Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:52, реферат
В данной работе рассматривается « культурная картина мира». Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимания мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.
1. Введение 3
2. Глава 1. Общие понятия о культурной картине мира 4
3. Глава 2. Временная и пространственная культурная картина мира 9
4. Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира 10
5. Заключение 14
6. Библиогфический список 15
Французский философ П. Рикёр считал, что человеческое бытие – полифонично. Человек стремиться не только познавать предметный мир, но и «понимать совокупность, устремляться» к понимании всего мироустройства. В мир рационализованных очевидностей Рикёр включает также способы познания бытия: уровни прогресса, многомысленности, надежды.
В XX веке появились более фундаментальные исследования в области
культурологи, которые и определили современное понятие культурной
картины мира с содержательно – тематической точкой зрения как единство очевидных тематических ( артефактов) и не тематических содержаний и личного восприятия мира ( личного опыта, оценки, переживаний и т.д)
В связи с эти можно выделить картины мира, которые сводятся к единообразной матрице:
- эстетическую
-научную
-религиозную
-этическую
-правовую
-философскую и множество других
Однако перед построением этих картин человеку необходимо сформировать другую картину, наполненную интуитивным смыслом и значениями, которые различными способами передают универсальность мира.
Исходя из того, как понимают
картину мира социологи, психологи,
психоаналитики, её следует определить
как систему образов (и связей
между ними) — наглядных представлений
о мире и месте человека в нём,
сведений о взаимоотношениях человека
с действительностью (человека с
природой, человека с обществом, человека
с другим человеком) и самим собой.
Составляющие картину мира образы являются
не только (и не столько) зрительными,
но и слуховыми, осязательными и
обонятельными; образы и сведения чаще
всего имеют эмоциональную
В соответствии с этими особенностями картина мира:
- целиком определяет
- представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
- имеет исторически
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.
Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.
Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий.
Каждая культура
индивидуальна. Она
Развитие межкультурных связей приводит не только к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, но и к их некоторой унификации. Это отражается в быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат разным культурам.
Культурная картина мира как инструмент описания и понимания истории культуры.
Российский академик, член РАН России, А.Я. Флиер призвал относиться к понятию «культурной картины мира как очень условному термину, почти как к метафоре. Поскольку данное понятие претендует на целостную объединённую характеристику всей системы и миропредставлений, и религиозных верований, и рациональных и мифологических взглядов, поскольку её научная доказуемая репрезентативность становиться «сомнительной». Мы не можем реконструировать прошлое наших и чужих культур полностью, мы делаем это на основании данных археологи, фольклора и т.д.
Важно понимать, что в
большинстве случаев под
Заключение
Понятие культуры имеет достаточно
длительную историю, в течение которой
его содержание постепенно расширялось
и видоизменялось, и по сей день
существует множество определений
этого понятия, иногда пересекающихся
и дополняющих друг друга, а иногда
и противоречащих одно другому. Если
же не углубляться в частности, то
можно сказать, что "в исследовании
культуры сложилось два подхода,
которые можно назвать
С самого раннего детства – будь то детство человека или детство человечества – мы придумываем себе истории, пытаясь узнать мир и обжиться в нём, сделать его понятным и уютным. Так мы создаём себе сначала картинку своего маленького мира, потом – картинку мира большого; смотрим, слушаем и фантазируем, склеивая кусочки собственного опыта.
Библиографический список
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Для студентов технических вузов. – М., 2007. Серия «Учебник для вузов».
2. Кравченко, А. И.
3. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007.
4. Культурология. История
мировой культуры. Учебное пособие
для студентов вузов по
5. Юнг, К. Г. Человек и его символы. – М.: 2008.