Triple Play

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:17, реферат

Краткое описание

Сам термин Triple Play (3P) изначально — чисто маркетинговый, отражавший некое совместное предоставление услуг на базе сетей нового поколения. Опыт показал, что все современные услуги связи (любой сложности) являются для абонента-физлица набором трех базовых услуг:
Телефонного сервиса;
Доступа в Интернет;

Вложенные файлы: 1 файл

Услуги сети абонентского доступа Trple Play.docx

— 409.61 Кб (Скачать файл)

Здесь видно схему сценария авторизации звонка в случае препейдного  варианта настройки телефонии. В  этом случае абонент желает совершить  звонок, IMS-платформа обращается к  серверу авторизации (протоколу RADIUS или DIAMETER), а сервер авторизации обращается к телефонному биллингу. Телефонный биллинг сообщает серверу авторизации  о том, что абонент не заблокирован и сообщает лимит возможных минут  по выбранному абонентом направлению. Тот разрешает IMS-платформе пропустить звонок в сеть телефонную сеть общего пользования (ТфОП) или в сеть VoIP.

При этом телефонный биллинг  блокирует на счете клиента некоторую  сумму для оплаты звонка, которая  корректируется (увеличивается либо уменьшается) по результатам окончания  звонка. Далее, аналогично постпейдному биллингу, происходит корректировка  на счету абонента в мастер-биллинге. Здесь важно отметить, что в  обоих сценариях возможен уход абонента в минус, только при препейдной схеме  он будет меньше.

Работа телевизионного биллинга

Идеологически биллинг телевидения  не отличается от биллинга других телевизионных  услуг. В случае кабельного ТВ биллинг  весьма прост – это просто списания фиксированных сумм за те или иные пакеты ТВ-программ, а в случае IP TV может добавляться сервис «видео по требованию» (Video On Demand, VoD), когда абонент платит дополнительно за какой-то отдельный фильм или передачу.

Для реализации этих функций  используется биллинг-посредник, который  решает следующие задачи:

Блокирует абонентов на ТВ-платформе  при их блокировке в мастер-биллинге;

Направляет задания в  мастер биллинг на списания средств  при использовании услуги VoD.

Исходя из вышеописанных  алгоритмов, сразу видна одна из основных проблем при запуске Triple Play пакетов — корректное управление балансами абонентов. Так, оператору  необходимо решить, будут при исчерпании денег блокироваться все сервисы, или только те, на которые не хватает  денег? Блокирование всех сервисов одновременно требует соответствующего договора с абонентом, так как по российскому  законодательству услуги телефонии, телевидения  и доступа в интернет рассматриваются  как независимые услуги с различными правилами по их предоставлению (310-е, 785-е и 575-е правила, соответственно). Биллинговый цикл будет ежемесячным  ил подневным? Если ежемесячным, то оператор может корректнее обработать все  списания в рамках абонентского счета, но повышается риск ухода в минус; а при ежедневном списании все  абоненты в конечном счете «разъедутся» по своим числам начала биллингового месяца, что на порядок повышает требования к мощности и сложности  операторской биллинговой системы. Также нужно предусмотреть условия  – в какой очередности средства с баланса абонента списываются  за услуги (или вообще не списываются, пока их не хватает оплатить сразу  все три услуги).

 

Новые сервисы

Концепция 3Р предполагает, что в рамках единой среды абонентам  станут доступны новые услуги. Это  действительно так, однако многие из них либо не нужны, либо не привычны для пользователей – например, нет большого смысла принимать телефонный звонок на экране телевизора при просмотре IP TV. Абсолютное большинство пользователей  совершенно не утомит взять трубку отдельно от телевизора.

При этом есть услуги, которые  начинают входить в пользовательский оборот – видеозвонки, инстант-месседжинг (отправка сообщений) и чат. В нормальной 3Р-среде оператору уже весьма желательно эти услуги поддерживать. И здесь возникает новая проблема – услуги нужны, а денег на них  платить никто не будет, т.к. существует огромное количество бесплатных альтернатив. Поэтому оператору важно при расчете бизнес-кейса на 3Р-услуги учитывать такие невозмещаемые затраты.

Создание 3P предложений, даже без учета технических проблем (а их также хватает с избытком) является нетривиальной задачей  для оператора. И здесь помогает статистика: анализируется частота  звонков и их продолжительность, анализируется сумма списания за телевидение и частота пользования VoD, анализируются типичные балансы  пользователей при пользовании  услугой доступа в Интернет и  темпы списания по ним. Идеала здесь  достичь нельзя, но можно так подобрать  параметры 3P-предложения, чтобы максимизировать  удовлетворенность пользователей  и снизить количество критичных  состояний, в которые могут попасть  пользователи в сложном процессе взаимодействия всех 3P-систем.

