Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:01, доклад

Краткое описание

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формирование новых мировоззренческих и идеологических структур. Познавательное отношение современного человека к исследованию таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии и т.п., в которые включен сам человек, нуждается в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного познания.

Содержание

Введение

Мировоззрение и идеология

Общечеловеческие ценности

Национально-государственное самосознание и патриотизм

Религиозный аспект идеологии белорусского государства

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Doklad_mirovozzrencheskaya_osnova_ideologii_gosud.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования 

«Борисовский государственный политехнический колледж »

 

 

 

                                                                                               Отделение: экономическое

                                                                               Специальность: 2-250135

                                                                       Бухгалтерский учёт,

                                                                                 анализ  и контроль, Б-120 

 

 

 

 

 

 

 

Мировоззренческая основа идеологии  белорусского государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила: Маковская А.В.

  Проверила:  Варивоцкая  Н.Н.                                                              

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

2013 уч.г.

Содержание

 

 

  1. Введение

 

  1. Мировоззрение и идеология

 

  1. Общечеловеческие ценности

 

  1. Национально-государственное самосознание и патриотизм

 

  1. Религиозный аспект идеологии белорусского государства 

 

  1. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Поиск новой идеологии и системы  мировоззренческих идей идет  на фоне небывалых событий  мировой цивилизации. Перед современным  белорусским обществом и человечеством  в целом стоят проблемы, требующие  философского осмысления для  их разрешения: 

1) Проблема  выживаемости в ядерный век.

2) Проблема  экологической выживаемости человечества

3) Проблема  сохранения целостности личности.

4) Проблема  коммуникативного единства человечества, необходимости формирования идеалов  открытости, диалога между различными  народами и религиями, не силового  решения возникающих конфликтов.

5) Обоснование  фундаментальных приоритетов, национальной  самоидентификации, системы объединяющих  белорусский народ идей и исторического  выбора собственного пути развития  Беларуси.

          Эти проблемы требуют новых  мировоззренческих и идеологических  идей в отношении к миру  в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном  отношении человека в различных  сферах культуры. Так, чтобы решить  проблему экологической выживаемости, нужны обновленные мировоззренческие  установки по отношению к природе  и обращение к национальным  традициям бережного отношения  к природному миру.

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей  поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые  критерии и подходы для успешного  диалога человека с человеком, ориентированные  на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат  формирование новых мировоззренческих  и идеологических структур. Познавательное отношение современного человека к  исследованию таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии  и т.п., в которые включен сам  человек, нуждается в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного познания. В  иерархии ценностей, к которым, несомненно, относится научная истина, равноценно с ней должны выступать и такие  ценности, как благо человека и  человечества в их единстве и взаимодействии.

      Мировоззренческая основа идеологии государства — это национальная идея, которая включает в себя традиционные ценностные ориентации белорусов, а также общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность и патриотизм.

   

 

Мировоззрение и идеология

Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и  содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей2.

Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального  и общественного), мировоззренческих  позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и  умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки  зрения определенных целей, ценностей  и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая  и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры3.

Идеология в белорусском обществе выполняет  следующие функции: идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики, т.е. идеология выполняет такие социальные функции, как мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизиру-ющую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологическую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

 

Общечеловеческие  ценности

Cовременная Беларусь представляет собой транзитивное общество, в котором пока еще не сформирована аксиологически ориентированная государственность, целостная система мировоззренческих ценностей, приемлемых для людей, познавших горечь и разочарование крушения кумиров и иллюзий, тяжелое испытание Чернобыльской трагедией и человеческого бытия "на изломе", в эпоху "великих перемен". С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологем. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому». Но из этого не следует, что мы должны отказаться от рационального осмысления происходящего, от веры в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личностного и социального сознания на разумных началах, ибо разум, а значит мораль, совесть, справедливость являются значимыми для нас до тех пор, пока они определяют нашу личную и социальную позицию и поведение, ибо то, что создано разумом, может быть достойно использовано лишь в том случае, если в этом использовании разум же участвует.

Необходимость поиска новых мировоззренческих  структур отношения к миру стала  лейтмотивом XX Всемирного конгресса (10-16 августа 1998 г. Бостон, США) выступила идея обращения к человеческому разуму, его защиты, а через обращение к разуму — примирению человечества, его воспитанию. Просветительская тема конгресса "Пайдея: Философия в воспитании человечества" подчеркивала необходимость рационального осмысления происходящего в мире, поиска путей сосуществования в рамках альтернативных взглядов и подходов, решения глобальных проблем, воспитания человечества и особенно молодого поколения в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению друг к другу, открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов. Первый в XXI столетии XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к мировым проблемам» (август 2003) также призывает человечество к рациональному переосмыслению происходящих в мире процессов и к согласию.

Права человека являются главной общечеловеческой ценностью гражданского общества. Права человека – политические, гражданские, социальные, экономические и культурные – впервые были закреплены в виде Всеобщей декларации прав человека в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Право человека является основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права делают нас людьми. В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Права человека – это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.

В Конституции  Республики Беларусь записано (ст. 2), что  «Человек, его права, свободы и  гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и  государства». Другим принципиальным положением Конституции в области  прав человека является признание равенства  всех перед законом и право  каждого без всякой дискриминации  на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции  и в Разделе II «Личность, общество, государство».

 Человек,  его права и свободы в нашей  стране конституционно провозглашены  в качестве «высшей ценности»,  которую государство обязано  признавать, соблюдать и защищать.

Национально-государственное  самосознание и патриотизм

Фундаментальными  приоритетами и консолидирующей идеей белорусского общества, в рамках которых объединяются разнообразные многовариантные подходы и фиксируются значимые для открытого общества ценности, являются, несомненно, национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, социально-ориентированной, рационально-целесообразной, рыночной экономики; основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости, обеспечение условий для реализации творческих способностей людей, социальной защиты интеллектуальной элиты Беларуси, сохранения научных школ и направлений.

Необходимо  учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который  определяет нравственные начала и нормы  социальной жизни и поведения  человека в обществе. Здесь важно  осмысление геополитического положения  Беларуси, располагающейся на стыке  двух культур, двух цивилизаций — Востока и Запада. Восточные славяне, находясь на перекрестке мировых цивилизаций, подобно другим "контактным" государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т. д.), находились в состоянии "дрейфующего общества", постоянного "раскачивания" между двумя космосами — Востоком и Западом, и несли болезненное и порою трагическое бремя его маятникового движения. Но отсюда и в высшей степени необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты, например, белорусского народа — его толерантность, гибкость, уступчивость, открытость, жертвенность, доброта, совестливость, или широта, открытость, антиномичность, свойственные «русской душе».

Возможно, на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного  плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит и отрицанием европоцентризма, именно славянский мир сможет сыграть ведущую роль творческого посредника между Востоком и Западом, и тем самым послужит их интеграции, пониманию, а не противостоянию и желанию подчинить друг друга. Находясь же на перекрестке цивилизаций и в силу своего геополитического статуса, став местом встречи Востока и Запада уже внутри славянства Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.

В своей  национальной культуре белорусский  народ, как и другие, выражают свою индивидуальность, придавая отдельным  элементам культуры общенациональный тон.

Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства