Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:31, реферат
Генетика — это наука о наследственности. Она изучает передачу различных признаков от родителей детям с помощью специального материала, называемого генами и хромосомами. Генетика также занимается проблемами изменения индивида с течением времени вследствие крайне сложного взаимодействия генетического материала и условий окружающей среды.
Психогенетика — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психических черт человека. Хотя эта проблема существует с древности, возникновение психогенетики как науки принято связывать с двумя работами Ф. Гальтона: книгой "Наследственность таланта" (1869) и небольшой статьей "История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания" (1875). Они положили начало двум методам психогенетики: генеалогическому и близнецовому. Дальнейшая история психогенетики тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики. В последние годы психологические исследования все больше опираются на данные психологии развития, психофизиологии, молекулярной генетики.
В России психогенетические исследования начались и интенсивно развивались в 20—30-х гг. XX в. Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю.Н. Фильченко, Н.К. Кольцов), медицинские генетики (С.Г. Левит), психологи (А.Р. Лурия). В настоящее время П. — интенсивно развивающаяся во всем мире самостоятельная наука.
В последние годы интенсивно формируются две новые ветви психогенетики: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые детерминанты, главным образом, биоэлектрической активности мозга и занимает в психогенетики особое место, поскольку признано, что генотип может влиять на психику (поведение) только через морфофункциональный уровень. Вторая изучает возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психологических признаков; роль наследственности и среды в преемственности этапов онтогенеза, в индивидуальных траекториях развития и ряд других проблем. Совокупность имеющихся в психогенетики данных, полученных разными психогенетическими методами с использованием различных психодиагностических и генетико-математических процедур, говорит о том, что индивидуальные особенности психики человека в значительной мере определяются факторами наследственности — иначе говоря, существует некоторая первичная, кодированная в геноме человеческая индивидуальность. Взаимодействуя со средой развития, она и создает наблюдаемые индивидуальные психологические особенности ребенка и взрослого.
Однако крайне важно профессионально грамотно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых, все данные П. говорят о факторах, формирующих межиндивидуальную вариативность (т. е. различия между людьми), а не о причинах формирования какого-либо признака у конкретного человека. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака — не фиксированная величина. Она меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастом, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т. д. В-третьих (и, может быть, это — самое главное), валидность заключения о генетической обусловленности какого-либо психологического признака полностью зависит от валидности диагностического инструмента, с помощью которого он оценивается. Наконец, в-четвертых, когда речь идет о психических (т. е. количественных, континуальных) признаках, "генетически заданное" не означает "неизменное". Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии достаточно велика, могут меняться — как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий.
Одно из основных направлений современной психогенетики — исследование средовых влияний. Принято выделять общесемейную и индивидуальную среду. Общесемейная среда различна в разных семьях, но одинакова для членов одной семьи (например, социо-экономический статус, стиль семейной социализации и т. д.) и потому повышает их сходство. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Помимо этого, можно выделить и специфические среды пар родственников, например: особую среду близнецовых пар по сравнению с сиблингами, или среди монозиготных пар по сравнению с дизиготными и т. д. С возрастом соотношение генетических и средовых детерминант, по-видимому, закономерно изменяется. Наиболее надежно это показано применительно к изменчивости интеллекта. Обобщающие работы говорят о том, что в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в равных долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой. Но, начиная примерно с препубертатного возраста, роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуализированной среды растут. Однако надо иметь в виду, что психологическое содержание формально выделяемых средовых факторов остается скрытым от исследователя, его верификация требует специальной организации эксперимента, дополнительного анализа и т. д.
Методы
психогенетики направлены на выделение
генетических и средовых детерминант
в вариативности психологических признаков.
Они позволяют разложить общую дисперсию
на отдельные компоненты (например, аддитивную
и неаддитивную генетическую изменчивость;
общесемейную и индивидуальную средовую
изменчивость и т. п.) и оценить вклад каждого
компонента в фенотипическую вариативность
признака. Основными методами психогенетики
являются: метод близнецов, приемных детей,
генеалогический, популяционный. Лучшая
разрешающая способность — у двух первых.