Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа
Цель работы: изучение литературы по данной теме и правильное осмысление материала.
Задачи:
-формировать собственные знания и представления по теме «Естествознание античности»;
-Самостоятельно отобрать материал и последовательно его изложить.
Введение..................................................................................3
I. 1. Особенности античного мировоззрения. Представления о природе…………………………………………………………………..4
2. Первые естественнонаучные системы……………………….6
II. 2. Каковы основные античные идеи о происхождении живого. Назовите и раскройте…………………………………………………..9
III. 1. Какую характеристику атома античная философия считает главной:
а) атом имеет разные размеры и форму
б) атом - всеобщая сущность бытия
в) атом – конкретный объект
г) атом – физический объект.
Объясните свой выбор………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………..15
Федеральное агентство по образованию
Архангельский
государственный технический
Кафедра права и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Концепции современного естествознания»
на тему: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ АНТИЧНОСТИ
Шифр XXXXXX
Архангельск
2008
План
Введение......................
I. 1. Особенности античного
мировоззрения. Представления о природе……………………………………………………………
2. Первые естественнонаучные системы……………………….6
II. 2. Каковы основные античные
идеи о происхождении живого. Назовите
и раскройте…………………………………………………..
III. 1. Какую характеристику атома античная философия считает главной:
а) атом имеет разные размеры и форму
б) атом - всеобщая сущность бытия
в) атом – конкретный объект
г) атом – физический объект.
Объясните свой выбор………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В современном обществе большое внимание уделяется как точным наукам, так и естественным.
Образованный человек – специалист, определённого профиля деятельности, рано или поздно сталкивается с определёнными задачами. Что бы подойти к решению данных задач, необходимо всесторонне оценивать ситуацию. И здесь не хватит узкоспециальных знаний, которые мы получаем в учебном заведении. Для решения любой задачи необходимы знания естественно-научной сущности, понимание естественно-научных основ современных технологий, а также целостное представление о социоприродной среде и осознания человечества взаимодействия общества и природы. Изучение предмета концепции современного естествознания даёт человеку возможность правильно оценивать и понимать существующий мир.
Многие учёные высказывают мысль о том, что человек не может быть образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам, так как эти науки имеют грандиозное значение для понимания научных принципов, лежащих в основе многих видов деятельности – не могу не согласиться с этим утверждением.
Естествознание – неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Изучение в его рамках методологических и мировоззренческих проблем научного познания природы способствует формированию научного мировоззрения и теоретического мышления, способности методологически применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности.
Для полноценного понимания науки, необходимо вернуться к истокам изучения, то есть узнать, как формировалась данная наука. На каком этапе естествознание стала позиционироваться как наука.
В своей работе я обращаюсь к теме «Естествознания и особенности его развития», а конкретнее «Естествознание античности».
Цель работы: изучение литературы по данной теме и правильное осмысление материала.
Задачи:
-формировать
собственные знания и
-Самостоятельно отобрать материал и последовательно его изложить.
I. 1. Особенности античного мировоззрения. Представления о природе.
Человечество, в любую культурно-историческую эпоху задавалось вопросами: в чём первооснова всего, откуда возник окружающий нас мир, кто его создал, в чём смысл и предназначение человека, и другие вопросы, но отвечало на эти вопросы совершенно по-разному. Стремление человеческого разума понять и осознать, стимулировало человека изучать и предполагать.
Что такое мировоззрение? Мировоззрение - система обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нём человека, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности.
Античности не был свойствен практический и унитарный взгляд на знание, во всяком случае, он был распространён гораздо меньше, чем в новое время.
Античные формы мировоззрения: мифологическая, религиозная и философская. Рассмотрим их поподробнее.
Мифологической форме мировоззрения характерно:
- Антропоморфность. Рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека: ощущения, реакция на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и другие.
- Дескриптитивность
– стремление к объяснению
событий, явлений в форме
- Синкретизм
(слитность, нерасчленённость) объективного
и субъективного миров, что
в значительной степени
- Связь с магией (что свойственно зрелому первобытнообщинному сознанию, но в античности тоже встречалось), выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых начатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.
Религиозная форма мировоззрения. Как считают многие учёные, исследующие данный вопрос, возникла на основе конвергированного развития представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения и постепенного осознания того, что кроме субъективного и природного мира существует ещё и сверхприродный, сверхъестественный мир, образующий целое божественное, духовное царство. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном уровне. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов. Постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к наделению их самостоятельным существованием – одна из существенных предпосылок становления религии.
Ещё более
высокий уровень общественно-
Одной
из важнейших предпосылок было
развитие полисной демократии, приоткрывшей
возможность для свободного
Философская форма мировоззрения, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя.
2. Первые естественнонаучные системы.
В первых естественнонаучных системах выделяются три основные научные программы.
Первое направление – математическая программа Пифагора (VI век до нашей эры) и Платона (427-348 годы до нашей эры). История утверждает, что Пифагор крупнейший математик, философ, врачеватель и мистик античности. Собрав вокруг себя единомышленников, создал свою «пифагорейскую» школу. Пифагорейская школа представляла собой своеобразный орден, одной из составных частей религии которого была математика. В ней пифагорейцы видели гармонию мира, а её постижение считали приобщением к таинствам Мироздания. Основная идея – «всё есть число», смысл которой состоял в убеждении, что в каждой существующей вещи скрыты некие определённые числовые отношения. Исходным состоянием мира является некое беспредельное начало, воздушная бездна, в которой зародилась огненная единица. Она сыграла роль семени, из которого развился Космос. Изменяясь в размерах, она последовательно породила всю совокупность чисел первой десятки. Числа управляют миром, судьбой отдельного человека, предрешают его поведение и жизненный путь. Различные комбинации чисел определяют свойство объектов, а числовые отношения отражают суть всех явлений. И задача познания состоит в выявлении этих отношений.
В пифагорейской школе сформулировали два важных тезиса, которые легли в основу всей последующей науки:
-явления природы и её законы наиболее чётко и лаконично выражаются языком математики;
-количественные (числовые) отношения отражают гармонию и порядок мира, симметрию его частей, правильность их объединения и ритмичность движения.
Завершение математическая программа получила в философии Платона. Платон разделял действительность на две части: мир идей и мир чувственных вещей. Философ предполагал, что чувственный мир был создан Богом-творцом из мира идей на основе математических закономерностей. Следовательно, занятия математикой есть способ познания идеальных истин. Упорядоченность мира является следствием надмирового разума. Первопричиной всего сущего является божественное начало. Божественное творение превратило первобытный Хаос в упорядоченный Космос. Божественное Слово стало миротворящей идеей. Жизнь начинается с мысли, с деятельности мирового Разума. Идеи являются праобразами всех вещей, всего преходящего и изменчивого бытия.
В целом эта программа античности с её попытками математически описать все стороны бытия стала истоком для развития современной математической физики.
Второе направление – корпускулярная атомистическая программа. В основе этой программы лежат представления эпикурейской школы. В дальнейшем эти умозаключения были изложены древнеримским философом Лукрецием Каром (I век до нашей эры) в поэме «О природе вещей». Основная идея – окружающий мир состоит из материи, которая существует вечно и независимо от человека.
Ядро программы – учение Демокрита (470-405 годы до нашей эры), Древнегреческого философа, об атомах. Вселенная состоит из пустоты и невидимых глазу телец – атомов, которые являются первокирпичиками Мироздания. Атомы бесчисленны по количеству, разнообразию, формам и величинам. Находясь в вечном движении, атомы сталкиваются, образуют единый вихрь, соединяются и разъединяются. При этом они образуют самые разнородные по свойствам тела и порождают всё сложное – огонь, воду, воздух, землю. В вихре движения тяжёлые тельца собираются в центре и образуют шарообразное тело. От него отделяется оболочка, которая простирается над всем миром и образует бесконечную Вселенную, в центре которой находится Земля.
Эпикур (341-270 годы до нашей эры) развил идеи Демокрита и дал им философское обоснование. В отличие от Демокрита, который опирался на непосредственное исследование природы, Эпикур считал первоосновой любого учения логическое умозаключение.
Размышляя над природой случайного, он создал учение об отклонениях атомов от прямолинейных путей, в результате которых происходит столкновения и возникает вихревое движение, приводящее к образованию вещей. Случайность, по его мнению, лежит в природе самих вещей и носит объективный характер.
Эта программа стала истоком корпускулярной традиции современной науки.
Третье направление – континуальная программа. Её основоположником был Аристотель (384-322 годы до нашей эры) – ученик Платона. Он разработал первую систематику животных, сделал попытку создать единую картину мира. Он утверждал, что материальному миру присуща некоторая внутренняя сущность – душа, которая имеет несколько уровней бытия. Самый низкий уровень души свойствен неживым объектам. На следующем уровне находятся растения. Следующий уровень – насекомые, рыбы, животные. На самом высоком уровне находится человек, душа которого бессмертна. В его представлениях находится место и богу, который вращает небесную сферу, в центре которой находится Земля.
Аристотель
занимал промежуточную позицию
(по поводу существования мира,
устройства природы) между