 

Фрод

Еще одна существенная проблема – реализация системы парольной  защиты услуг при предоставлении 3Р-предложений. Дело в том, что взлом  инернет-аккаунта в настоящее время  уже ничего взломщику не дает –  при безлимитном интернете абонент  ничего не теряет при несанкционированном  использовании его счета злоумышленником  – просто на его счете отобразиться большее количество трафика и  все. Максимум – фродер сможет заказать некоторые допуслуги, предоставляемые  оператором, например лицензию на антивирус.

В случае интеграции с паролем  парольной системы IPTV злоумышленник  сможет скачать фильмы на сумму баланса, что относиться к средним рискам. Дело в том, что он не сможет сам  капитализировать эти деньги абонента – такие IP TV фильмы нельзя продать. Но он нанесет ущерб оператору, поскольку  в случае доказанности факта взлома оператор возвращает деньги клиенту (хотя это не является обязанностью оператора, а только его работой по повышению  лояльности), но сам оператор эти  фильмы обязан будет правообладателю  оплатить.

А вот унификация с общим  паролем сервиса телефонии приведет уже к реальной капитализации  взлома аккаунта – злоумышленник  может продать этот трафик, т.е. за счет баланса абонента будет оплачены соединения работающих по такой схеме VoIP-операторов.

Для предотвращения таких  ситуаций, операторы во-первых могут  вводить разные пароли для всех трех сервисов (что, правда, снижает удобство использования пакетом услуг 3Р), а во вторых повышать общее качество парольной защиты всех трех услуг, особенно услуг Интернет-доступа.

 

Поддержка пользователей

Ещё одну сложность Triple Play создает  и при организации службы поддержки  абонентов (с точки зрения услуг  для массового рынка). Реализация концепции предполагает выделение  единого номера для приема всех входящих звонков от абонентов, но при этом наличие трех различных технических  и биллинговых подсистем требует  создания различных групп квалифицированных  инженеров для решения вопросов отдельно по интернету, отдельно по телевидению  и телефонии.

Возможное решение данной проблемы состоит в создании различных  групп 2-й линии поддержки, которая  находиться за общей              1-й линией поддержки, как на картинке:  
Многоуровневая служба поддержки для обслуживания Triple Play абонентов 

В данном случае 1-я линия  поддержки решает самые массовые вопросы абонентов: финансовая блокировка при достижении нулевого баланса, сообщает абонентам о проведенных списаниях, консультирует по общим вопросам подключения-отключения услуг. В случае специализированного вопроса по, например, неработоспособности IP TV, оператор 1-й линии направляет звонок на 2-ю  линию поддержки (открывает Trouble Ticket), где техник группы IP TV сможет квалифицированно ответить на звонок. Если же он не может  решить проблему – техник открывает  инцидент, куда привлекают уже инженеров  из общего пула технического блока  оператора, где инженеры владеют  конкретными системами и технологиями по услугам.

 

IP DSLAM - оборудование  доступа для Triple Play

Internet Protocol Digital Subscriber Line Multiplexor, или, сокращенно, IP DSLAM. На мировом рынке присутствует около полутора десятка крупных производителей IP DSLAM. Основное представление об этих устройствах на примере «живого оборудования». В обзоре будет упомянуто оборудование некоторых производителей: Alcatel, Allied Telesyn, ECI Telecom, Iskratel («Монис»), Lucent Technologies, Keymile, Siemens и ZyXEL.

Что такое IP DSLAM?

«Обычный» DSLAM (на базе коммутационной фабрики АТМ) - это мультиплексор, который устанавливается на стороне  оператора. Фактически, он является концентратором, к которому подключаются абонентские  телефонные линии. При этом на другом конце этих линий находятся DSL-модемы. Основной функцией DS-LAM является предоставление пользователям качественного канала связи и обеспечение широковещательной (broadband) передачи данных. Конструктивно  эти устройства состоит из нескольких основных элементов. Самым крупным  из них является объединительное  шасси, в которое устанавливаются  линейные модули, модули управления и  коммутации, блоки питания и система  охлаждения ( рис. 1 ). Чаще всего конструктивно DSLAM выполняется в 19Ѕ стоечном варианте.



Рис. 1. Основные конструктивные элементы DSLAM

Линейные (модемные) модули представляют собой платы, к которым подключаются абонентские линии. Как правило, к каждой такой плате можно подключить до 48 (у некоторых производителей до 64) пользователей. Важнейшим элементом DSLAM является также модуль управления и коммутации ( рис. 2 ), главные функции которого ясны уже из его названия. Это устройство содержит коммутационную матрицу, обеспечивающую коммутацию потока данных между линейными платами, а также центральный микропроцессор, чипсет, оперативную и флэш-память. Кроме того, в модуле располагается контроллер управления DSLAM, порты для управления (RS-232, Ethernet 10/100) и интерфейсы для подключения к транспортной сети оператора. Модули управления в рамках одного объединительного шасси могут быть продублированы для повышения надежности DSLAM или для увеличения его производительности. Оборудование цифрового абонентского доступа получило свое развитие в те времена, когда наиболее перспективной технологией для построения мультисервисных сетей (данные, голос, видео) виделась ATM. Технология АТМ имеет ряд достоинств, позволяющих эффективно использовать полосу пропускания канала и обеспечивать требуемый уровень качества обслуживания (QoS) абонентов. В то время как АТМ-сети уже широко развивались операторами, протокол IP был «одним из многих». В операторских сетях он практически не применялся, поскольку имел массу недостатков: отсутствие QoS, неприемлемое время восстановления канала в случае обрыва связи (до нескольких минут) и т.д. Но время шло, протокол развивался, недостатки устранялись. Кроме того, стоимость IP-сетей, в пересчете на порт, оказалась гораздо ниже, чем сетей АТМ.

Такая ситуация породила новый  тип устройств - IP DSLAM, фактически являющихся следующей ступенью эволюции DSLAM. Системы  этого типа передают пользователю все  те же пакеты АТМ, поверх которых передаются IP-пакеты (происходит так называемая инкапсуляция, где АТМ выступает  в роли транспорта). Но главная отличительная  особенность IP DSLAM состоит в наличии  интерфейсов Fast или Gigabit Ethernet для подключения  к ядру операторской сети передачи данных, а также коммутационной фабрики  на базе технологии Ethernet. Эта важная особенность незаменима там, где  невысокая плотность абонентов  не оправдывает прокладку дорогих  линий связи. IP DSLAM можно установить ближе к конечному пользователю, подключив его по Ethernet к магистральной  сети передачи данных по одномодовому (до 100 км) или многомодовому (до 2 км) волоконно-оптическому кабелю ( рис. 3 ).


Рис. 2. Модуль управления и коммутации IP DSLAM

Это, в свою очередь, позволяет  оператору увеличить «охват»  абонентов, сохранив рентабельность решения (оборудование Ethernet стоит относительно недорого). Как следствие, можно значительно  сократить длину подключения («последняя миля») и расширить тем самым полосу пропускания. К тому же, сеть агрегации ATM заменяется сетью маршрутизации Ethernet, которая на сегодняшний день уже способна обеспечивать требования по ширине полосы пропускания и QoS на уровне, необходимом для предоставления услуг Triple Play. Действительно, при использовании Ethernet возникает задача обеспечения качества обслуживания абонентов. Для этого в IP DSLAM используются несколько механизмов - создание виртуальных частных сетей VLAN в соответствии со стандартом IEEE802.1Q,обеспечение приоритезации трафика Ethernet в соответствии с IEEE802.1p.и т.д.

На что следует  обратить внимание

При выборе IP DSLAM в первую очередь обычно обращают внимание на его производительность, но, тем  не менее, есть еще несколько важных характеристик, которые также стоит  рассмотреть. Важнейшим параметром IP DSLAM является его физический формат, который в свою очередь определяет количество подключаемых портов. Самый маленький форм-фактор (если не считать одноплатных устройств) - это mini-DSLAM высотой 1 U (поддерживает до 48 портов). Самые мощные устройства - это модульные IP DSLAM, которые могут содержать обширный набор сетевых интерфейсов для взаимодействия с транспортной сетью оператора (ATM, Ethernet, SDH) и поддерживать сотни абонентских портов ADSL, SHDSL и VDSL.

Устройства обоих типов  могут быть установлены в стандартную 19Ѕ стойку. Многие IP DSLAM поддерживают объединение нескольких устройств  в стек («каскадное подключение»), что  позволяет обеспечить общее управление всеми IP DSLAM, которые в него входят.

По формфактору IP DSLAM можно  условно разделить на системы  начального уровня (small) - высотой от 1 до 3 U, средние (medium) - 4-7 U и «системы головного офиса» (central office, СО) - 8-19 U. Типичными представителями формата small IP DSLAM являются Iskratel SI 2000 IPBAN (на 5 слотов), Siemens Surpass hix 5620 и др. К « средним » IP DSLAM можно отнести Lucent Stinger MS+, Keymile Keynode, Siemens Surpass hix 5630. Системами СО можно назвать Alcatel 730x, Allied Telesyn iMAP 9700, ECI Hi-FOCuS 4.

При выборе IP DSLAM нельзя забывать о надежности устройства, ведь оно  должно работать в режиме 24/7, иногда в неблагоприятных технических  или погодных условиях. Поэтому критичные  компоненты IP DSLAM - центральный микропроцессор, матрица внутренней коммутации, а также блоки питания, сетевые интерфейсы и вентиляторы охлаждения (если таковые имеются) - обязательно должны быть зарезервированы.

Чтобы иметь возможность  предоставлять абонентам услуги Triple Play (в первую очередь это касается видеоуслуг), IP DSLAM должен поддерживать протоколы многоадресной доставки IGMP (Internet Group Management Protocol), а именно IGMP-snooping и IGMP-proxy. Эти протоколы позволяют  сэкономить полосу пропускания каналов  передачи данных и обеспечить надлежащий уровень QoS.

Информация о работе Triple Play