Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:52, реферат
В данной работе рассматривается « культурная картина мира». Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимания мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.
1. Введение 3
2. Глава 1. Общие понятия о культурной картине мира 4
3. Глава 2. Временная и пространственная культурная картина мира 9
4. Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира 10
5. Заключение 14
6. Библиогфический список 15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
______________________________
Кафедра: Философии и социальных наук
Дисциплина: Культурология
РЕФЕРАТ
Тема : Культурная картина мира
Выполнил(а):студент(ка) группы 1-ТЗ-45 «с», 1 курс
Специальность:262000.62
Коржова Анна Андреевна
Дата выполнения (9 декабря 2013 год)
Проверил:
Дата проверки :
Санкт-Петербург
Содержание
1. Введение
2. Глава 1. Общие понятия о культурной картине мира 4
3. Глава 2. Временная и
пространственная культурная
4. Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира 10
5. Заключение
6. Библиогфический список
Введение
В данной работе рассматривается « культурная картина мира». Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимания мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.
Исследование данной темы поможет ответить на такие вопросы как: «Из чего складывается культурная картина мира?» , «где и как формируется культурная картина мира?», « как строиться культурная картина мира?», «где проявляеться и как существует культурная картина мира?». Соответственно задача данного исследования – нахождение ответов на поставленные выше вопросы.
Глава 1. Общие понятия о культурной картине
В ходе развития человечества образовалось множество различных национальных культур, в каждой из которых отразилось своеобразное мировоззрение. Определённая нация или этическая группа по - своему видит человека и его место в мире. Таким образом, культурной картиной мира называется совокупность специфических взглядов, понятий, воззрений, знаний о мироустройстве, отношение народа к явлениям реальности.
Культура в самом общем
виде представляет собой продукт
совместной жизнедеятельности людей,
систему согласованных способов
их коллективного существования, упорядоченных
норм и правил удовлетворения групповых
и индивидуальных потребностей и
т.п. Ее возникновение обусловлено
тем, что при продолжительном
совместном проживании людей на одной
территории их коллективная хозяйственная
деятельность, оборона от нападений
формируют у них общее
Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности — в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов. Народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много вековживут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двух- этажные, а третьи — деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. Точно указывала, в какой губернии она родилась.
Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др.
Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность-онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.
Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культурементальность — общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.
Ментальность всегда отражает
специфические особенности
Из чего складывается культурная картина мира?
Фундамент каждой культуры
составляют пласты, которые связаны,
прежде всего, с первоначальным ощущениями
нации – архетипами, мифологией,
образной системой, способом восприятия
хронотопа и т.д. То есть при узком
понимании в культурную картину
входят эти самые «ненаучные»
знания, которые нельзя полноценно
рассмотреть с точки зрения рациональности.
При широком понимании в
Где и как формируется культурная картина мира?
Культурная картина мира формируется в двух слоях жизнедеятельности: практический и рефлектирующий слой. Практический(трудовой и т.д.) – слой, на котором непосредственно осуществляется жизненный процесс. Рефлектирующий (интеллектуальны, эмициональный и .т д.) – слой, на котором человек проводит самоанализ, утверждаясь в мире. При этом в состав культурной кртины мира входят те жизненные смыслы (моральные понятия, ценности, символы и т.д.), которые являются фундаментом культуры человека.
Как строится культурная картина мира?
Человек всегда строит картину мира исходя из того, что для него значит мир. При этом значения не всегда осознаются и поддаются волевому изменению. Так как культура – это не только трудовые отношения между людьми, это нечто иное. Стоящее как бы «над миром» и объединяющее людей именно по этому «надмирному» признаку.
Создавая предмет человек
невольно закладывает в него не только
«пользу», но и свой опыт, способности,
особенности бытия. Кроме того он придаёт
объектам предметного мира особое место
в мироустройстве. Именно таким образом
все предметы и обретают значение. Они
имеют ценность ( значит, и место в культурной
картине мира) не просто как абстрактные
объекты, но и как объекты, выполняющие
определённую функцию в миропорядке, способствующие
структуризации мира и целостности практики.
Где проявляется и как существует
культурная картина мира? Исторические
картины мира.
Всё что делают люди на протяжении всей своей жизни, постоянно преобре тает для них символическое значение. Обычные часто повторяющиеся действия, - трапеза, обмен приветствиями, заключение брака, смерть – приобретают форму ритуалов, обрядов, обрастают сотнями норм и предписаний, регламентирующих порядок всех темпоральных и пространственных сторон человеческой деятельности. Всё это ложиться в последствии в основу культурной картины мира, закрепляется в языке. А язык, как известно, прямыми образом воздействует на психику, формируется мировосприятие и подкрепляя картину мира образной системой, усложняя и развивая её.
Культурная картина мира наследуется каждым поколением, служа одновременно и основой для человеческого поведения и хранителем ментальности народа. Вместе с развитием картины мира, включая в себя со временем большее количество культурных слоёв, понятий, развивается и представление о культурной картине мира.
Таким образом,
- Античная картина мира включала в себя систему мироустройство, в котором ведущую роль выполняли многочисленные боги и герои.
- В средние века культурная картина мира включала в себя парадигму христианского мировоззрения: мир создан Богом, Земля – центр мира, ангелы и черти, Рай и Ад реальны и прочее.
- В новое время в
картину мира включались
Глава 2. Временная и пространственная культурная картина мира
« Узловым» представлениями
в культурной картине мира можно
считать «время» и «
Восприятие времени так же наложило свой отпечаток на языки мира.
Термин tempus («время»)
Произошёл от латинского
tendo – «натягивать».
То есть в латинском языке время тянуться, оно вечно. Для немцев же время – определённый отрезок, а вечность – это то , сто тянется, то, что бесконечно. Все эти ощущения хронотопа в разных языковых культур, развивались в языке, наложили свой отпечаток и на научную картину мира.
Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира.
Человек воспринимает окружающий мир с точки зрения структурированности, т. е. соотносит предметы и их функции со своим жизненным опытом и находит им место в определённой системе взаимоотношений предметов. Таким образом, он формирует предметный мир, который в последствии, складывается с предметным миром других людей, расширяется и включает в свою сферу незнакомые ранее предметы и понятия и транфрмируется в свободную культурную картину мира, в которую Э. Гуссель именовал «жизненным миром». Предметы в него включаются не сами по себе, а в единстве с их значением, поэтому в рамках жизненного мира они разумны и логичны.
Инструменталистский подход у понятию культурной картины мира подразумевает включение в жизненный мир сугубо рационализованных очевидностей, то есть того, существование чего не подвергается сомнению по причине возможности непосредственно это ощутить (потрогать, понюхать и т.д.). Но такой подход, по- первых, очень узок, АО –вторых, лишает предметы и их значение индивидуальности, стирая различия между картинами мира отдельных людей.