помимо скоростного доступа в Интернет,
пользователь может использовать дополнительные сервисы:
Голосовые данные.
На сегодняшний день услуга не ограничивается
предоставлением только IP-телефонии. Основные
услуги, использующие возможность передачи
голоса по NGN-сети это:
Кроме того, пользуясь услугой телефонии
в пакете Triple play, абонент может
использовать дополнительные функции:
Видео данные. Одной из основных составляющих является услуга IPTV. Дополнительно доступны возможности организации видеоконференций и систем видеонаблюдения в зависимости от конечного оборудования.
Технологически все три
базовые услуги «живут» на разных
платформах, но в одной среде, поэтому
возникает множество сложностей
с биллингом, работой с СОРМ, блокировкой
услуг при нулевом балансе (с
сохранением возможности
Triple Play-услуги
и обслуживающие
их ИТ-системы
Платформы:
Телефония – на телефонных коммутаторах (Private branch exchange — сокращённо PBX) или VoIP-платформах (иногда их называют IP Multimedia Subsystem — IMS);
Доступ в Интернет – например на маршрутизаторах широкополосного удалённого доступа (Broadband Remote Access Server — BRAS или BBRAS);
Телевидение. Включает в себя головную станцию и систему дистрибуции ТВ-контента. В случае кабельного ТВ распространение контента происходит на физическом уровне (передатчиками), а в случае IP-телевидения используется управляющая IP TV платформа.
Существенным признаком реализации 3P-концепции является некоторая единая среда оператора, на базе которой строятся все три сервиса. На приведенной картинке изображена самая, пожалуй, распространенная на текущий момент, реализация таких услуг: оператор создает на базе волоконно-оптической сети сеть широкополосного доступа и на ее базе создаются подсети для предоставления услуг телефонии и телевидения.
Фактическая реализация
Исторически для создания 3P-сред первыми были сети кабельного телевидения и сети ADSL. И там, и там использовалось аналоговое разделение частот для передачи голоса, интернет-соединений и телевидения. Сейчас такие технологии составляют основную массу всех 3Р-подключений на планете.
Но такие решения активно вытесняются подключениями на базе оптики. Сама волоконно-оптическая сеть, используемая для 3P-услуг может иметь как кольцевую, так и звездообразную структуру. Практически все операторы используют одну из разновидностей FTTx-технологии (Fiber to the Х — оптика до точки X):
FTTH — Fiber To The Home (доведение волокна до квартиры);
FTTB — Fiber To The Building (доведение волокна до здания);
и их разновидности:
FTTC — Fiber To The Curb (доведение волокна до кабельного шкафа);
FTTCab — Fiber To The Cabinet (аналог FTTC);
FTTR — Fiber To The Remote (доведение волокна до удаленного модуля, концентратора);
FTTP — Fiber To The Premises (доведение волокна до точки присутствия клиента);
FTTO — Fiber To The Office (доведение волокна до офиса);
FTTOpt — Fiber To The Optimum (доведение
волокна до оптимального
Довлеющим способом подключения
сейчас является FTTB. Типовая сеть обычно
имеет кольцевую структуру по
городу (для обеспечения
Балансировка трафика, разумеется, применяется в масштабах города – на уровне узлов агрегации используются соответствующие решения для балансировки трафика между магистральными линками. Балансировка трафика между кварталами или даже домами тоже применяется, но обычно схема проще – т.е. используется балансировка между полукольцами и, конечно, зависит от объема абонентов на конкретном объекте.
Далее практически у всех операторов технический дизайн одинаков: на чердаках или в подвалах стоят металлические шкафы, в которых находится Ethernet-оборудование для подключения конечных пользователей. При этом дизайн по телефонии может отличаться: возможно ставить VoIP-шлюзы в общих металлических шкафах (и тогда абонент получает аналоговую телефонную розетку RJ-11), либо поставить VoIP-адаптор / VoIP-телефон сразу в квартире абонента. Дизайн IP-телевидения также одинаковый – телевизионная приставка (STB, Set Top Box) ставиться всегда в квартире абонента, после Интернет-роутера.
Среди самых существенных
организационно-
Для телефонии. Это необходимо для проигрывания автоответчиков о различных события по телефонии, необходимо для работы вызовов на экстренные службы;
Для IP TV выделенная подсеть нужна для показа обязательных федеральных каналов даже в случае финансовой блокировки абонента (часто связанной с отсечкой интернет-услуг).
Телефония: экстренные звонки и связь с СОРМ
Опишем отдельно реализацию
вызовов на экстренные службы (01, 02,
03, 04, 112 в отдельных регионах). Схема
реализации IP-телефонии с выполнением
требования законодательства предполагает
наличие некоторого коммутационного
узла в каждом городе предоставления
услуги. Именно этому узлу и поручена
задача маршрутизации экстренных вызовов
на конкретные номера экстренных служб
каждого города. На картинке 2 показаны
для сравнения прохождение
Пограничные устройства в
телефонии принято называть пограничными
контроллерами сессий (SBC, Session Border Controller).
Их функции аналогичны межсетевым экранам
в среде Интернет, плюс ряд специфических
функций по обеспечению нормальной
работоспособности VoIP-соединений.
Отличия обычного
и экстренного VoIP-вызова
Здесь же отметим интересную особенность реализации телефонных соединений в рамках 3Р: обязанность каждого законопослушного оператора отправлять все звонки на СОРМ. И здесь возникает технологическая проблема, т.к. все мультимедиа-платформы настроены на обеспечение прямой связности всех зарегистрированных пользователей между собой. А мы имеем две проблемы:
Во-первых, два типа звонка (звонки с набором номера, которые по законодательству являются звонками телефонными, т.к. с нумерацией — и звонки по сети ШПД, которые по законодательству не могут иметь нумерацию ТфОП);
А, во-вторых, разные города с разными подразделениями ФСБ, которые контролируют только свою региональную нумерацию.
Для решения этих проблем опять же используются SBC, к которым и подключены пульты ФСБ (ну или SBC подключены к местным телефонным коммутаторам). Все звонки с номерами SBC выводят на такие пульты. Так решается задача телефонного СОРМа. А все звонки с логинами, никнеймами и т.п. (т.е. звонки по сети ШПД, включая видеозвонки) выводятся на телематический СОРМ, который используется для контроля Интернет-соединений.
Требования к полосе пропускания
Требования к полосе пропускания для трафика у сервисов различны. Телефония является нетребовательной к полосе услуг. В основном используются следующие алгоритмы кодирования голоса: G.711 A-law / G.711 u-law c полосой (битрейтом) в 64 кбит/с, варианты G.729 с полосой 8 кбит/с и кодек GSM с битрейтом 13 кбит/с. С учетом общего объема заголовков IP-пакетов получаем необходимую полосу от 30 до 90 кбит/сек.
IP-телевидение требует
значительно большей полосы (например,
часто используются кодеки MPEG2/MPEG4):
так обычные SD-телеканалы
Разделение по типам трафика для обеспечения качества работы всех трех услуг обычно используется в сегменте корпоративных заказчиков и не применяется в услугах для физических лиц. Это обусловлено следующими факторами, поскольку жилые дома достаточно предсказуемы в плане потребления.
Проблемы с биллингом Triple Play услуг
В зависимости от того, какой сервис для оператора важнее, выбирается, скажем так, биллинговая мастер-система. Например, ведение счета организуется в системе, которая обслуживает доступ в Интернет. Соответственно, две другие системы (биллинга телефонии и телевидения) занимают подчиненное положение и должны быть подстроены под требования и особенности мастер-системы. Реализованы эти системы в виде различных модулей одной системы или это вообще системы одного производителя, значения не имеет, и исторически, часто это различные системы от различных ИТ-компаний.
Работа мастер-биллиннга по тарификации доступа в интернет
Посмотрим схематично тарификацию доступа в интернет на примере безлимитного тарифного плана, т.к. в России абонентов, пользующихся лимитными тарифными планами (помегабайтно), осталось не более 5%. Применяются два основных алгоритма: сумма за месяц списывается либо сразу в день Х (и счет абонента уменьшается скачкообразно), либо равными долями каждый день (и счет абонента уменьшается плавно, но постоянно). Ниже показано, как мастер-биллинг прекращает доступ абонента в интернет при достижении нулевого баланса на счете или уходе в минус.
Контроль состояния
счета интернет-абонента
Работа телефонного биллинга
Основу работы телефонного
биллинга составляют тарифные таблицы,
в которых забиты все направления
возможной отправки голосового трафика
и их стоимость. Когда абонент
совершает звонок в каком-либо направлении,
система анализирует телефонный
префикс (код страны, код города)
и списывает средства, по данным
тарифных таблиц. При этом алгоритм
авторизации звонка даже в препейдном
варианте 3P может быть препейдным и
постпейдным (это связано с особенностями
реализации различных биллинговых
систем и телефонных платформ).
Постпейдная авторизация
телефонного звонка
Ниже изображен схематично
сценарий авторизации звонка в случае
постпейдного варианта настройки телефонии.
В этом случае абонент совершает
звонок, IMS-платформа проверяет, что
абонент не заблокирован и пропускает
звонок в сеть телефонную сеть общего
пользования (ТфОП) или в сеть VoIP.
В течении звонка (и после его
окончания) IMS-платформа генерирует CDR-файлы
(Call Detail Recording), содержащие в себе всю информацию
о звонке абонента. Телефонный биллинг
обрабатывает данные CDR-файлы, отображая
эту информацию сначала на своих внутренних
счетах (минусуя счет клиента по результатам
поступающих CDR), а потом и на счету абонента
в мастер-биллинге. Можно уменьшать счет
абонента в мастер-биллинге одновременно
с уменьшением в биллинге телефонном,
но тут уже встают вопросы производительности
при взаимодействии систем, необходимо
найти баланс между количеством обслуживаемых
абонентов и временными интервалами в
описанных цепочках.
Препейдная авторизация
телефонного звонка